Цель исследования : осуществить компаративный анализ позиции философа В. Соловьёва и литературного критика Д. Мережковского о феномене Лермонтова (нравственно-христианская и религиозно-мистическая точки зрения)
Задачи исследования : 1) изучить и сформулировать позицию философа В. С. Соловьёва о творчестве и личности М. Ю. Лермонтова по материалу одноимённой публичной лекции «Лермонтов»; 2) познакомиться с материалом статьи критика Д. С. Мережковского «Лермонтов — поэт сверхчеловечества»; 3) осуществить компаративный анализ позиций В. С. Соловьёва и Д. С. Мережковского и их последователей (В. Ходасевич, В. Розанов)
Гипотеза : феномен Лермонтова заключается именно в том, что его «демонизм» не исключает гармонии, и полярные точки зрения исследователей объясняются особенностями их индивидуального мировоззрения
Заявленная тема представляется нам актуальной , так как она привлекала и продолжает привлекать к себе внимание учёных и критиков. Также в настоящее время в литературоведении нет единого и окончательно сформированного мнения по поводу данной проблемы
Наверное, для многих читателей проникновение в мир русской поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым
На формирование моей личности значительное влияние оказала поэзия Лермонтова. Для меня секрет его обаяния — в отстранённом одиночестве…
Лермонтов, один из родоначальников русской классической прозы, в двадцатом веке не был обойден вниманием литературоведов. Б. М. Эйхенбаум писал в связи со столетием гибели поэта, что подлинно исторического освещения его творчество ещё не получило, что «многое не только не оценено, но даже и не прочитано так, как должно быть прочитано»
В центре нашего внимания — полемика философа В. С. Соловьёва и литературного критика Д. С. Мережковского. Авторы наиболее полно интерпретировали, на наш взгляд, наследие Лермонтова в своих: публичной лекции «Лермонтов» (Соловьёв) и статье «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (Мережковский). Владимир Соловьёв и Дмитрий Мережковский выразили полярные точки зрения. Если Соловьёв говорил о гибельности духовного пути Лермонтова, о торжестве зла над добром в его творчестве, то Мережковский — о постоянном смешении добра и зла, света и тьмы в сознании поэта. В. С. Соловьёв представлял великого русского романтика прямым родоначальником «ницшеанства». Д. С. Мережковский посвятил статью оправданию и возвеличиванию лермонтовской непримиримости и богоборчества
Рассмотрим точки зрения обоих мыслителей более подробно:
Главные тезисы публичной лекции В. С. Соловьёва «Лермонтов»:
- Ведущая черта лермонтовского гения –напряжённость и сосредоточенность мысли на себе, глубина личного чувства
- Очередная черта — способность поэта переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений (пророческая способность)
- Осознание собственной гениальности не как служения, а только как права
В. С. Соловьёв отнёс Лермонтова к тем поэтам, у которых рефлексия проникает в процесс творчества и как постоянный элемент в сознании поэта разлагает цельность его воззрений и подрывает художественную деятельность. По Соловьёву, Лермонтову присущ порок ницшеанского умонастроения , который состоит в «презрении к человеку, присвоении себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения». Но при этом Соловьёв признаёт, что религиозное чувство часто засыпало в Лермонтове, но никогда не умирало в нём
В данной полемике позиция В. С. Соловьёв может быть интерпретирована как позиция «обвинителя», обличителя
Прозаик и литературный критик Д. С. Мережковский первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения. Он утверждал, что импрессионизм, язык символа и «мистическое содержание» могут расширить «художественную впечатлительность» русской словесности и полагал, что «муза критики и муза поэзии — родные сёстры»
Из статьи Д. С. Мережковского «Лермонтов — поэт сверхчеловечества»:
- Один-единственный человек в русской литературе, до конца не смирившийся, — Лермонтов.
- Лермонтов — первый, кто в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле. Постоянная борьба.
- Отношения поэта Лермонтова с Богом — это отношения святого богоборчества.
Надо учитывать и то, что В. С. Соловьёв, будучи христианским мыслителем, видел смысл мирового процесса в нравственном возрождении человечества на началах евангельских истин. Искусство для него есть поиск идеала (в своей докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880) он выразил убеждение, которое легло в основу всех его работ по этике, эстетике и литературной критике: «Нравственная деятельность, теоретическое познание и художественное творчество человека необходимо требуют безусловных норм или критериев, которыми бы определялось внутреннее достоинство их произведений, как выражающих собой благо, истину и красоту»)
Религиозность же Мережковского не была ортодоксальной: он часто критиковал православие. Мыслитель подходил ко всему рационально, стараясь мыслить широко. «Дух смирения», присущий православию, русской литературе, понимался им как «рабье смирение» и вызывал у него решительный протест. Именно поэтому Мережковский находит в Лермонтове «единственного человека в русской литературе, до конца не смирившегося»
Противоположные взгляды Соловьёва и Мережковского, на наш взгляд, не откроют нам абсолютной истине о Лермонтове
Позиция Соловьёва — рассудочна, холодна, в рассуждениях — есть только жёсткая логика. Соловьёв рассуждает, исходя из собственных убеждений, сводя их к христианству. Речь «защитника» — Мережковского полна живого тепла, уважения к поэту. Многие читатели, восхищённые музой Лермонтова, невольно становятся на сторону Мережковского
В. С. Соловьёв и Д. С. Мережковский — не единственные исследователи, писавшие в этом ключе о наследии Лермонтова. Поэт «серебряного века» и автор статей о русской литературе 19-го века В . Ф . Ходасевич в оценке творчества Лермонтова более близок к позиции В. С. Соловьёва. По Ходасевичу, привить читателю чувства порочного героя, дать попробовать ему яд страстей и страданий — вот единственная и главная задача Лермонтова как поэта и прозаика
Писатель В . В . Розанов — последователь Д. С. Мережковского. Он ставит Лермонтова выше Пушкина и называет его стихотворения «Спор», «Три пальмы», «Ветка Палестины» «золотым нашем Евангельицем». Как и Мережковский, Розанов считает религиозно-духовное начало доминирующим в творчестве Лермонтова
Разные точки зрения говорят о многозначности возможных интерпретаций феномена Лермонтова
В современном литературоведении споры о том, какая же из линий — демоническая или христианская — преобладает у зрелого Лермонтова, продолжаются. Сторонниками первой точки зрения являются, например, Е. Пульхритудова, и В. Вацуро, второй — А. В. Моторин и П. А. Висковатов
Осуществив компаративный анализ позиций философа В. С. Соловьёва и литературного критика Д. С. Мережковского о феномене Лермонтова, мы пришли к выводу, что суждения каждой из спорящих сторон о Лермонтове односторонни. Всем ходом исследования мы убедились в правомерности выдвинутой гипотезы : действительно, феномен Лермонтова заключается именно в том, что его «демонизм» не исключает гармонии
Миссия Лермонтова — загадка. Лермонтов был «избранником», сам он понял это очень рано. Но кем и для чего он был избран? Раскрыть эту тайну, наверное, не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в реальный мир «печали и слёз» с обновлённой душой можно и должно попытаться.