Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 880 раз

Библиографическое описание:

Вагина, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия» / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7671/ (дата обращения: 20.04.2024).

«Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене», — говорил наш выдающийся соотечественник И. П. Павлов.

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг»., утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространство — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа.

Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но маленький человек очень часто с трудом отличает то, что произошло с ним накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать ему, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить ребенка с историей, чтобы было интересно.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.

Целью данного проекта является:

Познакомить детей с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России; формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Проект «Моя история — моя Россия» строился на следующих принципах:

принцип научности — предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.

принцип реалистичности и доступности — предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний.

принцип занимательности — предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, вызывать потребность в практической деятельности.

принцип системности — достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием.

принцип дифференциации и индивидуализации — предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

принцип диалогического общения — как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.

принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности — развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Методы использованные во время работы над проектом: анализ научной и методической литературы, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассказ, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение, экскурсии.

Проект «Моя история — моя Россия» состоит из трёх блоков:

«Дом Романовых»

Данный блок проекта посвящен ознакомлению старших дошкольников с историей России, формированию правильных представлений о ее становлении, культуре, традициях народа.

В 2013году дом Романовых отмечал свое 400-летие. Я со своими воспитанниками проводила активную работу по изучению с детьми истории Царской России, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей.

Цель:

Знакомство с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150218_180501.jpg

 

«Культура и быт народов России»

В наше время проблема нравственно — патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, народу проживающему на территории России.

В соответствии с этим данный блок реализует «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в традициях культуры народов России» Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, ведь дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Цель:

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150209_175401.jpg

«Бескрайний север»

Каждый человек должен знать культуру народа, живущего рядом с ним, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у ребенка стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Народы Севера ханты и манси всегда имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное — они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Цель:

Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитание чувства патриотизма.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150210_115142.jpg

Сегодня современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей страны.

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. История позволяет также сформировать пространственно-временные представления, научить детей уважению к жизни и достижениям предков, уважению культуры своего народа и народов мира. Кроме того, исторический материал — обширное поле для развития фантазии, воображения, речи.

Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Приложение

Блок

Разделы работы.

«Дом Романовых»

 «Как возникла Россия. Символика страны — герб, флаг, гимн»

Прослушивание царского гимна и гимна РФ»

Беседа «Мой дом — Россия!»

Беседа «Династия Романовых кто они»

Рассказ воспитателя «Вклады царей в развитие России»

Презентация по теме «Первый император — Петр I»

«Праздник из воды» (Петровские фонтаны)

Рисование «Фонтаны Петергофа» «Царские наряды»

Беседа «Царские регалии для коронации»

«Гатчина — резиденция русских императоров»

Рассматривание иллюстрированных книг и журналов по исторической тематике

Д/ игра «Найди отличия» (сравнение гербов царской России и современной России)

Беседа «Цари и первые учебные заведения»

Архитектура России просмотр иллюстраций в презентации (памятники России и их создатели)

Торцевание «Первые фейерверки в России»

Беседа «Конец царской власти. Последний император Николай II»

Создание книжки «История детям»

«Культура и быт народов России»

Беседа «Государственные символы России». Чтение стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России». Прослушивание государственного гимна

Творческое рассказывание: «Мой дом — Россия»

Чтение стихов о Родине, России, гербе

Рисование русского народного женского костюма

Аппликация «Татарский орнамент»

Организация фотовыставки: «Я — живу в России!»

Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию

Д/игры «Объяснялки», «Наша Родина», «Найди флаг и герб России»

Чтение «Сказки народов России»

Изготовление фото альбома «Музейная экспозиция кукол в национальных костюмах» (фото из музея им. Шемановского)

Создание мини — музея «Многонациональная Россия»

Подвижные игры «Игры народов России»

Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России»)

Самостоятельная продуктивная

деятельность с конструкторами: напольным и настольным

(постройка города, постройка домов и т. д.)

«Бескрайний север»

Беседа «Что я знаю о севере»

Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру», «Сложи картинку», «Букет красивых слов о Севере», «Составь герб», «Найди флаг Ямала».

«Чум — родной дом оленеводов»

«Жизнь на крайнем севере и в тундре»

(сравнительная беседа)

Беседа о национальной одежды и её украшениях.

 «Животные северных стран»

Чтение ненецких народных сказок о животных севера «Песец и Олень»; «Лепешка».

Заучивание стихотворений «Олененок»

Сюжетное рисование на тему «Мы на севере живем»

Торцевание «Волшебный Олень»

Дидактические игры: «Что растет в тундре?», «Собери картинку», «Что лишнее?», «Травы помощники».

Подвижные игры: «Олени и пастухи», «Займи своё место», «Поймай рыбку» «Кто больше соберёт снежков», «Полярная сова и мыши»

Экскурсия в чум (в МЯДИКО)

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ребенок, беседа, патриотическое воспитание, родной город, дошкольный возраст, Мой дом, народная культура, родной край, царская Россия.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...» родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Библиографическое описание: Попугаева Л. В., Кудряшова И. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...» родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей... детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Библиографическое описание: Попугаева Л. В., Кудряшова И. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.