Библиографическое описание:

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 143-146. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2305/ (дата обращения: 24.02.2018).



В статье описываются виды арт-технологий. Приводятся примеры повышения эффективности коррекционно-развивающего и образовательного процесса. Рассматриваются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, метода sand-art. Даются методические рекомендации по использованию метода рисования песком в ходе коррекционного воздействия.

Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, песочница, песочная терапия

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих эффективность коррекционно-развивающего и образовательного процесса, является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Психологи и педагоги уделяют все больше внимание искусству, изучая разные виды искусства в качестве коррекционных средств [1; 2; 5; 8; 10]. Арт-технологии, при этом, рассматривают, как совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства и коррекционной направленностью их применения [3; 6].

Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. На данный момент классифицирую арт-технологии следующим образом: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания [3; 4; 6; 9].

Арт-технологии, базируясь на интернациональном языке искусства, способны сыграть роль своеобразного универсального языка в работе дефектолога. Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий предполагает развитие всех основных модальностей: аудиальной, визуальной и кинестетической, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние всех психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.) [5; 9]. Особый интерес среди арт-технологий, применяемых в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов, вызывают «объемные» виды материалов — песок, глина, полимерные массы для лепки и тесто. Именно эти материалы помогают ребенку освоить трехмерное пространство. Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем [7, с.56]. Среди основных направлений коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанных с использованием песка особо примечательны: игра в песочнице (sand play), песочная скульптура, рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.

Использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ. Во-первых, песочные технологии — это легкопродуктивная деятельность. Данная практика доступна ребенку даже с тяжелыми множественными нарушениями развития. Почти любая манипуляция с песком может считаться художественным результатом — отпечаток ладони создает рельеф-автограф, брошенная на световой стол горсть песка оказывается похожа на цветок. Кроме того, большинству детей и взрослых взаимодействие с песком приятно и не вызывает сопротивления. Во-вторых, игры с песком представляют возможность построения диалога на основе совместного творчества. Как и в других направлениях арт-технологий, песок выступает здесь третьим участником, посредником между ребенком и взрослым, позволяет выразить то, что с трудом поддается вербальному описанию. В-третьих, использование песка — это возможность работы на разных уровнях: от сенсорной стимуляции до аналитической работы. В зависимости от задач педагога и его специализации, сессия в песочнице может представлять собой нейропсихологическое занятие, групповой тренинг взаимодействия или коррекционно-образовательную работу. В-четвертых, песочницы открывают простор для творчества, выражая концептуальную емкость песочных технологий, возможность различного теоретического обоснования конкретных техник и подхода к данной работе в целом.

К специфическим факторам песочного рисования можно отнести: динамический рисунок и возможность быстрых изменений в картине (принцип песочной анимации как «оживления» предполагает поиск неожиданных решений при переходе к следующему кадру, постоянную смену планов и точки зрения), которые происходят в пространстве одного экрана, что упрощает переход от игры к рисунку, не требуя смены листа при развитии сюжета; актуализация телесной сферы при работе с песком за счет тактильных ощущений, участия в рисовании всех пальцев или даже всего тела; интегративность и полимодальность песочного рисования: синтез пластических движений, лепки, манипуляции, режиссуры и рисунка роднит песочную анимацию с разными областями искусства и психолого-педагогической практики.

Для работы с песком в техники sand-art можно использовать классическую юнгианскую песочницу (деревянный поднос (50 см х 70 см), дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, символизируя модель мира (голубое дно — воду, а борта — небо) [7]. Средние размеры песочниц соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Также возможно изменять цвета бортов юнгианской песочницы, следуя законам цветотерапии (зеленый, желтый, красный, фиолетовы, черный). Такой поднос с песком, или юнгианская песочница — уникальный инструмент, позволяющий знакомиться со многими событиями жизни посредством песка, воды, миниатюрных фигурок и предметов. В данной песочнице может использоваться любой песок природного цвета: речной, морской или кварцевый. В тоже время специально для работы в техники пескографии, песочной анимации и мультипликации, и, конечно, технике sand-art спроектированы белый стол для пескографии и световой планшет с акриловым стеклом [4]. Данные поверхности позволяют создавать рисунки из классического песка с использованием приема «света и тени», а также использовать разноцветный песок. Чтобы разнообразить процесс рисования используются грабельки с зубцами геометрической формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые и квадратные; фактурные ролики, трафареты, штампы и молды, также разнообразные кисти и палочки. Выбор соответствующего оборудования зависит непосредственно от возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от задач коррекционного воздействия.

Рис. 1. Применение рельефных оттисков и фактурных отпечатков в технике sand-art

Техника sand-art предполагает использование различных методов и приемов рисования: рисование ладонью; одновременное использование нескольких пальцев; насыпание из кулачка; рисование мизинцами; рисование симметрично двумя руками; рисование ребром большого пальца; отсечение лишнего; рисование пальцем; процарапывание фактурными граблями, роликами; использование трафаретов, молдов, штампов, шариков «су-джок»; украшение декоративными камнями и природным материалом.

Рисование песком может гармонично включается в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Данная технология многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения.

Занятия с применением песочной технологии дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания. Ребенок с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир — прекрасный и сказочный. В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать сказки, стишки, рассказы для самых маленьких. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Используя адаптированные материалы, дети с интересом изучают геометрические фигуры, понятия «большой — маленький», «один — много», «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — острое», с удовольствием изображают времена года и их преобразования, рисуют «настроение» природы: «радость» — солнце, «грусть» — дождик, «гнев» — гроза.

Рис. 2 Стадии работы в технике sand-art с детьми с нарушениями речевого и (или) интеллектуального развития

Необходимо помнить, что даже в групповой работе, первые несколько недель происходит знакомство с материалом, его художественными возможностями — этап индивидуальной предметной деятельности. На этой стадии рисунок будет хаотичным, малоструктурированным, может отмечаться желание просто бросать или сыпать песок на экран. Постепенно осуществляется переход к округлым формам, напоминающим мандалу (что обычно свидетельствует о гармонизации психофизического состояния ребенка). Далее происходит проработка каждым участником собственных актуальных тем — в том числе возможно стереотипное рисование. После этого становится возможным использовать собственно групповые техники, так как у детей появляется интерес к рисункам других членов группы, обсуждению, планированию общего проекта.

В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий прослеживается положительная динамика развития: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, так как на занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем нарушении. Творческий процесс, который предполагает использование основных выразительных средств различных видов — невербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 70–80 % общего времени, тогда как словесное обсуждение по поводу процесса и результатов проделанной работы — вербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 20–30 % общего времени [3; 6]. Что позволяет в работе с детьми создавать благоприятные условия для вызывания речи у детей с речевым негативизмом, для развития общения замкнутых детей, для развития коммуникативных навыков ребёнка, для формирования способности к сотрудничеству со сверстниками [9].

Важное преимущество песочных техник — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может гармонично сочетаться в сочетании с драматическими техниками (например, песочный театр теней), сказочной технологией (нарративной), музыкальной технологией. Кроме создания песочных картин, перенесение на плоскость песочного стола создает новое измерение для многих арт-технологий (рисование историй в картинках, каракули, коллаж, ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция, графический диалог, медитативное рисование и др.). Даже отдельно взятая песочная технология дает значительную положительную динамику в коррекционно-развивающей работе, что говорит о необходимости применения подобных методов в дошкольной и школьной педагогике. В то же время комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов и речи, а также эмоционального состояния ребенка.

Литература:

  1. Афанасьева А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2016г.) — Ульяновск. — 2016. — С.94–98.
  2. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск. — 2004.
  3. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  5. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  6. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  8. Лифанова Н. М., Попова А. А. Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с ранним детским аутизмом // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.:Перо. — 2015. — С.163–169.
  9. Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. — Stuttgart: ORT Publishing. — 2015. — P. 54–59.
  10. Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto. — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): рисование песком, коррекционно-развивающей работе, технике sand-art, тяжелыми нарушениями речи, Вопросы дошкольной педагогики, Бурачевская Т, метода рисования песком, компонент визуальных арт-технологий, повышения эффективности коррекционно-развивающего, нарушениями развития, техники sand-art, рисование ребром большого, песочная технология, Рисование песком, песочного рисования, визуальные арт-технологии, рисование ладонью, образовательного процесса, стереотипное рисование, Песочное рисование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос