Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2606/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье обозреваются игровые компьютерные технологии как средство коррекции и развития. Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития. Описываются коррекционные игры, применяемые в практике специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с особенностями психофизического развития

Расширяющееся медиаконвергентное пространство предлагает специалистам системы специального и инклюзивного образования разнообразные технические устройства и интерактивные информационные среды. Включение в педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и коррекционные задачи, повысить учебную мотивацию обучающихся, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность. Желание специалиста разнообразить деятельность ребенка, сделать процесс взаимодействия более интересным и познавательным, выводя субъектов коррекционно-развивающей деятельности на новый уровень коррекционного воздействия [3; 4; 5; 6].

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики (Рис. 1). Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в играх «Мерсибо» предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала — картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Игры содержат стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Предусмотрено дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики [7].

Рис. 1. Интерактивные игры «Мерсибо»

Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри иговори», направленная на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей, содержит более 750 слов и выражений, которые сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Часть тематических блоков посвящена различным частям речи. В каждом тематическом блоке есть два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения». Работа со словами предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, проговаривание слова, запись и воспроизведение голоса ребёнка. Дополнительно можно просмотреть на видео движения губ при произнесении слов и побуквенное представление слов на языке жестов. Кроме того, просмотр этих видеофрагментов активизирует работу обоих полушарий головного мозга, что помогает снизить риск возникновения проблем, связанных с дисграфией и дислексией. Задания в разделе «Упражнения» направлены на закрепление словарного запаса ребёнка по выбранной теме и развитие способности различать изученные слова в связной речи. Задания также способствуют развитию внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия и логики (Рис.2). В программе «Наглядное дошкольное образование. Смотри и говори» содержит также ряд дополнительные возможностей: рабочие листы (печатные материалы с заданиями, способствующими развитию графических навыков, мелкой моторики, освоению чтения целыми словами); словарь (данная опция позволяет быстро перейти к экрану с иллюстрацией, относящейся к данному слову); мастер занятий (опция позволяет составлять последовательности упражнений как из ресурсов программы, так и с использованием сторонних ресурсов в соответствии с задачами педагога и потребностями детей); конструктор комиксов (творческая игра нацелена на развитие способностей ребёнка к упорядочению информации, планированию, составлению рассказа по картинкам, презентации результатов, позволяет выстроить последовательность кадров, используя предложенные картинки, персонажи, звуки, дополнить кадры текстами (репликами персонажей), причем получившийся комикс можно увидеть целиком в режиме просмотра, распечатать или просмотреть в режиме слайд-шоу) [4; 6].

Рис. 2. Интерактивная программа «Дошкольное образование. Смотри и говори»

Интерактивная развивающая программа «Дошкольное образование. Говорящие картинки» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Большое количество интерактивных экранных модулей содержат набор заданий по определённой теме. Каждая тема обеспечена дополнительным печатным материалом, которые можно использовать в дополнение к программе или как самостоятельные материалы при традиционных занятиях с детьми. Разнообразные упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей [3]. Программа обеспеченна функцией звукозаписи и воспроизведения голоса, которая позволяет развивать слуховое восприятие, тренировать органы речи и отрабатывать произношения (Рис.3).

Рис. 3. Интерактивная программа «Дошкольное образование. Говорящие картинки»

Диск «Развитие речи. Анимированные истории для детей» от психологического центра «Адалин» является логическим продолжением логопедических уроков. Диск состоит из 16 заданий в виде анимированных рассказов для детей старшего дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного возраста (7–9 лет), текст которых озвучены. Работа с данной программой предполагает прослушивание истории и выполнение проверочных упражнений, позволяющих оценить насколько ребенок был внимателен при прослушивании рассказа, насколько точно понял его суть и запомнил детали. Задания диска рассчитаны не только на развитие речи, но и всех познавательных процессов. Каждое задание состоит из 6–11 сценок (Рис.4). После прослушивания текста последней сценки рассказа (последнюю сценку видно по счетчику сценок), до выполнения проверочных упражнений, можно пересказать рассказ либо ответить на ряд вопросов («Кто главный герой (герои) рассказа?», «Что в рассказе понравилось больше всего и почему?», «Как бы ты поступил на месте главного героя?» и т. п.) [5; 6].

Рис. 4. Диск «Развитие речи. Анимированные истории»

Таким образом, целенаправленное системное коррекционное воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ходе системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Литература:

  1. Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий / Ю. В. Батенова // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С.85–90.
  2. Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С.14–18.
  3. Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 8–10.
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
  5. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  6. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Сб. мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С.33–42. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 25.05.2017).
  7. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 12.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Развитие речи, Дошкольное образование, главный герой, игра, инклюзивное образование, интерактивная программа, Наглядное дошкольное образование, психофизическое развитие, развитие, связная речь.

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Описываются интерактивные игры, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Интерактивные игры способствуют развитию и стимулированию деятельности детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Ключевые слова:лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование, познавательное развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования

Одним из самых сложных типов связной речи, развитием которого занимаются в детском саду, является речь-рассуждение.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

программное обеспечение, фонематический слух, игра, ребенок, средство, развитие, программа, материал, коррекционно-развивающая работа, цифровая обработка речи, слуховое восприятие речи, психофизическое развитие...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления.

Идеи использования интерактивного оборудования...

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс, лексико-грамматическая сторона речи, лексико-грамматическая база речи...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст...

Похожие статьи

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Описываются интерактивные игры, направленные на развитие лексико-грамматической базы речи.

Интерактивные игры способствуют развитию и стимулированию деятельности детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Ключевые слова:лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование, познавательное развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях...

Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования

Одним из самых сложных типов связной речи, развитием которого занимаются в детском саду, является речь-рассуждение.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

программное обеспечение, фонематический слух, игра, ребенок, средство, развитие, программа, материал, коррекционно-развивающая работа, цифровая обработка речи, слуховое восприятие речи, психофизическое развитие...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления.

Идеи использования интерактивного оборудования...

игра, ребенок, интерактивная игра, дошкольный возраст, Скриншот, психофизическое развитие, образовательный процесс, лексико-грамматическая сторона речи, лексико-грамматическая база речи...

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников вобразовательной деятельности. Шафигулина Мария Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 1» г.о. Самара. Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного образования.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст...

Задать вопрос