Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 03.04.2024

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Николаенко, Э. Г. Образ лермонтовского Демона в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока / Э. Г. Николаенко, М. Д. Шляпникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4345/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье автор объясняет взаимосвязь явления демонизма в русской культуре. Конкретными примерами являются труды М. Ю. Лермонтова, М. А. Врубеля, А. А. Блока.

Ключевые слова: символизм, поэзия, Серебряный век, Демон, мистицизм.

Серебряный век — искусный образ, создающий уже сам по себе ассоциации с блеском серебра, туманной водной гладью и холодом лунного света. Открывает эпоху Серебряного века символизм, отличительной чертой которого была готовность к возрождению блестящих эстетически-философских идей и соединению новых способов мироощущения.

Предзнаменованием для рождения нового явления стал сборник «Русские символисты» В. Я. Брюсова. В нем литературовед отмечал, что после эпохи символизма, поэты, не считавшие себя последователями этого течения, невольно приближались к нему, желая выразить едва уловимые чувства. «Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем неизвестное настроение» [9]. Вторым сигналом можно считать работу Д. С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Мережковский назвал три главных элемента зарождающегося движения: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Ключевым для эстетики символизма было слово «символ», которое имело разные толкования. Н. А. Бердяев, пытаясь обосновать это понятие, заявлял: «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть другой мир». Символ в этой новой поэтике не просто указывает на что-то тайное, но более того — знаменует небывалую прежде концентрацию таинственного в душе и в мире. Исходя из мифопоэтичности символизма, родилась теория творчества, вызванного силой озарения. Непривычны были звучавшие в стихах символистов утверждения об относительности человеческих представлений о Добре и Зле, о том, что цель поэта — не служение единой истине, а упоение полнотой бытия, красотой мгновения во всех её проявлениях.

Поэтический символизм стал основой концептуального развития новой художественной образности, вдохновляя на творческие искания многих одаренных русских мастеров.

Но прежде чем перейти к рассмотрению демонизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока, следует непосредственно обратиться к поэме «родоначальника» данного явления для символистов — М. Ю. Лермонтову.

Над поэмой «Демон» поэт работал в течение десяти лет — с 1829 по 1839 год. Портрет Демона — это постоянное столкновение противоположных начал. Внутреннее беспокойство, метания, развитие мысли, эмоциональные всплески, — все эти черты, свойственные лирическому герою Лермонтова достигли своего апогея в характере Демона поздних редакций.

Данная поэма — итог всему циклу юношеских произведений поэта, некий автобиографичный памятник. Во второй редакции рукописи «Демона» видим заметку Лермонтова: «L'âme de mon âme», что в переводе означает «Душа моей души». Еще при жизни автор утверждал, что имеет с самим Демоном много общего.

Если вспомнить, как часто Лермонтов считал свою собственную душу умершей для всех чувств («Нищий»), то станет понятным, почему поэт так усердно и трепетно работал над своим произведением. В первоначальных очерках поэма была совершенно абстрактна — без времени, места и действия. Лишь после странствований по Кавказу творец локализировал действие в Грузии и обогатил текст глубоким философским содержанием.

Поэт изобразил принципиально неоднозначного героя, во многом противоположного героям его собственных ранних поэм, не прямо воплощающего личность автора, а находящегося с ней в сложных отношениях. «В поэме Лермонтова, — писала Е. М. Пульхритудова, — сосуществуют два контрастных... мира: мир Демона — сфера чистого знания, бесплотной абстракции, холодной беспредельности космических пространств, и мир Тамары — земной природы, радости, красоты. И трагедия Демона — в разобщенности этих двух миров; мира «чистого разума» и живой, реальной действительности. В конечном счете эта разобщенность порождает ту катастрофу, которой завершается поэма».

Образ Демона интриговал всякого читателя его мощными страстями, скептическим, холодным разумом Печорина («Герой нашего времени»), с его красноречием — и с его вечными противоречивыми страданиями остался в литературе одним из величайших художественных образов. «Не смейся над моей пророческой тоскою» — написал Лермонтов в 1837 году, отражая чувства и устремления самого Демона.

С М. Ю. Лермонтовым художника рубежа XIX-XX веков — М. А. Врубеля связывало крепкой нитью то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного и непокоренного не при каких обстоятельствах творческого характера. Начать следует с графических иллюстраций к поэме «Демон». Именно они как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Творения создают впечатление красочности благодаря богатству тональных переходов темной акварели. Художника постоянно одолевала идея создания целого эквивалента многоцветности в монохромной гамме. Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета — все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».

М. А. Врубель, «Голова Демона на фоне гор», 1890–1891.

Рис. 1. М. А. Врубель, «Голова Демона на фоне гор», 1890–1891.

После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова и картиной «Демон сидящий», Врубель восемь лет не возвращался к теме Демона. Но в последние годы жизни художника эта тема выступила центральной в его творчестве. Он написал три монументальных полотна — «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Последнюю Врубель продолжал видоизменять даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым пугая и изумляя все общество.

Творчество этого человека полно рокового предчувствия и трагизма. Александр Блок в произведении «Памяти Врубеля» от 1910 года писал: «Падший ангел и художник-заклинатель: страшно быть с ними, увидать небывалые миры и залечь в горах. Но только оттуда измеряются времена и сроки; иных средств, кроме искусства, мы пока не имеем. Художники, как вестники древних трагедий, приходят оттуда к нам, в размеренную жизнь, с печатью безумия и рока на лице. Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».

Поэт также написал большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю», прощаясь со своими мистическими идиллиями ушедшей молодости. «С Врубелем я связан жизненно, писал Блок в письме матери, — и, оказывается, похож на него и лицом». Но сам Михаил Врубель об этом ничего не знал — не знал ни Блока, ни вообще русскую молодую поэзию.

Первоэлементом творчества Врубеля является цвет. Изображение на его полотнах дробится на мелкие плоскости и грани, которые, кристаллизуясь, превращают картину в уникальный обьемно-плоский узор. Положенные рядом мазки, словно музыкальные аккорды, сливаются с другими созвучиями в мощное столкновение «симфонических» красок. Врубелевский мир одержим синестезией — становлением и переходностью ощущений: зримое в нем стремится стать музыкальным, музыка -воплощается в форме. Это особенно ощутимо в картине «Демон сидящий», положившей начало живописному циклу из трех работ.

М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890

Рис. 2. М. А. Врубель, «Демон сидящий», 1890

Образ Демона, переосмысленный Врубелем, выражает сокровенные переживания человека эпохи «Findesiecle» — «Конец века» — его мечты о божественно-прекрасном, и одновременно трагический разлад с миром и самим собой, мучительные поиски смысла бытия. Тоска по «музыке цельного человека» стала внутренним нервом «Демона сидящего». Художник был уверен, что его Демона не понимают — «путают с дьяволом». «А Демон по-гречески... значит «душа». К нему ближе сократовский божественный голос», -объяснял он. Окаменевший пейзаж на картине — каменные цветы и облака- символизирует чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня»...

Следующая картина — «Демон летящий», осталась незаконченной. Отложив ее из-за сложных жизненных обстоятельств, художник взялся за создание своего последнего шедевра, финальным исходом — «Демона поверженного». На полотне изображен вознесшийся Демон, летящий над горами Кавказа, рис. 3. На фоне можно рассмотреть заснеженные вершины гор, бурную реку (предположительно — Терек). Мрачный дух устремлен вперед, в выражении его лица угадываются следы скорби и глубокая задумчивость. Узкое пространство, «сжатость» картины и ее мрачные тона создают предчувствие обреченности на поражение.

М. А. Врубель, «Демон летящий», 1899

Рис. 3. М. А. Врубель, «Демон летящий», 1899

В 1902 году Врубель заканчивает работу над «Демоном поверженным» — изломанным об жемчужные скалы духом, рис. 4. Оперение когда-то мощных крыльев обратилось в позолоченные павлиньи перья. В идее художника Демон повержен только физически, ведь его взгляд все еще остается бунтующим, горящим, сумасшедшим. Падший ангел будет снова и снова взбираться на высоту и лететь, чтобы достичь своего небесного идеала.

М. А. Врубель, «Демон поверженный»

Рис. 4. М. А. Врубель, «Демон поверженный»

Серия картин, посвященная судьбе Демона, оказала влияние на дальнейшее развитие философской концепции и поэзии Серебряного века. Многие поэты посвящали свои стихи именно Демону Врубеля. Своим талантом художник дал новую жизнь великим поэтическим символам, берущим начало в народном эпосе.

От неразгаданных тайн живописи М. А. Врубеля перейдем к рассмотрению поэзии младшего символиста — А. А. Блока, подчеркнув при этом его связь с гениальным мастером полотна.

Современник поэта А. Белый писал: «Когда говоришь о поэте, то говоришь о центровом его образе, о мифе сердца его и о мифах, с ним связанных, требующих огромного комментария; если бы мы могли разложить эти мифы на мысли, то каждый «миф» Блока потребовал тома бы». Вслушивание, пристальное вглядывание в историю — черта блоковского мироощущения. «Не надивишься историческому чутью Блока» — писал Мандельштам. Произведения «Демон» («Прижмись ко мне крепче и ближе»...) и «Демон» («Иди, иди за мной — покорной»...) из цикла «Страшный мир» от 1910 года, пожалуй, показательные в данном случае. По разъяснению Блока, стихотворения были написаны под впечатлением от смерти выдающегося русского художника М. А. Врубеля и содержит «намеки» на связь демонов Лермонтова и Врубеля. Чувства тоски, одиночества и бессилия овладевают персонажем: он считает себя бесприютным скитальцем, блуждающим «средь чужих».

Для Блока образ Демона выступал символом времени, выражением предчувствия беспокойной души, воплощением мировой скорби. Демон оторван от мира, загублен рефлексией и отягощен безволием «Возмездия», «Незнакомки». Лексика, выделяющая оттенки синего, лилового и желто-золотого, совпадает с колоритом работы Врубеля, изображающей поверженного духа. Единство и гармония природных явлений в произведении Блока только подчеркивает одиночество усталого, изломанного душой и телом темного духа. Так развивается мотив искушения. Облик Демона заключает в себе противоречивые и двойственные человеческие черты: вольность, коварство, откровенность, равнодушие. Читатель может глубоко прочувствовать их оттенки благодаря фантастическому мастерству передачи эмоциональной окраски демонических страданий через поэзию.

Следующее произведение — Демон («Иди, иди за мной покорной»...) начинается с призыва к возлюбленной, которая уже находится под властью темного духа. Могучий властелин гор в отличие от предыдущего стихотворения изображен здесь властным, самоуверенным и коварным до предела. Демон нарочно «притягивает» спутницу к себе описанием заманчивых природных далей, которые недоступны простым смертным.

Главными частями невиданных уголков становятся «гребень нагорный», чарующая «бездна», «незапятнанный луг». Автор дважды подчеркивает сверкающий эффект гор, чтобы вновь акцентировать внимание читателя на отторженности и чуждости Демона на Земле. Искуситель присушивается к скромным желаниям девушки. Возникает новая точка путешествия — космическая, в которой двоемирие сходится в единое целое. В душе героини возникают невиданные чувства, порождающие в ее светлой душе «страх и бессилье». Земное существо не в силах выдержать напора вселенских озарений, которые создал Демон для «игры». Дух верно откликается на просьбу девушки и охотно отпускает возлюбленную, провожая ее «божественной улыбкой». Жестокость такого исхода усиливается сравнением погибающей с «камнем зыбким», и вновь уводит читателя на невообразимую горную высоту, доступную только лишь поверженному Демону.

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью понял врубелевский мир. А. Н. Бенуа писал: «Возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением... Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Значительное влияние на развитие демонического явления в русской культуре оказал образ Демона поэмы М. Ю. Лермонтова, к которому, так или иначе, обращались не только современники поэта, но и его последователи — писатели, философы, исследователи. Так, А. А. Блок считал, что «Демон» Врубеля — и «Демон» Лермонтова — «символ наших времен».

Во многом достижения русской культуры в ХХ веке станут возможны благодаря разработанной концепции символистов. Многие авангардисты будут озадачены символистскими исканиями. Так, теоретик искусства Василий Кандинский создал труд «О духовном в искусстве», и излагал теорию о том, как цвет воздействует на зрителя на основе духовных законов. Кандинский писал о гамме звучания цветов, которую часто использовал в создании своих произведений Врубель — лилово-голубой сумрак ночи, кристаллические переливы белеющих горных вершин — именно это цветовое решение рождает в зрителе стремление к бесконечному, печаль и тоску. Все эти чувства художник воплощал в своей идее о Темном духе.

Символ нельзя познать с помощью разума, подчеркивали всегда символисты. Странствие между двумя мирами в поисках истины никогда не заканчивается. Разгадать тайну бытия нельзя до конца, но можно лишь приблизиться — что и воплощали в демонической теме русские символисты.

Литература:

  1. Жуйкова Е. В. Серебряный век русской поэзии. Стихотворения и судьбы [текст]; М.: Блок-принт, 2023.
  2. Одоевцева И. В. На берегах Невы [текст] / Л. М. Сурис; М.: Директ-Медиа, 2016.
  3. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество [текст]; М.: Детская литература, 1988.
  4. А. Белый. Символизм как миропонимание [текст]; М.: Республика, 1994.
  5. Блок А. А. Том 7. Дневники [текст]; М.: Гослитиздат, 1962.
  6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Русская идея. Самопознание [текст]; М.: Азбука, 2022.
  7. Иванов Г. В. Китайские тени. [текст]; М.: Редакция Елены Шубиной, 2023.
  8. Блок А. А. Наброски 1918 года. Собр. соч.: В 8т. Т. 6. [текст]; М., Л., 1962.
  9. Брюсов В. Я. Русские символисты. [текст]; М.: Директ-Медиа, 2014.
  10. Сухих И. Н. Русская литература для всех. [текст]; СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.


Похожие статьи

Роль и формы гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, М. А. Булгакова

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов

В статье автор старается определить основные художественные методы в творчестве М. М. Хераскова.

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Идея беспредметности в творчестве К. С. Малевича

Данная статья посвящена изучению восприятия предмета в искусстве XX века на примере работ К. С. Малевича. В своем творчестве художник проходит три этапа супрематизма (чёрный, цветной и белый), которые являются воплощением его взглядов на беспредметну...

Психологизация пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и лирике А. А. Фета

В статье автор анализирует творческую взаимосвязь Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» и лирики А. А. Фета.

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об эволюции категории символа от модернизма к постмодернизму)

Настоящая статья посвящена символистской мифологеме: эстетизм, символизация как основное средство мифопоэтики, зеркальность формы, дионисийское и аполлоническое начала художника-символиста — все это основные черты позднего символизма. Бытие формы как...

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Похожие статьи

Роль и формы гротеска в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, М. А. Булгакова

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов

В статье автор старается определить основные художественные методы в творчестве М. М. Хераскова.

Синтез цвета и звука в работах В. В. Кандинского

В статье автор пытается объяснить влияние явления синестезии в живописи. Конкретным примером является научная и художественная деятельность В. В. Кандинского.

Идея беспредметности в творчестве К. С. Малевича

Данная статья посвящена изучению восприятия предмета в искусстве XX века на примере работ К. С. Малевича. В своем творчестве художник проходит три этапа супрематизма (чёрный, цветной и белый), которые являются воплощением его взглядов на беспредметну...

Психологизация пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и лирике А. А. Фета

В статье автор анализирует творческую взаимосвязь Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» и лирики А. А. Фета.

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об эволюции категории символа от модернизма к постмодернизму)

Настоящая статья посвящена символистской мифологеме: эстетизм, символизация как основное средство мифопоэтики, зеркальность формы, дионисийское и аполлоническое начала художника-символиста — все это основные черты позднего символизма. Бытие формы как...

Богоборчество Лермонтова как художественное явление: предварительные заметки

В статье предлагается подход к изучению богоборчества в творческом мире М. Ю. Лермонтова как художественного явления и эстетического феномена.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Задать вопрос