Использование элементов арт-терапии в работе с младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шахбазова Г. А. Использование элементов арт-терапии в работе с младшими школьниками // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/148/42019/ (дата обращения: 18.08.2018).



Работа психолога в школе граничит с определенными сложностями, связанными с изменениями, происходящими на каждом возрастном этапе учащихся, его индивидуальными проблемами, трудностями, возникающими в эмоциональной сфере, во взаимодействии со сверстниками и т. д. В статье нашло свое отражение результат применения в работе с младшими школьниками весьма эффективной и действенной методики, позволяющей в кратчайшие сроки помочь детям преодолеть трудности. Арт-терапия — уникальная возможность для раскрытия креативного начала у детей, для самовыражения, использования творческого воображения при создании рисунков.

Ключевые слова: агрессия, арт-терапия, мандала, страх, тревожность, эмоции.

Арт-терапия наиболее древняя форма коррекции эмоционального состояния. И не случайно многие ученые, занимающиеся данным направлением, считают данный метод самым мягким и глубоким способом лечения. Творчество — одна из возможностей, которая позволяет нам проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Из глубины подсознания поднимаются скрытые от реальности проблемы, наши переживания, сомнения, разочарования и т. д. Младший школьный возраст — возраст перехода к новой ступени развития, это период адаптации к новым условиям, это приспособления к новому коллективу, развитие интеллектуальных способностей. Именно на данной ступени развития ребенка, мы используем игровые методы, для оптимизации процесса обучения, создания условий для более успешного усвоения материала.

Следует отметить, что у данного метода имеются определенные преимущества, по сравнению с другими, общепринятыми, классическими формами работы с детьми. Суть его можно выразить в следующем:

Если мы обратимся к истории появления понятия арт-терапии, то можем отметить, что данное событие связано с именем художника Адриана Хилла, а как направление в истории психологии — нашло свое отражение в работах З.Фрейда, К. Юнга, который впервые разработал и применил в своей практике метод мандалы. Данная техника весьма эффективно сочетает в себе сознательный и бессознательные пласты психики, активизируя воображение, способствуя выбросу наружу негативных эмоций, что в свою очередь создает условия для успешного избавления от тревожных мыслей, проблем. Ведь именно через раскрытие подсознания человека наступает избавление от многочисленных психологических проблем, волнующих людей. Интерес к данной проблеме выразили многие ученые, оригинально подойдя к разработке уникальных мандал, позволяющих построить наиболее эффективно коррекционную работу, как с детьми, так и взрослыми [1,2,3,4,9]. Приятно отметить, что последнее время идет интенсивное исследование в области арт-терапии. Особое место занимают работы Копытина А. И. [6, 7], который не только представил тщательный анализ истории вопроса, но и разнообразил свое исследование реальными случаями из практики применения данной технологии в работе с семьями, группами, так и индивидуально. «Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации, гармонизации и развития человека» [6, с.11].

Для психологов, которые работают в дошкольном учреждении, особый интерес представляет работа Колягиной В. Г. [5], которая всю свою деятельность посвятила разработке игр, музыки, рисунка, сказок в оказании психической арт-педагогической помощи дошкольникам.

Для того чтобы определиться с коррекционной группой, мы попытались выявить наличие у детей психологических проблем. Они были разделены на следующие группы:

Работа проводилась в группе с младшими школьниками в количестве 10 человек. В качестве основной цели занятия была определено — желание достичь максимальной стабильности в эмоциональном плане, снятие агрессии, напряженности. В качестве материала были использованы цветные карандаши, фломастеры, бумага, разрезанные картинки, для составления мандалы. В процессе выполнения задания, связанного с созданием на листе ватмана мандалы, дети были разделены на две группы, в каждой из которых были выбраны лидер, который руководил данным процессом. Следует отметить деловую активность детей, которые с огромным интересом собирали карточки в круг, желая узнать, что из этого получиться. Параллельно с этим, мы для себя отметили наличие разной цветовой гаммы у двух групп, выбор геометрических фигур, что также давало определенный материал для анализа поведения и эмоционального состояния ребёнка. Рисунки в уже собранной мандале отличались в некоторых случаях оптимизмом, но были представлены и случаи, в которых имелось явное присутствие агрессии, тревожности у школьников. После основной части мы перешли к беседе с детьми о том, как связано их настроение с рисунками, цветами. Учащиеся отметили, что, рисуя, они забывали о своем плохом настроении, но если они были на кого-то злы, они рисовали его темными красками, стараясь полностью заштриховать его образ. С нашей стороны была проведена беседа о том, как можно плохое настроение превратить в хорошее, почему вредно находиться в постоянном безмолвном, скучном состоянии.

Используя наряду с элементами арт-терапии использовались игровые методы, позволяющие проиграть учащимися различные эмоциональные состояния, благодаря чему можно изменить состояние школьника, осознать, что именно позитивный настрой помогает в жизни, учебе, в общении с друзьями.

Нельзя не отметить и методику «дорисовывание истории», которая заняла особое место в нашей коррекционной работе, основательно освященная в работе Никитина В. Н. Он отметил: «что в процессе совместного творчества происходит не только коррекция эмоционально-чувственного состояния референта, но и осуществляется трансформация стереотипных стратегий его восприятия себя и мира» [8, с.179].

Сопоставляя результаты первичной диагностики с результатами после примененной коррекционной работы, нами были замечены существенные снижения показателей агрессии, страха, эмоциональной неустойчивости.

Литература:

  1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001. — 320 с.
  2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2005. — 120 с.
  3. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003. — 377 с.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008. — 125 c.
  5. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2016. — 164 с.
  6. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2015. — 526 с.
  7. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2014. — 197 с.
  8. Никитин В. Н. Арт-терапия: Учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2014. — 328 с.
  9. Никольская И. М. Арттерапия — терапия изобразительным искусством // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер, 2005. — С. 993–1000.
Основные термины (генерируются автоматически): быль, группа, коррекционная работа, особое место, плохое настроение, проблема, работа, ребенок.


Ключевые слова

страх, эмоции, агрессия, тревожность, арт-терапия, мандала

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Библиографическое описание: Брюхова А. А. Коррекционная работа по формированию

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети.

Ребенок должен сделать выбор, кого из детей группы, он бы пригласил в большой дом, а кого...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

Работа организована в трех направлениях: ‒ с детьми

‒ Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

‒ Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий...

Разные сферы воспитательной и внеклассной работы предоставляют широкие возможности для проведения коррекционной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное мероприятие, ребенок, ближайшее развитие, процесс воспитания...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Для того, чтобы остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей, предлагаю и м настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу необходимо начинать на ранних стадиях выявления проблем в развитии малыша.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития.

— С. 8–10. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с...

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ...

Комплексная коррекционная работа с аутичным ребенком должна проводиться постоянно.

Мама ученика оставила своего сына на попечение бабушки, с младшим братом он плохо ладит. Помощи от семьи ждать не приходиться.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Особый интерес, в рамках работы с песком на занятиях по образовательным областям, у детей вызывает: проигрывание игр–коммуникаций

Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с...

Подростки из семей «группы риска» как...

Так, К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада

Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика.

Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коррекционная работа по формированию межличностных...

Библиографическое описание: Брюхова А. А. Коррекционная работа по формированию

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети.

Ребенок должен сделать выбор, кого из детей группы, он бы пригласил в большой дом, а кого...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

Работа организована в трех направлениях: ‒ с детьми

‒ Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

‒ Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

Коррекционная составляющая воспитательных мероприятий...

Разные сферы воспитательной и внеклассной работы предоставляют широкие возможности для проведения коррекционной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательное мероприятие, ребенок, ближайшее развитие, процесс воспитания...

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

Для того, чтобы остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей, предлагаю и м настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте, поэтому коррекционную работу необходимо начинать на ранних стадиях выявления проблем в развитии малыша.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития.

— С. 8–10. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с...

Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ...

Комплексная коррекционная работа с аутичным ребенком должна проводиться постоянно.

Мама ученика оставила своего сына на попечение бабушки, с младшим братом он плохо ладит. Помощи от семьи ждать не приходиться.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Особый интерес, в рамках работы с песком на занятиях по образовательным областям, у детей вызывает: проигрывание игр–коммуникаций

Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с...

Подростки из семей «группы риска» как...

Так, К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада

Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика.

Суицидальная настроенность молодежи как социально-психологическая проблема общества.

Задать вопрос