Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Васильев, В. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната / В. Н. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100823/ (дата обращения: 01.05.2024).



Общей тенденцией, характеризующей современный этап деятельности домов-интернатов для граждан, имеющих психические расстройства, является комплексное решение задач социальной реабилитации инвалидов: поддержание и укрепление их психического и соматического здоровья, развития интеллекта и других психических функций, накопления и расширения социального опыта с применением социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогических, лечебно-трудовых и социально-правовых инструментов.

Для социальной реабилитации (социализации) в домах-интернатах с одной стороны должны создаваться комфортные социально-бытовые условия, приближенные к домашним, а с другой стороны, образ жизни получателей социальных услуг в учреждениях этого типа должен быть организован так, чтобы инвалиды чувствовали необходимость проявления личной инициативы через активирующий режим, включающий трудовые и досуговые формы занятости.

Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство.

Трудовая занятость — необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяют инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением.

Социально-трудовые услуги предоставляются лицам, проживающим в ГАУСО «Читинский ДИ» на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг, и стандарта социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания.

Эффективной организацией процесса реабилитации в ГАУСО «Читинский ДИ» является лечебно-трудовая активирующая терапия получателей социальных услуг под руководством инструкторов по труду. Реабилитация проводится на базе подсобного хозяйства, которое является структурным подразделением учреждения и включает в себя:

– тепличный комплекс, где получатели социальных услуг занимаются выращиванием овощей, на приусадебном участке — цветоводством,

– столярную мастерскую,

– птицеферму,

– мастерскую по ремонту обуви.

Кроме того, получателям социальных услуг поручаются работы по уборке помещений и прилегающей территории, а так же работы в качестве помощников сотрудников медицинской части (санитары-курьеры) и хозяйственных подразделений учреждения: пищеблока, прачечной, швейного цеха, складов, ЦТП. Многие их получателей социальных услуг официально трудоустроены.

Необходимо отметить, что технология включения получателей социальных услуг с расстройствами психики в трудовую и досуговую деятельность в условиях дома-интерната имеет свою специфику. Вид и характер труда, его продолжительность, условия трудовой деятельности подбираются специалистами учреждения с учетом медицинских показаний к труду. При определении форм трудовой и досуговой занятости учитываются субъективные и объективные факторы участия инвалидов в труде: уровень работоспособности, установки, мотивация, отношение к труду. Для исследования трудового потенциала получателю социальных услуг предлагаются работы на разных объектах: вначале более сложные, но если он не справляется — ему поручают работу попроще, и так до тех пор, пока не подберут приемлемый вид труда.

Получатели социальных услуг с выраженной задержкой интеллектуального развития имеют ограниченные биологические предпосылки работоспособности. Слабо развитую мотивацию к трудовой деятельности и биологически обусловленную заторможенность двигательных актов, поэтому испытывают затруднения в формировании личного практического опыта. Эта проблема актуальна для людей, большую часть жизни проводящих в ограниченном социальном пространстве: вначале в детском доме — интернате, впоследствии в психоневрологическом доме-интернате. Для них важное значение имеет воспитание установок на труд, формирование правильной мотивации, интереса к процессу труда и конечному его результату, выработка положительного восприятия собственного участия в трудовой деятельности. Для решения этих задач наши специалисты применяют побудительные воздействия: соревновательный мотив, возможность общения, материальное вознаграждение, моральное поощрение, привлекательность труда.

Применяемые формы морального стимулирования труда — это доброжелательное отношение инструктора по труду, похвала работнику-получателю социальных услугвприсутствии членов трудовой бригады за хорошее качество работы, за скорость выполнения операции, за аккуратность в работе. А также поощрение за хорошее и продуктивное участие в трудовых процессах в виде внеплановых посещений концертов, экскурсий, коллективных выездов на природу с активным отдыхом, вручением грамот, благодарственных писем и ценных подарков. Такие формы стимулирования оказывают эффективное побуждающее воздействие.

Терапия трудовой занятостью — не единственная реабилитационная технология, обеспечивающая активный образ жизни клиентов психоневрологических интернатов. Занятость клиентов организуется в этих учреждениях посредствам включения их в занятия физической культурой, а также в социокультурную и досуговую деятельность. Для решения задач социально-средовой адаптации клиентов практикуются такие формы работ, как:

– креативные занятия: обучают рисованию мелками, фломастерами, красками, карандашами, изготовлению аппликаций, поделок из различных материалов;

– дидактические игры: настольные игры, конструирование с применением мозаики, пазлов, металлических конструкторов;

– просмотр кинофильмов и прослушивание любимой музыки;

– анимационные виды деятельности. В учреждении создан вокально-инструментальный ансамбль, репетиции которого проводят один раз в неделю под руководством музыкального работника. Ежемесячно проводят праздники для именинников, сопровождающиеся программами художественной самодеятельности. Клиенты участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных знаменательным датам, выставок поделок;

– экскурсии в цирк, прогулки по городу и выезды на природу.

Занятия творческими видами деятельности в Читинском доме-интернате организуются, преимущественно, как коллективный труд.

Ведущими при организации реабилитационного процесса в Читинском доме-интернате являются идеи диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважение личности. Эти идеи получили практическое воплощение в общественной структуре-органе самоуправления. Орган самоуправления сформирован из семи членов-дееспособных и наиболее активных, ответственных клиентов дома-интерната, является по своей сути связующим звеном между администрацией и клиентами учреждения, представляет их интересы и обеспечивает тесное взаимодействие проживающих с администрацией. Такая форма взаимодействия позволяет максимально учитывать потребности клиентов, оперативно разрешать острые проблемы, формировать бесконфликтную, благоприятную среду и стимулировать социальную активность и статуса получателей социальных услуг.

Подбор комплекса реабилитационных мероприятий проводится индивидуально для каждого проживающего с учётом их психического и соматического состояния. В нашем интернате наиболее востребованными услугами являются мероприятия, направленные на использование остаточных трудовых возможностей получателей социальных услуг и участие их в посильной трудовой деятельности.

В соответствии с возможностями получателей социальных услуг 149 человек привлечены к терапии занятостью: птичник –36 чел.; огород — 60 чел.; прачечная — 7 чел.; в спальных корпусах –16 чел. Остальные получатели социальных услуг заняты на благоустройстве территории дома-интерната. Данной услугой охвачено 76,4 % от общего числа получателей социальных услуг.

Также, нужно отметить, что 7 получателей социальных услуг, имеющих диагноз умственная отсталость легкая с нарушениями поведения и без них были обучены овощеводству, с организованными для них рабочими местами в условиях дома-интерната, 48 человека имеющих диагноз шизофрения и 27 человека с умственной отсталостью легкой по проекту внутридомовое волонтерство «Шаг на встречу!» при Забайкальском техникуме профессиональных технологий и сервиса, 30 человек проходят обучающие курсы пользователя ПК, 15 человек специалист по использованию интернет технологий «Флешка», 30 человек работа с фотоаппаратом и работай по программе «Вспышка», по окончании обучения планируется по желанию граждан трудовое устройство вне дома интерната. Данной услугой охвачено 42 % от общего числа получателей социальных услуг.

Социально-трудовая реабилитация

2020 год

2021 год

2022 год

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Общее количество ПСУ

197

57,7 %

192

63,5 %

195

76,4 %

Терапия занятостью

114

57,7 %

122

63,5 %

149

76,4 %

Трудовое обучение

9

4,6 %

30

15,6 %

82

42 %

Трудовое устройство

13

6,6 %

18

9,3 %

21

10,8 %

Трудоустроены на специально созданные рабочие места при доме интернате — 21 чел. 7 человек овощеводы, 2 человека столярная мастерская, 2 курьер, 4 человека пищеблок, 3 человека прачечная, 3 человека продовольственные склады, вне дома-интерната — 0 чел. Данной услугой охвачено 10,8 % от общего числа получателей социальных услуг.

Вывод. Как показывает опыт работы «Читинского дома-интерната», трудовая и досуговая деятельность оказывает развивающее, корригирующее, социализирующее и адаптирующее воздействие на личность инвалида. Доступные виды активной трудовой деятельности стимулируют развитие восприятия и мышления, внимания и памяти, моторики и речи. Труд в коллективе способствует формированию коммуникативных навыков, мотивационно-потребностной сферы и навыков социального поведения, формируется самостоятельность и ответственность, что позволяет приблизится данной категории граждан к интеграции в общество.

С 2020 года по 2021 год отмечается увеличение количества получателей социальных услуг, задействованных в трудовой реабилитации на 18,7 %. Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций, активизировать социально-полезную деятельность (сформировать и развить у получателей социальных услуг позитивные социально-трудовые навыки).

Литература:

  1. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида: перевод с английского. — М.: Педагогика, 2001.
  2. Андреева, О. С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2000. — № 4.
  3. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
  4. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учебное пособие для студентов — М.: Владос-пресс, 2004.
  5. Богданова, О. А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. — Вологда, 2006. — 58 с.
  6. Васильева, Л. Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — Чебоксары: ЧГУ, 2006.
  7. Гришина, Л. П. Инвалидность как многофакторная проблема. — М., 2003.
  8. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  9. Гусак, Ю. Л. Технологии социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Социальное обслуживание. — № 11. — 2012. — С. 94–110.
  10. Дементьева, Н. Ф. Проблемы реабилитации лиц с ментальными нарушениями // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями». — Н. Новгород, 2003. — С. 4–10.
  11. Дементьева, Н.Ф., Дудыкина, Н.В., Шипова, Н. В. Предпосылки расширения реабилитационной деятельности психоневрологических интернатов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2005. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, общее число получателей, получатель, процент Занятости, труд, трудовая деятельность, трудовая занятость, социально-трудовая реабилитация, трудовое обучение, Читинский дом-интернат.


Похожие статьи

Анализ занятости молодежи на российском рынке труда

В любой стране проблема молодежной занятости тесно зависит от общей ситуации на рынке труда.

С другой стороны, молодежный рынок труда, естественно, имеет свою специфику.

Но, к сожалению, 20 процентов обращающихся в центры занятости выпускников не могут себя реализовать на рынке

Рынок труда сталкивается с проблемой занятости среди молодежи.

Концепция социального трудового дохода в составе...

Социальный трудовой доход (social labor income)— получение базовой социальной защиты, при условии

Социальная занятость в учебной фирме могла бы создать у получателей СТД мотивацию для

Частичная занятость для пенсионеров не часто предлагается на рынке труда.

рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность, сокращение уровня, задача...

Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение...

 Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше

Так, их общая численность с 2011 г. постепенно сокращалась, примерно на 200–300 тыс. чел. в год

Рис. 5. Численность инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости на квотируемые рабочие места (чел)[5].

Таблица 2. Потребность инвалидов вспециальных условиях труда.

Занятость как важнейший элемент трудовых отношений

Библиографическое описание: Шуваева, Е. В. Занятость как важнейший элемент трудовых

В указанных случаях неправомерно отождествляются категории «занятость» и «труд», что

Занятость и рынок труда, развиваясь в своем диалектическом единстве общих целей и

К числу указанных принципов мы относим: приоритетность развития социально-трудовой...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

При этом занятость инвалидов I и II групп остается крайне низкой.

Наличие третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, по сути, означает

Трудовая и профессиональная подготовка в процессе обучения и воспитания в условиях

В последнее время растёт интерес к проблемам социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

Опыт организации социально-трудового реабилитационного...

...реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

значимых сфер общественной жизнедеятельности, в том числе трудовой деятельности.

составляющую труда, потребность в безопасности через вхождение в трудовой коллектив.

Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей...

Анализ эффективности социальной работы с инвалидами...

Оно включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в

Помимо социального обслуживания на дому, инвалидам предоставляется

на незначительное сокращение количества получателей социальных услуг и уменьшение процентного числа

Так, например, одной из самых востребованных услуг является сиделка.

Нетипичные формы занятости | Статья в журнале...

Новые формы занятости позволяют обеим сторонам трудовых или иных отношений по

ФЗ «О занятости населения» 1991 г. определяет занятость как деятельность граждан

Некоторые исследователи называют такие формы видами трудовых договоров [3]. Есть

Что касается оценки учеными новых форм труда, то в общем исследователи выделяют их...

возможность, Российская Федерация, трудовая деятельность...

По форме организации трудовой и профессиональной деятельности.

нагрузки умственный и легкий физический труд; по организации трудового процесса- творческий, нестандартный

Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового

[2] Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их...

Похожие статьи

Анализ занятости молодежи на российском рынке труда

В любой стране проблема молодежной занятости тесно зависит от общей ситуации на рынке труда.

С другой стороны, молодежный рынок труда, естественно, имеет свою специфику.

Но, к сожалению, 20 процентов обращающихся в центры занятости выпускников не могут себя реализовать на рынке

Рынок труда сталкивается с проблемой занятости среди молодежи.

Концепция социального трудового дохода в составе...

Социальный трудовой доход (social labor income)— получение базовой социальной защиты, при условии

Социальная занятость в учебной фирме могла бы создать у получателей СТД мотивацию для

Частичная занятость для пенсионеров не часто предлагается на рынке труда.

рынок труда, рабочая сила, трудовая деятельность, сокращение уровня, задача...

Показатели трудовой занятости инвалидов как отражение...

 Вопросам трудовой занятости инвалидов в последние годы уделяется все больше

Так, их общая численность с 2011 г. постепенно сокращалась, примерно на 200–300 тыс. чел. в год

Рис. 5. Численность инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости на квотируемые рабочие места (чел)[5].

Таблица 2. Потребность инвалидов вспециальных условиях труда.

Занятость как важнейший элемент трудовых отношений

Библиографическое описание: Шуваева, Е. В. Занятость как важнейший элемент трудовых

В указанных случаях неправомерно отождествляются категории «занятость» и «труд», что

Занятость и рынок труда, развиваясь в своем диалектическом единстве общих целей и

К числу указанных принципов мы относим: приоритетность развития социально-трудовой...

Возможности социальной поддержки безработных людей...

При этом занятость инвалидов I и II групп остается крайне низкой.

Наличие третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, по сути, означает

Трудовая и профессиональная подготовка в процессе обучения и воспитания в условиях

В последнее время растёт интерес к проблемам социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

Опыт организации социально-трудового реабилитационного...

...реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

значимых сфер общественной жизнедеятельности, в том числе трудовой деятельности.

составляющую труда, потребность в безопасности через вхождение в трудовой коллектив.

Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей...

Анализ эффективности социальной работы с инвалидами...

Оно включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в

Помимо социального обслуживания на дому, инвалидам предоставляется

на незначительное сокращение количества получателей социальных услуг и уменьшение процентного числа

Так, например, одной из самых востребованных услуг является сиделка.

Нетипичные формы занятости | Статья в журнале...

Новые формы занятости позволяют обеим сторонам трудовых или иных отношений по

ФЗ «О занятости населения» 1991 г. определяет занятость как деятельность граждан

Некоторые исследователи называют такие формы видами трудовых договоров [3]. Есть

Что касается оценки учеными новых форм труда, то в общем исследователи выделяют их...

возможность, Российская Федерация, трудовая деятельность...

По форме организации трудовой и профессиональной деятельности.

нагрузки умственный и легкий физический труд; по организации трудового процесса- творческий, нестандартный

Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового

[2] Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их...

Задать вопрос