Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: , ,

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1225 раз

Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2299/ (дата обращения: 22.10.2018).



Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовательным областям; сравниваются обучающие, развивающие и проективные типы коррекционных занятий с использованием песочных техник. Даются методические рекомендации по включению в систему коррекционно-развивающей работы песочной анимации.

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия

Анализ психолого-педагогических исследований и обобщение практического опыта работы коррекционно-развивающей работы показали, что добиться более значительных результатов в работе с детьми с нарушениями в развитии можно, включая в систему занятий наряду с традиционными, инновационных приемов и методов работы, нестандартных форм и методов проведения занятий [3; 5; 6; 14]. Поиски новых путей повышения результативности и эффективности коррекционно-развивающей работы привели к включению в занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов арт-технологий [4; 7; 11]. Одним из наиболее многогранных направлений арт-технологий являются песочные технологии.

Песочные технологии многофункциональны, позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения, а также способны включаться вразличные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка [1; 2; 4; 7; 9]. Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок (sand-art) или игра с песком (sand-play) может применяться как в начале занятия для активизации и стимуляции речевой и познавательной активности, так и как элемент работы по коррекции пространственных функций и конструктивной деятельности.

Включение песочных технологий в работе с детьми с особенностями психофизического развития вносит разнообразие в занятия по образовательным областям. В рамках таких занятий дети осваивают четкий алгоритм хода занятия: демонстрация песочницы и коллекции фигурок, фонов, бутафории по теме занятия; актуализация правил игр с песком; формулирование темы и постановка проблемной задачи;  индивидуальная и групповая работа в технике sand-play; завершение занятия и ритуал выхода. На первых занятиях все занятие посвящается работе с песком: дети осваивают весь ритуал постоянно повторяющихся действий, в которых не только знакомятся с ключевыми правилами работы, но и проживают, проигрывают их. На последующих занятиях алгоритм работы в песочнице соблюдается детьми полностью, длительность рутинных действий сокращается, в результате чего, игры с песком из отдельных самостоятельных занятий превращаются в элемент образовательных занятий. Песочные технологии гармонично вписываются в ход занятий по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Искусство». Особый интерес, в рамках работы с песком на занятиях по образовательным областям, у детей вызывает: проигрывание игр–коммуникаций («Приключение песчинки», «Куличик», «Пират и клад», «Магазин», «Мокрый-сухой», «Экскурсовод» и др.), проективных и познавательных игр («Раскопки», «Артефакт», «Руины», «Пекарня», «Кактус», «Прятки» и др.), рисование в различных техниках (по темам «Игрушки», «Осень», «Животные жарких стран», «Птицы», «Транспорт», «Наш город», «Космос», «Лето» и др.), элементы сказочных («Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.), музыкальных («Морское дно», «Мое настроение», «Море волнуется раз…», «Цветная музыка» и др.) и мультипликационных технологий («Репка», «Теремок», «Кошки-мышки», «Радуга» и др.). Такие образовательные занятия с песком способствуют стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию координации движений и развитию пальцевой моторики, развитию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, формированию навыков общения и развитию диалогической и монологической речи, развитию пространственных представлений и интегративных функций, а также стимулируют познавательную активность, расширяют сферу интересов детей и, несомненно, развивают навыки их сотрудничества со взрослым и сверстниками [4; 7; 8; 15].

Большую роль в достижении значительной положительной динамики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями играют индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Коррекционные занятия с детьми снарушениями речевого и интеллектуального развития, а также расстройствами аутистическго спектра ориентируются на создание естественной стимулирующей среды (позволяющей ребенку чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность), посредством которой осуществляется дополнительный терапевтический эффект — дети актуализируют и проявляют эмоции, снижая тем самым психофизическое напряжение. Коррекционные занятия с применением песочных технологий можно условно разделить на 3 группы: обучающие (песочные технологии облегчают процесс обучения ребенка), развивающие (с помощью песка познается многогранность мира) и проективные (позволяют провести психолого-педагогическую диагностику, коррекцию и развитие в песочнице).

Обучающие занятия с применением техник sand-play и sand-art актуализируют запас представлений по изучаемой теме; формируют представления о геометрических формах и телах, понятия величины, количества и счета; развивают представления о пространстве и времени; расширяют представления о живой и неживой природе, о растительном и животном мире, о человеке и мире людей; развивают навыки изобразительной и музыкальной деятельности; развивают художественное восприятие, навыки выразительного рассказывания, драматизации; развивают самоэффективность и самоконтроль; формируют различные виды детской деятельности [4; 6; 10]. В рамках обучающих занятий песочные технологии используются в работе по всем основным направлениям развития ребенка (социально-нравственном и личностном, познавательном, речевом, художественном и эстетическом развитии). Такие занятия проводятся в рамках специально организованной и нерегламентированной деятельности, в том числе как компонент ряда проектов«Остров дружбы», «Следы на песке», «Песочный алфавит», «Тактильные дорожки», «По страницам истории» и др.

Коррекционно-развивающие занятия с песком направлены на развитие всех познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостности объекта), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений [11]. Данные занятия решают задачи развития фантазии и креативности, на базе наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а также побуждают детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии. Коррекционная направленность таких занятий может быть разнообразной и зависит непосредственно от возрастных, интеллектуальных и речевых, а также индивидуальных особенностей детей. Так, в ходе коррекционно-развивающих занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи с применением песочницы, решаются задачи формирования психологических предпосылок речевой деятельности (уделяя особое внимание формированию мотивационной основы высказывания, развитию речевой и психической активности, подражательной деятельности и репродуктивной речи), формирования первоначальных речевых умений в ситуациях диалогического общения, формирования высказывания как основной единицы речевого действия, формирования коммуникативных умений и навыков связной речи. Тогда как на занятиях по формированию произносительной стороны речи с использованием песочных технологий акцент ставится на развитии слухового внимания, ритмического, фонетического слуха; формировании фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитии произносительных умений и навыков (формирование общих речевых умений, развитие дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи, автоматизации и дифференциации звуков на различном речевом материале); а также формировании основ чтения и письма.

Использование песочных технологий на проективных занятиях позволяет провести психолого-педагогическую диагностику особенностей формирования познавательных психических функций и процессов (особенностей внимания и работоспособности; ощущений и свойств восприятия; сформированности представлений; особенностей памяти; невербального и вербально-логического мышления; речи и воображения); особенностей эмоционально-волевой сферы (эмоций и чувств, волевых проявлений, показателей общения, тревожности, демонстративности и др.); особенностей психических состояний и свойств личности [2; 7; 13]. На таких занятиях детям предлагается интерпретировать содержание сюжетной песчаной картины, завершать незаконченные зарисовки в техники sand-art, давать толкование неопределенных очертаний изображений в песочнице и т. д. В ходе диагностических проекционных занятий, используются ассоциативные методы, в которых дети создают образы по стимулам — пятнам; завершают неоконченных рисунки; интерпретационные методы, в которых требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную в технике sand-play; экспрессивные методы, в которых дети создают рисунки несуществующих животных и фантазийных объектов неживого мира, отображают чувства и эмоции, моделируют песочную историю. Коррекционные и развивающие проектные занятия базируются исключительно на экспрессивных проективных методах работы, тогда как ассоциативные и интерпретационные методы на данных занятиях являются вспомогательными. Наибольший интерес у детей вызывают такие проективные упражнения как: «Следы невиданных зверей», «Марсианский песок», «Стройка-перестройка», «Караван», «Песочный город», «Змейка», «Песочные часы», «Дюны и барханы» и др.

Любое занятие (фрагмент занятия) с использованием песочных арт-технологий также решает ряд дополнительных задач: образовательных — формировать умение последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета; формировать умение отвечать на вопросы проблемно — поискового характера; развивать специальные двигательные навыки для работы с песком; формировать умение выстраивать композиции на песке по образцу; совершенствовать представления об окружающем мире; развивающих — развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память); развивать логическое мышление; совершенствовать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику; формировать умение действовать по инструкции; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности; воспитательных — вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности, доброту, бережное отношение ко всему живому; совершенствовать навыки позитивной коммуникации, посредством «проигрывания» разнообразных жизненных ситуаций, создания композиции на песке [4; 6; 12].

Многие направления арт-технологий хорошо сочетаются друг с другом. Как показывает практика, объединение техник sand-art и sand-play с упражнениями из сказочных технологий оказывается очень успешным. Сочетание сказки и песка в практике открывает новые грани эффективности обоих этих направлений арт-технологий. Примером такого гармоничного союза является техника песочной анимации. Создание песочной анимации позволяет подобрать героев, изобразить сцену (создать необходимый ландшафт, декорации, раскадровку, фоны и бутафорию), произвести оживление, отображая шумы и озвучивая историю, а также создать фотоколлаж, комикс или видеоролик с результатом своего труда. Создавать песочную анимацию могут дети дошкольного и младшего школьного возраста, работая в разных техниках (в технике sand-play и sand-art соответственно). На занятиях с использование песочной анимации целесообразно следовать следующему алгоритму (на примере технологии sand-play): введение в игровую среду, знакомство с зачином истории и героями,  создание сюжета,  изучение и проработка модели поведения (конфликт или проблемавыбор помощиборьбапобеда); «оживление» истории посредством фонов, декораций и бутафории, «проживание» истории посредством моделирования хода сюжета,  отображение проработанной истории (рисунки, коллажи, видеоролики и др.),  перспектива дальнейших приключений и развития сюжета.

Детальное проживание каждого движения, раскладывание его на фазы и возможность анатомирования развивает анализ двигательных навыков, осознанный подход к собственным паттернам движения, существенно расширяет двигательный репертуар детей. Песочные технологии позволяют реабилитировать детей с двигательными нарушениями, у которых снижена функция понимания возможностей своего тела или его частей и само движение может вызывать боль. Поэтому ключевая задача песочных арт-технологий в работе с детьми данной группы — сделать телесную практику позитивной и реалистичной. В тоже время у большинства детей с особенностями психофизического развития имеются трудности регуляции разной степени выраженности. При создании песочной анимации дети учатся работать не только с пространством, но и со временем, так как «тайминг» (timing) в песочной анимации имеет решающее значение, определяя характер движения и его ритм. Таким образом, при создании анимационного продукта, детям становится очевидно, что время выходит за рамки пространственной метафоры и получает конкретное воплощение в пространстве кадров.

Так как для создания песочной анимации характерен долгий и многоступенчатый процесс воплощения замысла. Дети осознают необходимость выработки стратегии и гибкого следования плану, что способствует формированию навыков программирования и контроля деятельности. Они обучаются построению планов и алгоритмов: организовывают свою активность, планируют выполнение той или иной задачи, переходят от этапа к этапу и контролируют результат. На начальных этапах работы дети активно обращаются кпредметному расписанию деятельности, которое представляет собой коробку с отсеками, в каждом из которых лежит предмет, символизирующий определенный этап работы. По мере освоения данного вида расписания, дети участвуют в процессе его составления, и даже составляют предметное расписание деятельности полностью самостоятельно. Такое расписание деятельности используется при формировании у детей первоначальных навыков планирования, а также с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, с детьми с нарушениями зрения, в том числе с детьми, которые не соотносят предмет с картинкой или ингорируют плоскостной наглядный материал. На более поздних этапах работы или при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста используются наглядные символические расписания (фотографии, картинки, пиктограммы, отображающие последовательность действий).

Песочная мультипликация и анимация предполагает работу в команде с выраженной иерархией. В начале работы допустима индивидуальная работа, при которой взрослый берет на себя несколько технических функций, замещая собой команду с четким распределением ролей. Постепенно дети включаются в группу, где привыкают к ситуации поочередного лидерства на разных этапах работы, учатся слышать друг друга и действовать скоординировано. Структура каждого занятия с применением песочной анимации предполагает внутреннюю динамику: погружение в контекст сюжета  элементарное индивидуальное самостоятельное творчество  коллективное творчество с обсуждением. Таким образом, использование анимационных техник в работе с песком и других песочных арт-технологий позволяет решать широкий спектр терапевтических, развивающих и реабилитационных задач, значительно расширяя спектр возможностей работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Литература:

  1. Афанасьва А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2016г.) — Ульяновск. — 2016. — С.94–98.
  2. Белашова, Е. В. Формирование положительной мотивации школьников через использование арт-технологий // На путях к новой школе. — 2016. — № 3. — С.15–16.
  3. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск: ТГУ. — 2004. — 83с.
  4. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
  5. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  6. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  7. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  8. Копытин А. И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии. — СПб., 2007.
  9. Amman R. Healing and transformation in sandplay: Creative process made visible. — La Salle, Illinois.: Open Court. — 1991. — 140 p.
  10. Bradway K. Sandplay — silent workshop of the psyche. — London: NY. — 1997. — 232 p.
  11. Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences. — Stuttgart. — 2015. — P. 54–59.
  12. Mason H. R. Dare to dream: The use of animation in occupational therapy // Mental Health Occupational Therapy. — 2009. — № 14 (3). — Р.111–115.
  13. Mitchell R. R., Friedman H. S. Sandplay: Past, present and future. — London-New-York.: Routledge. — 1994. — 151 p.
  14. Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto: Science & Behavior Books, Inc. — 2011. — 430р.
  15. Weinrib E. L. The sand-play therapy process. — Boston.: Sigo. — 1983. — 172 p.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная анимация, занятие, развитие, младший школьный возраст, песочный рисунок, психофизическое развитие, коррекционно-развивающая работа, песок, представление.

Похожие статьи

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

ребенок, песочная анимация, занятие, развитие, младший школьный возраст, песочный рисунок, психофизическое развитие, коррекционно-развивающая работа, песок, представление.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Песочная игротерапия как средство развития речевой... ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет. Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники sand-play в коррекционно-развивающий процесс.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

ребенок, песок, развитие, развитие речи, песочная терапия, дошкольный возраст, кинестетическая чувствительность, произвольное

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий...

Использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ. Во-первых, песочные технологии — это легкопродуктивная деятельность.

Песочная терапия как одна из современных...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация; − развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

ребенок, песочная анимация, занятие, развитие, младший школьный возраст, песочный рисунок, психофизическое развитие, коррекционно-развивающая работа, песок, представление.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Песочная игротерапия как средство развития речевой... ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс, песочная картина, развитие речи. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет. Практикум для воспитателей «Живой песок» как средство...

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники sand-play в коррекционно-развивающий процесс.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

ребенок, песок, развитие, развитие речи, песочная терапия, дошкольный возраст, кинестетическая чувствительность, произвольное

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Применение техники sand-art как элемента арт-технологий...

Использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ. Во-первых, песочные технологии — это легкопродуктивная деятельность.

Песочная терапия как одна из современных...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация; − развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос