Феномен Лермонтова-поэта: «предел духовного падения» (Владимир Соловьёв) или «почва для святого богоборчества» (Дмитрий Мережковский)? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (51) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.11.2021

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Базай, Д. О. Феномен Лермонтова-поэта: «предел духовного падения» (Владимир Соловьёв) или «почва для святого богоборчества» (Дмитрий Мережковский)? / Д. О. Базай, Л. И. Тевелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 10 (51). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/young/archive/51/2677/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель исследования : осуществить компаративный анализ позиции философа В. Соловьёва и литературного критика Д. Мережковского о феномене Лермонтова (нравственно-христианская и религиозно-мистическая точки зрения)

Задачи исследования : 1) изучить и сформулировать позицию философа В. С. Соловьёва о творчестве и личности М. Ю. Лермонтова по материалу одноимённой публичной лекции «Лермонтов»; 2) познакомиться с материалом статьи критика Д. С. Мережковского «Лермонтов — поэт сверхчеловечества»; 3) осуществить компаративный анализ позиций В. С. Соловьёва и Д. С. Мережковского и их последователей (В. Ходасевич, В. Розанов)

Гипотеза : феномен Лермонтова заключается именно в том, что его «демонизм» не исключает гармонии, и полярные точки зрения исследователей объясняются особенностями их индивидуального мировоззрения

Заявленная тема представляется нам актуальной , так как она привлекала и продолжает привлекать к себе внимание учёных и критиков. Также в настоящее время в литературоведении нет единого и окончательно сформированного мнения по поводу данной проблемы

Наверное, для многих читателей проникновение в мир русской поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым

На формирование моей личности значительное влияние оказала поэзия Лермонтова. Для меня секрет его обаяния — в отстранённом одиночестве…

Лермонтов, один из родоначальников русской классической прозы, в двадцатом веке не был обойден вниманием литературоведов. Б. М. Эйхенбаум писал в связи со столетием гибели поэта, что подлинно исторического освещения его творчество ещё не получило, что «многое не только не оценено, но даже и не прочитано так, как должно быть прочитано»

В центре нашего внимания — полемика философа В. С. Соловьёва и литературного критика Д. С. Мережковского. Авторы наиболее полно интерпретировали, на наш взгляд, наследие Лермонтова в своих: публичной лекции «Лермонтов» (Соловьёв) и статье «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (Мережковский). Владимир Соловьёв и Дмитрий Мережковский выразили полярные точки зрения. Если Соловьёв говорил о гибельности духовного пути Лермонтова, о торжестве зла над добром в его творчестве, то Мережковский — о постоянном смешении добра и зла, света и тьмы в сознании поэта. В. С. Соловьёв представлял великого русского романтика прямым родоначальником «ницшеанства». Д. С. Мережковский посвятил статью оправданию и возвеличиванию лермонтовской непримиримости и богоборчества

Рассмотрим точки зрения обоих мыслителей более подробно:

Главные тезисы публичной лекции В. С. Соловьёва «Лермонтов»:

  1. Ведущая черта лермонтовского гения –напряжённость и сосредоточенность мысли на себе, глубина личного чувства
  2. Очередная черта — способность поэта переступать в чувстве и созерцании через границы обычного порядка явлений (пророческая способность)
  3. Осознание собственной гениальности не как служения, а только как права

В. С. Соловьёв отнёс Лермонтова к тем поэтам, у которых рефлексия проникает в процесс творчества и как постоянный элемент в сознании поэта разлагает цельность его воззрений и подрывает художественную деятельность. По Соловьёву, Лермонтову присущ порок ницшеанского умонастроения , который состоит в «презрении к человеку, присвоении себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения». Но при этом Соловьёв признаёт, что религиозное чувство часто засыпало в Лермонтове, но никогда не умирало в нём

В данной полемике позиция В. С. Соловьёв может быть интерпретирована как позиция «обвинителя», обличителя

Прозаик и литературный критик Д. С. Мережковский первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения. Он утверждал, что импрессионизм, язык символа и «мистическое содержание» могут расширить «художественную впечатлительность» русской словесности и полагал, что «муза критики и муза поэзии — родные сёстры»

Из статьи Д. С. Мережковского «Лермонтов — поэт сверхчеловечества»:

  1. Один-единственный человек в русской литературе, до конца не смирившийся, — Лермонтов.
  2. Лермонтов — первый, кто в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле. Постоянная борьба.
  3. Отношения поэта Лермонтова с Богом — это отношения святого богоборчества.

Надо учитывать и то, что В. С. Соловьёв, будучи христианским мыслителем, видел смысл мирового процесса в нравственном возрождении человечества на началах евангельских истин. Искусство для него есть поиск идеала (в своей докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880) он выразил убеждение, которое легло в основу всех его работ по этике, эстетике и литературной критике: «Нравственная деятельность, теоретическое познание и художественное творчество человека необходимо требуют безусловных норм или критериев, которыми бы определялось внутреннее достоинство их произведений, как выражающих собой благо, истину и красоту»)

Религиозность же Мережковского не была ортодоксальной: он часто критиковал православие. Мыслитель подходил ко всему рационально, стараясь мыслить широко. «Дух смирения», присущий православию, русской литературе, понимался им как «рабье смирение» и вызывал у него решительный протест. Именно поэтому Мережковский находит в Лермонтове «единственного человека в русской литературе, до конца не смирившегося»

Противоположные взгляды Соловьёва и Мережковского, на наш взгляд, не откроют нам абсолютной истине о Лермонтове

Позиция Соловьёва — рассудочна, холодна, в рассуждениях — есть только жёсткая логика. Соловьёв рассуждает, исходя из собственных убеждений, сводя их к христианству. Речь «защитника» — Мережковского полна живого тепла, уважения к поэту. Многие читатели, восхищённые музой Лермонтова, невольно становятся на сторону Мережковского

В. С. Соловьёв и Д. С. Мережковский — не единственные исследователи, писавшие в этом ключе о наследии Лермонтова. Поэт «серебряного века» и автор статей о русской литературе 19-го века В . Ф . Ходасевич в оценке творчества Лермонтова более близок к позиции В. С. Соловьёва. По Ходасевичу, привить читателю чувства порочного героя, дать попробовать ему яд страстей и страданий — вот единственная и главная задача Лермонтова как поэта и прозаика

Писатель В . В . Розанов последователь Д. С. Мережковского. Он ставит Лермонтова выше Пушкина и называет его стихотворения «Спор», «Три пальмы», «Ветка Палестины» «золотым нашем Евангельицем». Как и Мережковский, Розанов считает религиозно-духовное начало доминирующим в творчестве Лермонтова

Разные точки зрения говорят о многозначности возможных интерпретаций феномена Лермонтова

В современном литературоведении споры о том, какая же из линий — демоническая или христианская — преобладает у зрелого Лермонтова, продолжаются. Сторонниками первой точки зрения являются, например, Е. Пульхритудова, и В. Вацуро, второй — А. В. Моторин и П. А. Висковатов

Осуществив компаративный анализ позиций философа В. С. Соловьёва и литературного критика Д. С. Мережковского о феномене Лермонтова, мы пришли к выводу, что суждения каждой из спорящих сторон о Лермонтове односторонни. Всем ходом исследования мы убедились в правомерности выдвинутой гипотезы : действительно, феномен Лермонтова заключается именно в том, что его «демонизм» не исключает гармонии

Миссия Лермонтова — загадка. Лермонтов был «избранником», сам он понял это очень рано. Но кем и для чего он был избран? Раскрыть эту тайну, наверное, не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в реальный мир «печали и слёз» с обновлённой душой можно и должно попытаться.



Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Василий Розанов как писатель Серебряного века

Василий Розанов был не только мыслителем, философом, публицистом, литературным критиком, но и писателем. Его собственный вклад в литературу — это прежде всего «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб первый — 1913; короб второй — 1915). В. Розан...

Правда и вымысел о периоде правления «романтического императора» — «врага коварства и невежд», «русского Гамлета»

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение философско-культурологических воззрений Д. С. Мережковского (на примере романа «Смерть богов (Юлиан Отступник)»)

Совместимы ли мораль и политика? Чьи идеи — Макиавелли или Канта — более необходимы современному миру

Это эссе — попытка понять совместимость морали и политики у двух самых влиятельных философов Никколо Макиавелли («Государь») и Иммануила Канта («К вечному миру», «Критика чистого разума»). Выбраны они, как самые уважаемые философы в своих областях.

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова

Во многих лирических произведениях М. Ю. Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды: мотивы обращения к Богу, неоднозначное к нему отношение. Порой звучат трепетные слова о Всевышнем, порой недовольство им и даже откровенное соперничество. Ка...

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Василий Розанов как писатель Серебряного века

Василий Розанов был не только мыслителем, философом, публицистом, литературным критиком, но и писателем. Его собственный вклад в литературу — это прежде всего «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб первый — 1913; короб второй — 1915). В. Розан...

Правда и вымысел о периоде правления «романтического императора» — «врага коварства и невежд», «русского Гамлета»

«На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (категория покоя в творчестве Леонида Андреева)

В данной статье рассматривается категория «покоя» в художественном мире Леонида Андреева на примере рассказа «Покой». При анализе таких понятий, как «смерть», «выбор», «небытие», «вечная жизнь» автор статьи сопоставляет взгляды писателя и воззрения п...

Мифологемы сатаны и антихриста как отражение философско-культурологических воззрений Д. С. Мережковского (на примере романа «Смерть богов (Юлиан Отступник)»)

Совместимы ли мораль и политика? Чьи идеи — Макиавелли или Канта — более необходимы современному миру

Это эссе — попытка понять совместимость морали и политики у двух самых влиятельных философов Никколо Макиавелли («Государь») и Иммануила Канта («К вечному миру», «Критика чистого разума»). Выбраны они, как самые уважаемые философы в своих областях.

Способ авторской рефлексии в стихотворениях В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

«Мысль изреченная есть ложь». Афоризм Ф. И. Тютчева у всех на слуху. Становясь расхожей фразой, философский пассаж часто утрачивает глубину. Автор настоящего исследования взяла на себя смелость постичь природу «невыразимого». Материалом для наблюден...

Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова

Во многих лирических произведениях М. Ю. Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды: мотивы обращения к Богу, неоднозначное к нему отношение. Порой звучат трепетные слова о Всевышнем, порой недовольство им и даже откровенное соперничество. Ка...

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Образ Петербурга в стихотворении К. Аксакова «Петру» и стихотворениях А. Ахматовой «Высокомерьем дух твой помрачен…» и «Когда в тоске самоубийства…»

Задать вопрос