Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерохина, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. В. Ерохина, Е. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97716/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело.

А. С. Макаренко

Приоритеты государственной образовательной политики направлены на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» — традиционные российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.

В условиях глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретают задачи укрепления единства народов Российской Федерации «на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития» [2, с. 1-2].

Именно в дошкольном детстве начинают закладываться предпосылки патриотических чувств. Несмотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень необходимо всегда. Важно показывать дошкольникам привлекательные стороны своей страны, города, села, прививать чувство любви и привязанности к культурным ценностям именно это будет началом, предпосылками зарождения любви к Родине. И МДОУ д/с № 54 «Березка» г. Волжского особое внимание уделяет нравственно-патриотическому воспитанию. Педагогами реализуется программа Е. С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина», которая посвящена изучению истории родного края — Нижнего Поволжья, его традиционной и современной культуры, искусства; развитие созидательной направленности растущей личности. В каждой группе оборудован уголок патриотического воспитания, наработано много дидактического материала. Обязательные элементы каждого уголка — это государственные символы Российской Федерации –отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность.

В своей работе используем разные формы работы: выставки, конкурсы чтецов, тематические дни, проектную деятельность, мероприятия нравственно-патриотической направленности. Ежегодно мы организуем различные акции на базе детского сада, привлекая родителей воспитанников. Акции «Бессмертный полк», «Подарок солдату», «Парад Победы», посвященные Дню Победы, помогают проникнуться уважением к подвигам наших прадедов, формируют чувство гордости и уважение к истории нашей страны, так как именно события Великой Отечественной войны являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Ко Дню защитника Отечества в детский сад приглашаются солдаты с воинской части, с которыми проводятся соревнования, беседы, солдатам ребята задают много вопросов. В группах организуются фотовыставки, выставки творческих работ, поделки для пап, солдат и мальчиков, будущих защитников нашей Родины.

Ежегодно проводим все календарные праздники. Это и российские праздники «День народного единства», «День Конституции Российской Федерации», «День космонавтики», «День России», «День памяти и скорби», «День Российского флага», «День семьи, любви и верности», русские традиционные «Масленица», «Жаворонки», «Весенние гуляния». Также педагоги с воспитанниками и их родителями принимают активное участие в городских мероприятиях, таких как, Новогодняя ёлка во дворе, «Масленица во дворе», в акциях посвящённых Дню Победы, Дню города, в психолого-педагогическом городском проекте «Ладная неделя». Приобщение к народным праздникам и традициям — важная особенность нравственно-патриотического воспитания детей.

В летний оздоровительный период в МДОУ реализуются проекты разной тематики, одним из которых стал проект патриотический направленности «Дружба народов», целью которого было познакомить детей с историей, культурой и традициями союзных республик, которые раньше входили в состав СССР. Дети в течение лета знакомились с традициями и обычаями, элементами культуры, символикой государств. Смотрели мультфильмы, занимались продуктивной деятельностью, слушали народную музыку, играли в народные игры. Каждая неделя заканчивалась развлечением, отражая национальные особенности и традиции республики. В результате дети познакомились и расширили свои представления о республиках СССР, ставшими сейчас странами ближнего зарубежья.

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников — их ближайшее окружение. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, традиции, достопримечательности и т. д. Поэтому педагогии воспитывающие взрослые обязаны хорошо знать историю и особенности своей местности. Они обязаны продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края.

МДОУ организовало серию городских квест-игр среди семей воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа — город Волжский патриотической направленности. Целью квест-игры «Знатоки Волжского» было развитие у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к истории и архитектуре родного города. Команды, путешествуя по родному городу, выполняли задания, узнавая новые интересные факты о достопримечательностях и истории развития нашего города. В процессе игры участники сделали много интересных семейных фотографий, так как одним из заданий было найти достопримечательность, изображенную на фото и сделать снимок всей семьей на память. В конце квест-игры было предложено сделать короткий видео-отзыв, где команды поделились своими впечатлениями. Квест-игра «Путешествие к новогодней ёлочке» была посвящена истории и культуре русских новогодних традиций. В процессе выполнения заданий участники узнали много интересных фактов, связанных с новогодней елкой. Из чего была первая искусственная ёлка, почему в 1916 году новогодние ёлки в России были запрещены и другие интересные факты истории. Задания были ориентированы как для детей, так и для взрослых. Были и загадки, и ребусы, и метаграммы, и творческий фотоконкурс, в котором предлагалось сделать семейную фотографию с ёлочкой, сделанной из подручных средств. Заключительным заданием было создание видеоролика, посвященное защите вырубаемых ёлочек, с которым справились все участники, подошли к этому процессу очень креативно. Квест-игра «По местам боевой славы» была организована в сотрудничестве с «Музейно-выставочном комплексом. Музеем Памяти солдат войны и правопорядка» города Волжского, целью которой было развитие у детей дошкольного возраста и их родителей интереса к истории своей страны, формирование патриотических чувств, уважение и гордость за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Участники посетили музей, в ходе игры познакомились с интересными историческими фактами.

История прошлого — это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Нам всегда кажется, что в своей малой Родине мы знаем все или почти все. Однако, изучая историю своего города, мы делаем для себя много открытий. И творческой группой МДОУ было разработано для детей старшего дошкольного возраста наглядно-дидактическое пособие «Я волжанин! Познавай, играя!», целью которого стало создание оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания детей дошкольного возраста через изучения истории и расширение представлений о родном городе, его достопримечательностях. Это захватывающая игра, в которой ребята отправляются в увлекательное путешествие по родному городу. Знакомятся с интересными местами, культурным наследием, промышленностью и окружающей средой нашего любимого города. Творческая группа разработала шесть цветных маршрутов различной тематики с остановками. Каждый маршрут включает в себя дидактический и наглядно-демонстрационный материал, картотеки с заданиями, подбор дидактических игр и QR- коды, с помощью которых можно осуществить виртуальную экскурсию по разным местам родного города. Игровое поле — это карта родного города. А с помощью кубика, каждая грань которого имеет свой цвет, ребята выбирают маршрут, по которому осуществляют путешествие. Красный маршрут — маршрут безопасности. Знакомятся со службами, обеспечивающими безопасность в нашем городе. Оранжевый маршрут — культурно-исторический, который включает в себя музеи и достопримечательности. Желтый — спортивный маршрут, по которому знакомятся с местами активного отдыха. Зеленый рассказывает о природе родного края. Синий — патриотический. Ребята путешествуют по местам воинской славы. Фиолетовый — промышленный, где речь идет о градообразующих предприятиях и их продукции. А через сюжетно-ролевые, подвижные и настольные игры ребята закрепляют усвоенный материал, перевоплощаясь в строителей, художников, врачей, тех, кто будет творить будущее нашего города, любить его, гордиться, делать все для его процветания и бережно хранить его историю.

Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящие России!

Литература:

  1. Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина. // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32–34.
  2. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» — 2022. — С. 1–2.
  3. Пронина М. А., Карнаухова М. А. Патриотическое воспитание как ценность российского общества/ М. А. Пронина, М. А. Карнаухова: учебно-методическое пособие. — 2014. — 71с.
  4. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, дошкольный возраст, родной край, День, история, ребенок, Российская Федерация, Великая Отечественная война, детский сад, нравственно-патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое. Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «День Победы» по...

Проект направлен на организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» Издательство: ТЦ

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать

‒ экскурсии на выставку-подборку фотографий военных лет «У войны не детское лицо»

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством...

Библиографическое описание: Вагина, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание в

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный...

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач

Знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

В день Государственного флага Российской Федерации (22.08) дети исполняли гимн своей страны.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы...)

Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования

Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. П. Воронько. «Лучше нет родного края».

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Начальная ступень патриотического воспитания

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия. Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного.

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое. Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «День Победы» по...

Проект направлен на организацию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» Издательство: ТЦ

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать

‒ экскурсии на выставку-подборку фотографий военных лет «У войны не детское лицо»

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством...

Библиографическое описание: Вагина, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание в

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный...

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач

Знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

В день Государственного флага Российской Федерации (22.08) дети исполняли гимн своей страны.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы...)

Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования

Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. П. Воронько. «Лучше нет родного края».

ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Начальная ступень патриотического воспитания

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия. Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание

- знакомство с историей родного города через рассматривание иллюстраций о городе.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного.

Задать вопрос