Библиографическое описание:

Жданова М. А., Филатова М. В. Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 73-75.



В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Ключевые слова: инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация, социальная интеграция, социально-трудовая реабилитация

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, поэтому на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции лиц с ограничениями возможностями является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы комплексной реабилитации и интеграции инвалидов в общество обусловлена острой потребностью в развитии реабилитационного потенциала и улучшении качества жизни индивида и недостаточной разработанностью научно-обоснованных рекомендаций по работе с людьми с ограниченными возможностями и повышению их роли в жизни общества. Инвалиды — это люди с особенными потребностями, прежде всего, это потребности в восстановлении или компенсации нарушенной или утраченной способности к осуществлению разных видов профессиональной, бытовой и общественной деятельности, к максимально возможному самостоятельному проживанию, передвижению, беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры, в возможности овладения знаниями и профессиональными навыками, в рациональном трудовом и бытовом устройстве, в самореализации и финансовой независимости.

Основная проблема социальной интеграции людей с ограниченными возможностями заключается в том, что общество дезинтегрировало человека с инвалидностью, разрушило его стремление к независимой жизни, навязало ярлык «инвалида» — человека, имеющего ограниченные возможности, нуждающегося в особой помощи и поддержке. Между тем, чаще всего это ограничение в возможностях возникает не из-за болезни человека, а из-за того, что общество исключает людей с физическими и психическими нарушениями из участия в полноценной жизнедеятельности общества. Большинство людей с инвалидностью принимают навязанный им обществом образ и сами начинают воспринимать себя с позиции человека слабого, нуждающегося в особой поддержке. Необходимость изменения социального статуса людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение дополнительных ресурсов для повышения качества их жизни и толерантного отношения приводит к актуализации разработок и внедрения в практику эффективных проектов, направленных на создание благоприятных условий для их успешной социальной адаптации, интеграции и востребованности. [1, с. 117]

В данном исследовании особое внимание уделено инвалидам с ограниченными умственными возможностями, поскольку социализация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного общения, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. [3, с. 5–7] В настоящее время эта категория граждан наиболее нуждается в социальной поддержке и интеграции в общество, особенно в виду исключения из наиболее значимых сфер общественной жизнедеятельности, в том числе трудовой деятельности. Трудовая деятельность обеспечивает социализацию и социальные потребности человека с инвалидность. Если рассматривать данное утверждение с точки зрения пирамиды потребностей А. Маслоу — это биологические потребности через заработную плату, потребность в в самоутверждении через участие в производстве, потребность в творчестве через креативную составляющую труда, потребность в безопасности через вхождение в трудовой коллектив. Таким образом, работающий человек с ограниченными возможностями здоровья становится полноценным участником социальных отношений.

Социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Мини-прачечная» (далее — СТРО «Мини-прачечная») было организованно в 2006 году в рамках реализации российско-шведского проекта, направленного на повышение качества жизни лиц с ограниченными умственными возможностями, проживающими на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Уникальный российско-шведский проект был реализован специалистами СПбГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» и специалистами Отдела социальной защиты населения, при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и Администрации Адмиралтейского района, под руководством Стокгольмской Высшей социальной школы. В результате реализации проекта сформировался уникальный комплекс из четырех отделений (СТРО «Мини-прачечная» и «Карлсон», Отделение временного проживания «Островок», Отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями) для лиц с ограниченными умственными возможностями, которые предоставляют различные виды социального обслуживания и поддержки на основе шведской метода средовой терапии SIVUS. Метод SIVUS дословно переводится как «Социальный индивид путем развития во взаимодействии» и представляет собой метод коллективной работы, направленный на абилитацию инвалида и дальнейшее развитие его индивидуального потенциала, способностей и навыков, что позволяет сформировать человека самостоятельного как в индивидуальном, так и в социальном плане. С 2008 года все отделения вошли в состав СПБ ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга».

К основным целям деятельности отделения «Мини-прачечная» относится обучение инвалидов навыкам самостоятельного проживания и обеспечение занятости инвалидов. Отделение предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе, обладающих необходимыми возможностями для активного участия в работе. Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей деятельности:

– Задействовать ресурсы каждого инвалида с ограниченными умственными возможностями, обеспечить максимальное его развитие путём специального тренинга с сохранением тех способностей и навыков, которые уже имеются.

– Содействие интеграции инвалидов с ограниченными умственными возможностями в общество, предоставляя им возможность трудоустройства.

– Развитие взаимодействия и координация деятельности с учреждениями и общественными организациями, осуществляющими работу с данной категорией инвалидов.

– Предоставление возможности трудоустройства, отдыха и улучшение уровня жизни семьи инвалида в целом.

– Проведение оценки результатов деятельности отделения с учётом мнения инвалидов, посещающих отделение. Осуществление деятельности по обмену опытом и распространению информации.

Содержание основной деятельности отделения состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в стирке, глажке, сушке, ремонту (штопка, подрубка ткани и т. д.), приёмке и доставке белья. Для лиц, посещающих отделение, проводится социальная реабилитация и абилитация, оказывается социально-психологическая и социально-педагогическая поддержка, мероприятия по обеспечению работой и занятостью, оказание социальной помощи семьям, имеющим в своем составе инвалидов с ограниченными умственными возможностями. В реабилитационном отделении «Мини-прачечная» специалистами регулярно проводятся тренинги для клиентов, посещающих отделение, которые направлены на развитие социально-бытовых навыков и умений, развитие коммуникативного потенциала, навыков пространственной ориентации:

1) тренинг рабочих навыков (умение исполнять производственные обязанности);

2) тренинг навыков самостоятельного проживания (временной тренинг, денежный тренинг, обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности; умение поддерживать в порядке одежду; умение произвести элементарную уборку помещения, постирать и т. д.);

3) транспортный тренинг (умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок в различные места).

Соответственно, можно заключить, что в СТРО «Мини-прачечная» социально-трудовая реабилитация выступает комплексом реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание и улучшение различных составляющих жизнедеятельности лица с инвалидностью, что в свою очередь приводит к социальной интеграции и повышению качества жизни данной категории

Коллектив отделения состоит из заведующей, психолога и 4-х специалистов по социальной работе. Состав рабочих групп инвалидов, которыми руководит специалист, может варьироваться от трех до шести человек в зависимости от интенсивности трудового процесса и степени инвалидности работников. Отделение создано для постоянного социального обслуживания 12 инвалидов с ограниченными умственными возможностями, задействованных в производственном процессе (далее — работники отделения). Прием на работу в отделение и зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника. Отделение работает ежедневно с 9.00 до 18.00 часов (кроме выходных и праздничных дней). Из числа работников отделения создается бригада по стирке, глажке, сушке, ремонту (штопка, подрубка ткани и т. д.), приёмке и доставке белья, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. Выплата заработной платы происходит с учётом фактически отработанного времени с учётом того, что в соответствии с установленной организацией труда, нагрузка на каждого работника является равной. Бригады работников осуществляют деятельность в две смены: 1 смена — 9.00–15.00 часов; 2 смена — 12.00–18.00 часов. Данное время является рабочим и обязательно для всех работников и специалистов отделения. Для работников отделения организуются абилитационные мероприятия профильными специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.): 1-я смена — 15.00–18.00 часов; 2-я смена — 09.00–12.00 часов. Для клиентов, посещающих отделение, предусмотрено двухразовое питание в социальной столовой: 1-я смена — завтрак, обед; 2-я смена — обед, полдник. Специалист по социальной работе в ходе своей служебной деятельности участвует в составлении индивидуальных планов развития совместно с психологом и заведующей отделением, проводит динамический контроль, оценку и анализ эффективности реализации индивидуальных планов развития 2 раза в год.

В течение десяти лет отделение «Мини-прачечная» сотрудничает с МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, регулярно посещает библиотеки «Семёновскую» и «Измайловскую». В библиотеке клиенты СТРО практикуются в искусстве выразительного чтения, повышают культурный уровень, расширяют познавательную сферу. Такие занятия прививают любовь к самостоятельному чтению и изучению литературы, развивают стремление изучить новое, неизведанное. Специалисты и клиенты социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Мини-прачечная» участвуют в различных спортивных соревнованиях, творческих выставках, фестивалях и конкурсах, городских и районных праздниках (художественное творчество, танцевальное творчество, музыкальное творчество). С 2009–2011гг. СТРО «Мини-прачечная» были полуфиналистами фестивалей творчества «Корабль мечты», «Открытое сердце», «Адмиралтейские звезды». В 2013.г отделение участвовало в фестивале-конкурсе национальных культур «Творчество без границ» для людей с ограниченными возможностями и в номинации «Презентация национальных костюмов» стали победителями фестиваля и получили диплом. В 2015г. участвовали в творческом конкурсе «Меня коснулся луч незримый» (номинация «Прикладное творчество»), стали победителями и получили диплом. В 2015г. получили благодарственное письмо за активное участие в подготовке творческой выставке «Чудеса своими руками», в рамках благотворительного проекта «Большой фестиваль маленьких добрых дел». Для участия во всех мероприятиях и фестивалях специалисты совместно с клиентами реабилитационного отделения изучают культуру страны и национального танца, изготавливают танцевальные костюмы и подбирают музыкальное сопровождение. Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, доступных видах творчества и спорта, даже если они не приносят материального вознаграждения. Использование средств культуры и искусства способствует не только реабилитации инвалидов, но ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. [2]

Таким образом, можно заключить, что весь комплекс мероприятий социальной реабилитации, который реализуется на базе СТРО «Мини-прачечная», направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Общество же, в свою очередь, должно предпринимать необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особенностям конкретного индивида с ограниченными возможностями здоровья на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости.

Литература:

  1. Дементьева Н. Ф., Старовойтова Л. И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профилю и медико-социальной экспертизы: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
  2. Колесник Ю. А. Социальная реабилитация инвалидов.// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 11. [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата обращения: 20.02.2017)
  3. Опыт организации работы отделения временного проживания для инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными умственными возможностями: методические рекомендации для специалистов системы реабилитации инвалидов / под ред. И. А. Абрамовой. — СПб, 2011. — 46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными умственными возможностями, ограниченными возможностями, ограниченными возможностями здоровья, социальной интеграции, реабилитации инвалидов, СТРО «Мини-прачечная», социальной реабилитации, реабилитационного отделения, интеграции инвалидов, социально-трудового реабилитационного отделения, деятельности отделения, социальной реабилитации инвалидов, Социально-трудовое реабилитационное отделение, социальной работе, комплексной реабилитации инвалидов, социальной интеграции лиц, социального обслуживания, социальной интеграции людей, особенности социальной реабилитации, социального патронажа инвалидов.

Ключевые слова

инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация, социальная интеграция, социально-трудовая реабилитация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос