Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: , ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2299/ (дата обращения: 27.05.2018).



Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовательным областям; сравниваются обучающие, развивающие и проективные типы коррекционных занятий с использованием песочных техник. Даются методические рекомендации по включению в систему коррекционно-развивающей работы песочной анимации.

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия

Анализ психолого-педагогических исследований и обобщение практического опыта работы коррекционно-развивающей работы показали, что добиться более значительных результатов в работе с детьми с нарушениями в развитии можно, включая в систему занятий наряду с традиционными, инновационных приемов и методов работы, нестандартных форм и методов проведения занятий [3; 5; 6; 14]. Поиски новых путей повышения результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы привели к включению в занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов арт-технологий [4; 7; 11]. Одним из наиболее многогранных направлений арт-технологий являются песочные технологии.

Песочные технологии многофункциональны, позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения, а также способны включаться вразличные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка [1; 2; 4; 7; 9]. Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок (sand-art) или игра с песком (sand-play) может применяться как в начале занятия для активизации и стимуляции речевой и познавательной активности, так и как элемент работы по коррекции пространственных функций и конструктивной деятельности.

Включение песочных технологий в работе с детьми с особенностями психофизического развития вносит разнообразие в занятия по образовательным областям. В рамках таких занятий дети осваивают четкий алгоритм хода занятия: демонстрация песочницы и коллекции фигурок, фонов, бутафории по теме занятия; актуализация правил игр с песком; формулирование темы и постановка проблемной задачи;  индивидуальная и групповая работа в технике sand-play; завершение занятия и ритуал выхода. На первых занятиях все занятие посвящается работе с песком: дети осваивают весь ритуал постоянно повторяющихся действий, в которых не только знакомятся с ключевыми правилами работы, но и проживают, проигрывают их. На последующих занятиях алгоритм работы в песочнице соблюдается детьми полностью, длительность рутинных действий сокращается, в результате чего, игры с песком из отдельных самостоятельных занятий превращаются в элемент образовательных занятий. Песочные технологии гармонично вписываются в ход занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Искусство». Особый интерес, в рамках работы с песком на занятиях по образовательным областям, у детей вызывает: проигрывание игр–коммуникаций («Приключение песчинки», «Куличик», «Пират и клад», «Магазин», «Мокрый-сухой», «Экскурсовод» и др.), проективных и познавательных игр («Раскопки», «Артефакт», «Руины», «Пекарня», «Кактус», «Прятки» и др.), рисование в различных техниках (по темам «Игрушки», «Осень», «Животные жарких стран», «Птицы», «Транспорт», «Наш город», «Космос», «Лето» и др.), элементы сказочных («Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.), музыкальных («Морское дно», «Мое настроение», «Море волнуется раз…», «Цветная музыка» и др.) и мультипликационных технологий («Репка», «Теремок», «Кошки-мышки», «Радуга» и др.). Такие образовательные занятия с песком способствуют стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию координации движений и развитию пальцевой моторики, развитию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, формированию навыков общения и развитию диалогической и монологической речи, развитию пространственных представлений и интегративных функций, а также стимулируют познавательную активность, расширяют сферу интересов детей и, несомненно, развивают навыки их сотрудничества со взрослым и сверстниками [4; 7; 8; 15].

Большую роль в достижении значительной положительной динамики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями играют индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Коррекционные занятия с детьми снарушениями речевого и интеллектуального развития, а также расстройствами аутистическго спектра ориентируются на создание естественной стимулирующей среды (позволяющей ребенку чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность), посредством которой осуществляется дополнительный терапевтический эффект — дети актуализируют и проявляют эмоции, снижая тем самым психофизическое напряжение. Коррекционные занятия с применением песочных технологий можно условно разделить на 3 группы: обучающие (песочные технологии облегчают процесс обучения ребенка), развивающие (с помощью песка познается многогранность мира) и проективные (позволяют провести психолого-педагогическую диагностику, коррекцию и развитие в песочнице).

Обучающие занятия с применением техник sand-play и sand-art актуализируют запас представлений по изучаемой теме; формируют представления о геометрических формах и телах, понятия величины, количества и счета; развивают представления о пространстве и времени; расширяют представления о живой и неживой природе, о растительном и животном мире, о человеке и мире людей; развивают навыки изобразительной и музыкальной деятельности; развивают художественное восприятие, навыки выразительного рассказывания, драматизации; развивают самоэффективность и самоконтроль; формируют различные виды детской деятельности [4; 6; 10]. В рамках обучающих занятий песочные технологии используются в работе по всем основным направлениям развития ребенка (социально-нравственном и личностном, познавательном, речевом, художественном и эстетическом развитии). Такие занятия проводятся в рамках специально организованной и нерегламентированной деятельности, в том числе как компонент ряда проектов«Остров дружбы», «Следы на песке», «Песочный алфавит», «Тактильные дорожки», «По страницам истории» и др.

Коррекционно-развивающие занятия с песком направлены на развитие всех познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостности объекта), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений [11]. Данные занятия решают задачи развития фантазии и креативности, на базе наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а также побуждают детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии. Коррекционная направленность таких занятий может быть разнообразной и зависит непосредственно от возрастных, интеллектуальных и речевых, а также индивидуальных особенностей детей. Так, в ходе коррекционно-развивающих занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи с применением песочницы, решаются задачи формирования психологических предпосылок речевой деятельности (уделяя особое внимание формированию мотивационной основы высказывания, развитию речевой и психической активности, подражательной деятельности и репродуктивной речи), формирования первоначальных речевых умений в ситуациях диалогического общения, формирования высказывания как основной единицы речевого действия, формирования коммуникативных умений и навыков связной речи. Тогда как на занятиях по формированию произносительной стороны речи с использованием песочных технологий акцент ставится на развитии слухового внимания, ритмического, фонетического слуха; формировании фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитии произносительных умений и навыков (формирование общих речевых умений, развитие дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи, автоматизации и дифференциации звуков на различном речевом материале); а также формировании основ чтения и письма.

Использование песочных технологий на проективных занятиях позволяет провести психолого-педагогическую диагностику особенностей формирования познавательных психических функций и процессов (особенностей внимания и работоспособности; ощущений и свойств восприятия; сформированности представлений; особенностей памяти; невербального и вербально-логического мышления; речи и воображения); особенностей эмоционально-волевой сферы (эмоций и чувств, волевых проявлений, показателей общения, тревожности, демонстративности и др.); особенностей психических состояний и свойств личности [2; 7; 13]. На таких занятиях детям предлагается интерпретировать содержание сюжетной песчаной картины, завершать незаконченные зарисовки в техники sand-art, давать толкование неопределенных очертаний изображений в песочнице и т. д. В ходе диагностических проекционных занятий, используются ассоциативные методы, в которых дети создают образы по стимулам — пятнам; завершают неоконченных рисунки; интерпретационные методы, в которых требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную в технике sand-play; экспрессивные методы, в которых дети создают рисунки несуществующих животных и фантазийных объектов неживого мира, отображают чувства и эмоции, моделируют песочную историю. Коррекционные и развивающие проектные занятия базируются исключительно на экспрессивных проективных методах работы, тогда как ассоциативные и интерпретационные методы на данных занятиях являются вспомогательными. Наибольший интерес у детей вызывают такие проективные упражнения как: «Следы невиданных зверей», «Марсианский песок», «Стройка-перестройка», «Караван», «Песочный город», «Змейка», «Песочные часы», «Дюны и барханы» и др.

Любое занятие (фрагмент занятия) с использованием песочных арт-технологий также решает ряд дополнительных задач: образовательных — формировать умение последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета; формировать умение отвечать на вопросы проблемно — поискового характера; развивать специальные двигательные навыки для работы с песком; формировать умение выстраивать композиции на песке по образцу; совершенствовать представления об окружающем мире; развивающих — развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память); развивать логическое мышление; совершенствовать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; формировать умение действовать по инструкции; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности; воспитательных — вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности, доброту, бережное отношение ко всему живому; совершенствовать навыки позитивной коммуникации, посредством «проигрывания» разнообразных жизненных ситуаций, создания композиции на песке [4; 6; 12].

Многие направления арт-технологий хорошо сочетаются друг с другом. Как показывает практика, объединение техник sand-art и sand-play с упражнениями из сказочных технологий оказывается очень успешным. Сочетание сказки и песка в практике открывает новые грани эффективности обоих этих направлений арт-технологий. Примером такого гармоничного союза является техника песочной анимации. Создание песочной анимации позволяет подобрать героев, изобразить сцену (создать необходимый ландшафт, декорации, раскадровку, фоны и бутафорию), произвести оживление, отображая шумы и озвучивая историю, а также создать фотоколлаж, комикс или видеоролик с результатом своего труда. Создавать песочную анимацию могут дети дошкольного и младшего школьного возраста, работая в разных техниках (в технике sand-play и sand-art соответственно). На занятиях с использование песочной анимации целесообразно следовать следующему алгоритму (на примере технологии sand-play): введение в игровую среду, знакомство с зачином истории и героями,  создание сюжета,  изучение и проработка модели поведения (конфликт или проблемавыбор помощиборьбапобеда); «оживление» истории посредством фонов, декораций и бутафории, «проживание» истории посредством моделирования хода сюжета,  отображение проработанной истории (рисунки, коллажи, видеоролики и др.),  перспектива дальнейших приключений и развития сюжета.

Детальное проживание каждого движения, раскладывание его на фазы и возможность анатомирования развивает анализ двигательных навыков, осознанный подход к собственным паттернам движения, существенно расширяет двигательный репертуар детей. Песочные технологии позволяют реабилитировать детей с двигательными нарушениями, у которых снижена функция понимания возможностей своего тела или его частей и само движение может вызывать боль. Поэтому ключевая задача песочных арт-технологий в работе с детьми данной группы — сделать телесную практику позитивной и реалистичной. В тоже время у большинства детей с особенностями психофизического развития имеются трудности регуляции разной степени выраженности. При создании песочной анимации дети учатся работать не только с пространством, но и со временем, так как «тайминг» (timing) в песочной анимации имеет решающее значение, определяя характер движения и его ритм. Таким образом, при создании анимационного продукта, детям становится очевидно, что время выходит за рамки пространственной метафоры и получает конкретное воплощение в пространстве кадров.

Так как для создания песочной анимации характерен долгий и многоступенчатый процесс воплощения замысла. Дети осознают необходимость выработки стратегии и гибкого следования плану, что способствует формированию навыков программирования и контроля деятельности. Они обучаются построению планов и алгоритмов: организовывают свою активность, планируют выполнение той или иной задачи, переходят от этапа к этапу и контролируют результат. На начальных этапах работы дети активно обращаются кпредметному расписанию деятельности, которое представляет собой коробку с отсеками, в каждом из которых лежит предмет, символизирующий определенный этап работы. По мере освоения данного вида расписания, дети участвуют в процессе его составления, и даже составляют предметное расписание деятельности полностью самостоятельно. Такое расписание деятельности используется при формировании у детей первоначальных навыков планирования, а также с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, с детьми с нарушениями зрения, в том числе с детьми, которые не соотносят предмет с картинкой или ингорируют плоскостной наглядный материал. На более поздних этапах работы или при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста используются наглядные символические расписания (фотографии, картинки, пиктограммы, отображающие последовательность действий).

Песочная мультипликация и анимация предполагает работу в команде с выраженной иерархией. В начале работы допустима индивидуальная работа, при которой взрослый берет на себя несколько технических функций, замещая собой команду с четким распределением ролей. Постепенно дети включаются в группу, где привыкают к ситуации поочередного лидерства на разных этапах работы, учатся слышать друг друга и действовать скоординировано. Структура каждого занятия с применением песочной анимации предполагает внутреннюю динамику: погружение в контекст сюжета  элементарное индивидуальное самостоятельное творчество  коллективное творчество с обсуждением. Таким образом, использование анимационных техник в работе с песком и других песочных арт-технологий позволяет решать широкий спектр терапевтических, развивающих и реабилитационных задач, значительно расширяя спектр возможностей работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Литература:

  1. Афанасьва А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2016г.) — Ульяновск. — 2016. — С.94–98.
  2. Белашова, Е. В. Формирование положительной мотивации школьников через использование арт-технологий // На путях к новой школе. — 2016. — № 3. — С.15–16.
  3. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск: ТГУ. — 2004. — 83с.
  4. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
  5. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  6. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  7. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  8. Копытин А. И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии. — СПб., 2007.
  9. Amman R. Healing and transformation in sandplay: Creative process made visible. — La Salle, Illinois.: Open Court. — 1991. — 140 p.
  10. Bradway K. Sandplay — silent workshop of the psyche. — London: NY. — 1997. — 232 p.
  11. Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences. — Stuttgart. — 2015. — P. 54–59.
  12. Mason H. R. Dare to dream: The use of animation in occupational therapy // Mental Health Occupational Therapy. — 2009. — № 14 (3). — Р.111–115.
  13. Mitchell R. R., Friedman H. S. Sandplay: Past, present and future. — London-New-York.: Routledge. — 1994. — 151 p.
  14. Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto: Science & Behavior Books, Inc. — 2011. — 430р.
  15. Weinrib E. L. The sand-play therapy process. — Boston.: Sigo. — 1983. — 172 p.
Основные термины (генерируются автоматически): песочной анимации, песочных технологий, особенностями психофизического развития, песочных арт-технологий, образовательным областям, использованием песочных, подгрупповые коррекционные занятия, коррекционно-развивающей работы, технике sand-play, Песочные технологии, тяжелыми нарушениями речи, пространственных представлений, коррекционно-развивающей работе, Бурачевская Т, песочные технологии, младшего школьного, стороны речи, видам песочных арт-технологий, Коррекционные занятия, использованием песочных техник.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос