Техника психологической помощи «Арт-терапевтический кофе-брейк» (авторская разработка) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 05.03.2023

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Михайлова-Русская, Е. А. Техника психологической помощи «Арт-терапевтический кофе-брейк» (авторская разработка) / Е. А. Михайлова-Русская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 351-355. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100524/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор предлагает свой вариант арт-терапевтической помощи средствами изобразительного искусства в технике кофе-арт в сочетании с техникой рисования сыпучими материалами.

Ключевые слова: арт-терапия, психологическая помощь, изобразительное искусство, родители, дети, подростки, коллеги

Арт-терапевтический кофе-брейк

Рис. 1. Арт-терапевтический кофе-брейк

Как мы знаем, кофе-брейк — это короткий перерыв во время таких насыщенных мероприятий, как семинар или конференция для приёма пищи, отдыха и беседы. Жизнь большинства современных людей тоже очень насыщенна. И нам всем просто необходим тот самый перерыв для отдыха и беседы. Восстановить и гармонизировать психическое состояние человека может помочь техника «Арт-терапевтический кофе-брейк».

Особенностью данной техники является двухмерная структура: два этапа арт-терапии идут последовательно, и два направления работы (арт-терапия и беседа за чашкой кофе) идут параллельно.

Ещё одна важная особенность заключается в том, что последовательные этапы являются обязательными в данной технике, так как прежде чем участники встречи смогут почувствовать позитивные эмоции им необходимо освободиться от эмоций негативных.

Для проведения арт-терапевтического кофе-брейка необходимо следующее оборудование:

— лист плотной бумаги;

— ёмкость с молотым натуральным кофе (1–2 столовых ложки);

— ёмкость с разведенным в воде растворимым кофе (на 1–2 столовые ложки воды примерно половина чайной ложки кофе):

— ёмкость с водой;

— любая тарелка (для ссыпания остатков кофе);

— кисточки (1–2 шт.) в зависимости от предпочтений;

— клей ПВА (лучше с дозатором).

Мы приглашаем гостей, которыми могут быть взрослые и подростки с деструктивными переживаниями: родители детей с особыми образовательными потребностями, родители приёмных детей, педагоги, воспитатели, студенты, абитуриенты, учащиеся средних и старших классов и т. д. Некоторые элементы данной техники можно использовать и с детьми.

Для участников встречи мы готовим стол со всеми необходимыми материалами, а также наливаем кофе в чашки. Тем, кто категорически не пьет кофе, можно предложить чай. На столе есть и угощение, как в настоящем кофе-брейке. Мы говорим, что наш кофе-брейк отличается от стандартного. Мы не стоим возле стола, а комфортно располагаемся на стульях за столом.

Несколько глотков кофе, и гостям предлагается выполнить первый этап нашей техники.

Сначала нужно создать напряжение, то есть сосредоточиться на тех деструктивных переживаниях, которые беспокоят больше всего. Мы работаем плотными материалами.

Берем лист бумаги и клей ПВА. Намечаем клеем контуры рисунка тех элементов, которые будут объёмными.

Первый этап. Контуры рисунка, намечаемые клеем ПВА

Рис. 2. Первый этап. Контуры рисунка, намечаемые клеем ПВА

Далее молотым кофе густо посыпаем места, нарисованные клеем.

Теперь нам надо дать рисунку высохнуть.

Первый этап. Участники посыпают молотым кофе клеевой рисунок

Рис. 3. Первый этап. Участники посыпают молотым кофе клеевой рисунок

Пока высыхают работы, мы озвучиваем одно правило. Тот, кто готов публично обсудить свои переживания или рассказать о своих проблемах, должен выставить свою чашку с кофе вперёд, как бы давая понять, что он хотел бы, чтобы его выслушали.

На мероприятиях всегда есть гости, которые готовы к активному участию. Мы выслушиваем всех. Говорим о деструктивных переживаниях, о том, что наболело. Ведь проговаривая какую-то проблему, участник арт-терапевтического кофе-брейка не только выражает эмоции, но и получает возможность увидеть ситуацию со стороны. А значит он сможет найти альтернативные решения проблемы.

Не забываем о регламенте, и в данной технике это несложно сделать тактично, ведь у нас кофе-брейк, на который обычно выделяется не так много времени.

Переходим ко второму этапу. Здесь можно включить расслабляющую музыку. И мы предлагаем нашим участникам продолжить работу. Мы берем наши листы и ссыпаем кофе на приготовленную для этих целей тарелку.

Второй этап. Участники ссыпают остатки кофе на тарелку

Рис. 4. Второй этап. Участники ссыпают остатки кофе на тарелку

Посмотрите, какое волшебство! Как прекрасны рисунки. Теперь их нужно доработать и превратить в позитивные картины!

Мы берем кисточку и рисуем той краской, которая у нас получилась из растворимого кофе. Если нужно разбавить используем воду. Добавляем лёгкости, настраиваемся на позитив.

Второй этап. Участники рисуют растворимым кофе

Рис. 5. Второй этап. Участники рисуют растворимым кофе

И на этом этапе можно просто поделиться приятными эмоциями, вспомнить какую-то интересную, добрую историю.

Когда картины готовы, мы показываем их друг другу. Говорим, что изменилось в рисунках, какие они стали красивые, приятные, необыкновенные.

Второй этап. Выражение позитивных эмоций

Рис. 6. Второй этап. Выражение позитивных эмоций

Есть важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. В группе также всегда есть и такие участники, которые не готовы публично рассказывать о своих деструктивных переживаниях. В конце встречи мы говорим, что приглашаем на индивидуальные встречи. Либо наши гости могут остаться прямо сейчас.

Арт-терапевтический кофе-брейк может быть, как самостоятельной терапией, так и своего рода приглашением к долгосрочному взаимодействию. Очень хорошо, если на встрече по возможности будут присутствовать специалисты разных направлений психолого-педагогического сопровождения, потому что может возникнуть ситуация, когда понадобятся рекомендации узкого специалиста.

Количество участников встречи может быть разным. Наиболее комфортное — 4–8 человек. Если же есть необходимость собрать относительно большую группу, то можно на первом этапе, когда мы обсуждаем переживания, предложить формат кратких высказываний. Например, «Я боюсь за будущее моего ребёнка!», «Я переживаю из-за конфликта с близким человеком!» и т. д.

В финале мы предлагаем анкеты обратной связи. По итогу обработанных анкет, можно сказать, что нашим гостям нравится данная техника тем, что она совмещает в себе и элементы терапии, и элементы такой формы работы с группой, как чаепитие. Гости описывают свои позитивные впечатления. Выражают благодарность.

Второй этап. Финал встречи

Рис. 7. Второй этап. Финал встречи

Арт-терапевтический кофе-брейк помогает отпустить ситуацию, успокоиться, и тогда придёт понимание, что делать дальше.

В конце встречи мы говорим: «Наш кофе-брейк подошел к концу! Надеемся, что аромат кофе взбодрил вас и вы полны позитивной энергии! Будем рады видеть вас снова!»

Литература:

  1. Зейгарник Б. В. Введение в психопатологию. М., 1969.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007.
  3. Манин Ю. А. Освоение приёмов живописи в технике гризайль. Методические рекомендации для студентов. — М., 2018г.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  6. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. Пер. с нем., англ. — М., 1998.
  7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): арт-терапевтический кофе-брейк, этап, растворимый кофе, участник встречи, гость, изобразительное искусство, конец встречи, контур рисунка, молотый кофе, остаток кофе.


Похожие статьи

Арт-техника «Стакан» в коррекции психологической зависимости...

Таким образом, во втором этапе арт-техники мы предлагаем «Дорисовать этот образ так, чтобы в итоге

В итоге рисования мы просим дать название рисунку и поясняем, что каждый, кто делает это упражнение

Литература: Арт-терапия. Сост. И общая редакция А. И. Копытина.

Маргинальное искусство: сборник текстов, Составитель и автор предисловия проф. А. С...

Использование педагогом элементов арт-терапии в обучении...

Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические техники, конвергентное мышление

Понимание участниками основных правил поведения на занятии (педагог поощряет любую

Хорошая организация деятельности (четкое планирование продолжительности этапов занятия).

Изобразительное искусство оказывает положительное воздействие на обучение и.

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей...

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы — побудить участников

Изобразительное творчество— метод, использующий процесс рисования (лепки

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные...

Детская арт-терапия и её использование | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Васик, Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик.

танцы, скульптура, лепка из пластилина, фотография и другое доступное искусство.

При толковании изобразительных тестов и рисунков все цвета условно можно поделить на

Например, когда весь рисунок нарисован черными контурами, а ребенок отказывается его...

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими...

...связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его

Арт-терапия наиболее древняя форма коррекции эмоционального состояния.

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают

разработке игр, музыки, рисунка, сказок в оказании психической арт-педагогической помощи дошкольникам.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном раскладах в развитии, арттерапия преследует 1 задачу — гармоническое становление ребёнка, расширение вероятностей его общественной адаптации, при помощи искусства, роли в социальной и культурной работе.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В настоящее время этот вид терапии является очень популярным и доступным методом терапии.

Арт-терапия как метод социальной работы | Статья в журнале...

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

арт-терапия, социальная работа, психологические проблемы, внутренний мир, творчество.

Регуляция психических состояний средствами рисуночной...

 Целью работы является разработка набора методик регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел средствами рисуночной арт-терапии.

Ключевые слова: психические состояния, экспрессивная арт-терапия, регуляция психических состояний.

Похожие статьи

Арт-техника «Стакан» в коррекции психологической зависимости...

Таким образом, во втором этапе арт-техники мы предлагаем «Дорисовать этот образ так, чтобы в итоге

В итоге рисования мы просим дать название рисунку и поясняем, что каждый, кто делает это упражнение

Литература: Арт-терапия. Сост. И общая редакция А. И. Копытина.

Маргинальное искусство: сборник текстов, Составитель и автор предисловия проф. А. С...

Использование педагогом элементов арт-терапии в обучении...

Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические техники, конвергентное мышление

Понимание участниками основных правил поведения на занятии (педагог поощряет любую

Хорошая организация деятельности (четкое планирование продолжительности этапов занятия).

Изобразительное искусство оказывает положительное воздействие на обучение и.

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей...

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы — побудить участников

Изобразительное творчество— метод, использующий процесс рисования (лепки

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные...

Детская арт-терапия и её использование | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Васик, Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик.

танцы, скульптура, лепка из пластилина, фотография и другое доступное искусство.

При толковании изобразительных тестов и рисунков все цвета условно можно поделить на

Например, когда весь рисунок нарисован черными контурами, а ребенок отказывается его...

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими...

...связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его

Арт-терапия наиболее древняя форма коррекции эмоционального состояния.

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают

разработке игр, музыки, рисунка, сказок в оказании психической арт-педагогической помощи дошкольникам.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном раскладах в развитии, арттерапия преследует 1 задачу — гармоническое становление ребёнка, расширение вероятностей его общественной адаптации, при помощи искусства, роли в социальной и культурной работе.

Изотерапия как действенный метод психотерапии

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В настоящее время этот вид терапии является очень популярным и доступным методом терапии.

Арт-терапия как метод социальной работы | Статья в журнале...

В настоящей статье рассматривается эффективность и различные виды арт-терапии в социальной работе.

арт-терапия, социальная работа, психологические проблемы, внутренний мир, творчество.

Регуляция психических состояний средствами рисуночной...

 Целью работы является разработка набора методик регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел средствами рисуночной арт-терапии.

Ключевые слова: психические состояния, экспрессивная арт-терапия, регуляция психических состояний.

Задать вопрос