Автор: Брюхова Арина Андреевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.10.2016

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Брюхова А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 668-670.



Человек воспринимает 90 % информации с помощью зрительного анализатора. Восприятие мира у людей с тяжелыми нарушениями зрения происходит не так как у всех, и общение и взаимодействие выстраивается с определенными трудностями.

Очень важно изучать детей с тяжелыми нарушениями зрения и их межличностные отношения, ведь в детстве человек получает фундамент навыков общения. И это первичный фундамент, на котором строится дальнейшее взаимоотношение с людьми и развитие самой личности.

Отношение личности — это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. [7, 3]

Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально — когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. [2, 7]

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

− Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми

− Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

− Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения.

− Также для дошкольников характерно преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. [8, 199]

У детей с нарушениями зрения межличностное общение протекает с определенными трудностями. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у данной категории детей (Л. В. Егорова, В. П. Ермаков, П. М. Залюбовский, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.).

По словам, А. М. Жихарева, дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл. [1]

Дети с нарушением зрения являются группой риска с точки зрения возможных проявлений личностной дезадаптации, обусловленной сложным сочетанием биологических, социальных и аномальных факторов. [5, 34].

Ученые и практики, работающие с данной категорией детей, указывают, что одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих — это трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А. Г. Литвак, П. М. Залюбовский и др.) Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным. А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация приводят к нарушениям процесса межличностного общения.

Л. С. Выготский отмечал, что дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. Основные и наиболее тяжелые последствия слепоты лишь косвенно связаны с органическим дефектом и являются в первую очередь следствием нарушений социальных отношений. [3, 14]

Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков. У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов. Особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоциональных состояний собеседника. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи. У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.

Исследование Л. И. Плаксиной показало, что дети с нарушением зрения не умеют привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не адресованы кому-то конкретно.

Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов. [4, 84]

Отсутствие зрения, безусловно, влияет на сферу чувственного познания окружающего, ведет к сужению круга общения, замедлению формирования навыков и средств общения и трудностям в подражании действиям людей в различных ситуациях, но не изменяет саму структуру коммуникативной деятельности.

Развитие самого процесса общения у детей этой категории протекает так же, как и у их нормально видящих сверстников.

Генезис форм общения у детей с нарушениями зрения проходит те же этапы, но отсутствие зрительных впечатлений приводит к особенностям протекания всего процесса.

Активная роль взрослого в развитии общения детей с нарушениями зрения значительно большая, чем у нормально видящего. Это связано с тем, что плохо видящий «ребенок лишен возможности непосредственного зрительного подражания — одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Значительное отставание в овладении неречевыми средствами общения у детей с нарушениями зрения констатировала в своем исследовании А. М. Виленская. Они не только не воспроизводили заданные им вербальные состояния, но не воспринимали и не понимали их правильно.

Отставания отмечаются и в предметно-действенных средствах общения. Это выражается в позах и жестах, не адекватных ситуации, не соответствующих эмоциональному состоянию человека. Для них характерны также скованность движений, стереотипия в выражении эмоциональных состояний, вербальность знаний о правильных жестах, действиях при общении с детьми и взрослыми.

Трудности формирования неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения коренятся в нечетком образе восприятия человека, который не позволяет им на основе экспрессивно-мимического выражения судить о состоянии человека, его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме.

Для исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения нами была выбрана социометрическая методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская).

Детям было предложено посмотреть (потрогать) два домика. Первый домик большой, яркий, украшенный цветами, второй — маленький и темный. Педагог предлагает ребенку представить, что большой красивый домик принадлежит ему (ребенку), в нем много игрушек, и он может пригласить к себе всех, кого захочет. А в маленьком черном домике игрушек совсем нет. Ребенок должен сделать выбор, кого из детей группы, он бы пригласил в большой дом, а кого бы поселил в маленький дом. Метод социометрии был проведен на детях старшего дошкольного возраста. Количество выборов ограничено не было, так как целью применения этой методики было выяснить все многообразие отношений в детском коллективе.

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 138 (компенсирующего вида) для детей с нарушением зрения. Возраст исследуемых: старший дошкольный (5–6 лет). В эксперименте приняли участие 12 детей с нарушениями зрения

Диагностируя межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения, мы определили круг значимого общения каждого ребенка и особенности взаимоотношений всех детей группы.

Проанализировав полученные результаты, подсчитав коэффициенты благоприятного климата и сплоченности группы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Удельный вес социальной категории «звезды» составляет 8 %, «предпочитаемых» – 50 %, «принятых» — 33 %, «изолированных» — 8 %, «отвергаемых» в данной группе не оказалось. Следует заметить, что ребенок с тяжелыми нарушениями зрения (слепота) оказался в категории «изолированных». Слабовидящие дети распределились по категориям «Предпочитаемые» – 2 человека и «Принятые» — 2 человека.
  2. В группе высокий уровень благополучия взаимоотношений так как, в двух первых статусных категориях детей больше, чем в трех последних.
  3. Группа детей является недостаточно сплоченной, так как показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6–0,7, а по результатам нашего исследования видно, что коэффициент сплоченности равен 0,3.

Но коллектив в дошкольном возрасте только начинает формироваться, дети учатся сотрудничеству, взаимопомощи, гуманности.

Регистрация полученных данных осуществлялась в заранее подготовленную таблицу, где отмечались как положительные, так и отрицательные выборы детей.

В следующей работе планируется проведение коррекционной работы по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения с помощью театрализованной деятельности.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения, в процессе участия в игре, которая имеет коллективный характер, создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия детей и принятие особенностей каждого ребенка.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, выражают их на основе собственного жизненного опыта или проявляя фантазию и творчество. Также театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Литература:

  1. Баландина Л. Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушением и нормальным // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5. — С. 34–37.
  2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога. — Екатеринбург: Грамота, 2000. — 937 с.
  3. Волкова Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. — 1982. — № 3. — С. 14.
  4. Григорьева Г. В. «Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 25.
  5. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). — М.: Политиздат, 1981. — 290 с.
  6. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. — М.: Изд-во политической литературы, 1980. — 256 с.
  7. Мясищев В. Н. «Психология отношений» Избранные психологические труды. — М.: Москва — Воронеж, 1995. — 356 с.
  8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушениями зрения, тяжелыми нарушениями зрения, нарушением зрения, средств общения, старшего дошкольного возраста, межличностного общения, процесса общения, детей старшего дошкольного, средствами общения, глубокими нарушениями зрения, нарушениями зрения межличностное, развитии общения детей, межличностных отношений, формированию межличностных отношений, дошкольном возрасте, фундамент навыков общения, процесса межличностного общения, черта общения сверстников, детей группы, процесс межличностного общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос