Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2305/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье описываются виды арт-технологий. Приводятся примеры повышения эффективности коррекционно-развивающего и образовательного процесса. Рассматриваются варианты применения инновационных арт-технологий — песочной технологии, пескографии, метода sand-art. Даются методические рекомендации по использованию метода рисования песком в ходе коррекционного воздействия.

Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, песочница, песочная терапия

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих эффективность коррекционно-развивающего и образовательного процесса, является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Психологи и педагоги уделяют все больше внимание искусству, изучая разные виды искусства в качестве коррекционных средств [1; 2; 5; 8; 10]. Арт-технологии, при этом, рассматривают, как совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства и коррекционной направленностью их применения [3; 6].

Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. На данный момент классифицирую арт-технологии следующим образом: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания [3; 4; 6; 9].

Арт-технологии, базируясь на интернациональном языке искусства, способны сыграть роль своеобразного универсального языка в работе дефектолога. Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий предполагает развитие всех основных модальностей: аудиальной, визуальной и кинестетической, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние всех психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.) [5; 9]. Особый интерес среди арт-технологий, применяемых в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов, вызывают «объемные» виды материалов — песок, глина, полимерные массы для лепки и тесто. Именно эти материалы помогают ребенку освоить трехмерное пространство. Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем [7, с.56]. Среди основных направлений коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанных с использованием песка особо примечательны: игра в песочнице (sand play), песочная скульптура, рисование песком (sand-art), а также смешанные мультимодальные техники.

Использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ. Во-первых, песочные технологии — это легкопродуктивная деятельность. Данная практика доступна ребенку даже с тяжелыми множественными нарушениями развития. Почти любая манипуляция с песком может считаться художественным результатом — отпечаток ладони создает рельеф-автограф, брошенная на световой стол горсть песка оказывается похожа на цветок. Кроме того, большинству детей и взрослых взаимодействие с песком приятно и не вызывает сопротивления. Во-вторых, игры с песком представляют возможность построения диалога на основе совместного творчества. Как и в других направлениях арт-технологий, песок выступает здесь третьим участником, посредником между ребенком и взрослым, позволяет выразить то, что с трудом поддается вербальному описанию. В-третьих, использование песка — это возможность работы на разных уровнях: от сенсорной стимуляции до аналитической работы. В зависимости от задач педагога и его специализации, сессия в песочнице может представлять собой нейропсихологическое занятие, групповой тренинг взаимодействия или коррекционно-образовательную работу. В-четвертых, песочницы открывают простор для творчества, выражая концептуальную емкость песочных технологий, возможность различного теоретического обоснования конкретных техник и подхода к данной работе в целом.

К специфическим факторам песочного рисования можно отнести: динамический рисунок и возможность быстрых изменений в картине (принцип песочной анимации как «оживления» предполагает поиск неожиданных решений при переходе к следующему кадру, постоянную смену планов и точки зрения), которые происходят в пространстве одного экрана, что упрощает переход от игры к рисунку, не требуя смены листа при развитии сюжета; актуализация телесной сферы при работе с песком за счет тактильных ощущений, участия в рисовании всех пальцев или даже всего тела; интегративность и полимодальность песочного рисования: синтез пластических движений, лепки, манипуляции, режиссуры и рисунка роднит песочную анимацию с разными областями искусства и психолого-педагогической практики.

Для работы с песком в техники sand-art можно использовать классическую юнгианскую песочницу (деревянный поднос (50 см х 70 см), дно и борта которого выкрашены в голубой цвет, символизируя модель мира (голубое дно — воду, а борта — небо) [7]. Средние размеры песочниц соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Также возможно изменять цвета бортов юнгианской песочницы, следуя законам цветотерапии (зеленый, желтый, красный, фиолетовы, черный). Такой поднос с песком, или юнгианская песочница — уникальный инструмент, позволяющий знакомиться со многими событиями жизни посредством песка, воды, миниатюрных фигурок и предметов. В данной песочнице может использоваться любой песок природного цвета: речной, морской или кварцевый. В тоже время специально для работы в техники пескографии, песочной анимации и мультипликации, и, конечно, технике sand-art спроектированы белый стол для пескографии и световой планшет с акриловым стеклом [4]. Данные поверхности позволяют создавать рисунки из классического песка с использованием приема «света и тени», а также использовать разноцветный песок. Чтобы разнообразить процесс рисования используются грабельки с зубцами геометрической формы: треугольные, прямоугольные, закруглённые и квадратные; фактурные ролики, трафареты, штампы и молды, также разнообразные кисти и палочки. Выбор соответствующего оборудования зависит непосредственно от возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от задач коррекционного воздействия.

Рис. 1. Применение рельефных оттисков и фактурных отпечатков в технике sand-art

Техника sand-art предполагает использование различных методов и приемов рисования: рисование ладонью; одновременное использование нескольких пальцев; насыпание из кулачка; рисование мизинцами; рисование симметрично двумя руками; рисование ребром большого пальца; отсечение лишнего; рисование пальцем; процарапывание фактурными граблями, роликами; использование трафаретов, молдов, штампов, шариков «су-джок»; украшение декоративными камнями и природным материалом.

Рисование песком может гармонично включается в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Данная технология многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения.

Занятия с применением песочной технологии дают качественный скачок в развитии логического мышления, речи, познавательного интереса, памяти и внимания. Ребенок с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир — прекрасный и сказочный. В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать сказки, стишки, рассказы для самых маленьких. Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Используя адаптированные материалы, дети с интересом изучают геометрические фигуры, понятия «большой — маленький», «один — много», «горячее — холодное», «сухое — мокрое», «твердое — мягкое», «гладкое — острое», с удовольствием изображают времена года и их преобразования, рисуют «настроение» природы: «радость» — солнце, «грусть» — дождик, «гнев» — гроза.

Рис. 2 Стадии работы в технике sand-art с детьми с нарушениями речевого и (или) интеллектуального развития

Необходимо помнить, что даже в групповой работе, первые несколько недель происходит знакомство с материалом, его художественными возможностями — этап индивидуальной предметной деятельности. На этой стадии рисунок будет хаотичным, малоструктурированным, может отмечаться желание просто бросать или сыпать песок на экран. Постепенно осуществляется переход к округлым формам, напоминающим мандалу (что обычно свидетельствует о гармонизации психофизического состояния ребенка). Далее происходит проработка каждым участником собственных актуальных тем — в том числе возможно стереотипное рисование. После этого становится возможным использовать собственно групповые техники, так как у детей появляется интерес к рисункам других членов группы, обсуждению, планированию общего проекта.

В результате проведенных коррекционно-развивающих занятий прослеживается положительная динамика развития: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, так как на занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем нарушении. Творческий процесс, который предполагает использование основных выразительных средств различных видов — невербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 70–80 % общего времени, тогда как словесное обсуждение по поводу процесса и результатов проделанной работы — вербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 20–30 % общего времени [3; 6]. Что позволяет в работе с детьми создавать благоприятные условия для вызывания речи у детей с речевым негативизмом, для развития общения замкнутых детей, для развития коммуникативных навыков ребёнка, для формирования способности к сотрудничеству со сверстниками [9].

Важное преимущество песочных техник — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может гармонично сочетаться в сочетании с драматическими техниками (например, песочный театр теней), сказочной технологией (нарративной), музыкальной технологией. Кроме создания песочных картин, перенесение на плоскость песочного стола создает новое измерение для многих арт-технологий (рисование историй в картинках, каракули, коллаж, ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция, графический диалог, медитативное рисование и др.). Даже отдельно взятая песочная технология дает значительную положительную динамику в коррекционно-развивающей работе, что говорит о необходимости применения подобных методов в дошкольной и школьной педагогике. В то же время комплексное использование арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе повышает его эффективность и служит благоприятным фоном для улучшения всех познавательных процессов и речи, а также эмоционального состояния ребенка.

Литература:

  1. Афанасьева А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2016г.) — Ульяновск. — 2016. — С.94–98.
  2. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск. — 2004.
  3. Бурачевская О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 139–142.
  4. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
  5. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
  6. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  8. Лифанова Н. М., Попова А. А. Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с ранним детским аутизмом // Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.:Перо. — 2015. — С.163–169.
  9. Burachevskaya O. V. The development of spatial perception and spatial representations in preschool children with General speech underdevelopment// European Applied Sciences: challenges and solutions, proceedings of the 2nd International scientific conference. — Stuttgart: ORT Publishing. — 2015. — P. 54–59.
  10. Rojers N. The Creative Connection for Groups: Person-centered expressive Arts for Healing and Social Changes. — California, Palo Alto. — 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, песочная технология, ребенок, техник, рисование песком, песочница, коррекционное воздействие, образовательный процесс, общее время, вид искусства.

Похожие статьи

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

песок, песочная технология, рисование песком, ребенок, основной вид арт-технологий, коррекционная возможность арт-технологий, песочный рисунок, коррекционное воздействие, зрительное восприятие, вид искусства.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Песочная игротерапия как средство развития речевой... ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс

песочная терапия, ребенок, занятие, развитие, песок, игра, мелкая моторика, дошкольный возраст, коррекционное воздействие...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

песочная терапия, ребенок, занятие, развитие, песок, игра, мелкая моторика, дошкольный возраст, коррекционное воздействие, логопедическое.

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого

Технология проведения игр на песке в процессе психологического...

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, ребенок.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком.

Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Использование интерактивной песочницы в ДОУ

интерактивная песочница, песок, ребенок, образовательный процесс, режим, окружающий мир, взмах руки, песочная терапия, детский сад, Негативное воздействие.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация; − развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком

Похожие статьи

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми...

песок, песочная технология, рисование песком, ребенок, основной вид арт-технологий, коррекционная возможность арт-технологий, песочный рисунок, коррекционное воздействие, зрительное восприятие, вид искусства.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Песочная игротерапия как средство развития речевой... ребенок, песок, песочная терапия, игра, мир, окружающий мир, педагог, игровой процесс

песочная терапия, ребенок, занятие, развитие, песок, игра, мелкая моторика, дошкольный возраст, коррекционное воздействие...

Песочная терапия как средство психолого-педагогической...

песочная терапия, ребенок, занятие, развитие, песок, игра, мелкая моторика, дошкольный возраст, коррекционное воздействие, логопедическое.

Песочная терапия как одна из современных...

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого

Технология проведения игр на песке в процессе психологического...

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, песок, игра, ребенок.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком.

Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Использование интерактивной песочницы в ДОУ

интерактивная песочница, песок, ребенок, образовательный процесс, режим, окружающий мир, взмах руки, песочная терапия, детский сад, Негативное воздействие.

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация; − развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком

Задать вопрос