Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/archive/174/45822/ (дата обращения: 20.07.2019).



Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.

В группе я, как воспитатель, осуществляю коррекционные задачи: закрепляю речевые навыки по заданию логопеда; максимально пополняю, уточняю и активизирую словарный запас детей в процессе режимных моментов; осуществляю систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности; на своих занятиях включаю задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей; развиваю произвольную пальцевую моторику детей. Индивидуальные занятия по заданию логопеда я провожу во второй половине дня. В группе ведётся тетрадь по взаимосвязи, где фиксируют детей, с которыми необходимо заниматься. Для того, чтобы остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей, предлагаю и м настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их развитию и обучению.

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук в группе в достаточном количестве различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету, разрезные картинки, игры — пазлы, специальные кубики. Для индивидуальных игр в группе оборудован речевой уголок, где содержаться материалы для закрепления всех компонентов устной речи. Чтобы не пропал интерес к содержанию этого уголка, он периодически пополняется, обновляется. Важным атрибутом здесь является зеркало. В результате, такие индивидуальные занятия способствуют устранению грамматических и фонетических ошибок, допускаемых детьми-логопатами.

Моя работа с такими детьми начинается с адаптации ребёнка к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спальни, музыкальным залом и другими помещениями детского сада. В начальном этапе к детям не предъявляю больших требований к их невнятной речи. На данном этапе применяю такие формы работы: чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; просмотр диафильмов, видеофильмов, проведение экскурсий; проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда усложняю требования, разворачиваю работу по развитию речи: развиваю навыки диалогической речи, работаю над развитием структуры фразы, формирую и активизирую навыки связной речи.

В этой связи использую рассказывание по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учу составлять описательные, сравнительные рассказы. В соответствии с планом работы логопедической группы все, без исключения, занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяю так называемый «речевой режим». Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Обращаю внимание детей, что эти слова дети должны говорить на выдохе. Вначале года даётся 1–2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей. Перед утренней гимнастикой, а также перед каждым занятием ежедневно провожу артикуляционную гимнастику из 2–3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик». Занятия — основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Так, например, закрепляя знания детей об осени, уточняю их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: — Как мы узнали, что это осень? Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т. п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Например, предлагаю детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации учу детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяю и обогащаю словарь, работаю над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении точно употребляю нужные слова, чётко проговариваю их, задаю конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращаю внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания. Работая не один год с такими детьми, убедилась в том, что необходимо задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях. Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Это способствует развитию интереса к действиям в игре, поднимает эмоциональный тонус детей, дети приобретают уверенность в себе, в своих достижениях. Большое место в моей работе с детьми ОНР отвожу хороводным играм. При планировании прогулок важны конкретные наблюдения, продуманные вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использовать художественное слово. Мои воспитанники очень любят работать в уголке природы, который мы создали совместно с родителями. Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? — Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т. п. И конечно, разговаривая с детьми я активизирую их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?» Во время еды сообщаю детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами. Перед занятием дежурные сообщают день, месяц, число. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепляю обобщающие понятия «одежда», «постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды.

В результате, мои воспитанники читают стихи на утренниках, выступают на «Весёлых нотках», чувствуют себя полноценными детьми, которых все понимают и общаются с ними. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Литература:

  1. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие. — Детство-Пресс. О. А. Степанова.
  2. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М. «Творческий центр» Преодоление ОНР у дошкольников/под ред. Т. В. Волосовец. — М. «В.Секачёв»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, уголок природы, моя работа, задание логопеда, детский сад, утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу»...

Задание Игра «ОТГАДАЙКА». Логопед: Под деревом стоит корзинка, сейчас мы увидим, что в ней лежит?

Задание 2 Работа в группах.

Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи. Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека «Уголок книг».

В приемной группы оформлен уголок для родителей «Уголок логопеда» где размещается перечень игр по познавательно-речевому...

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда...

Дети: Мы дети из детского сада.

Буратино (Логопед) проводит с детьми дидактическую игру: «Какой звук вначале слова?»

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения.

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды...

Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Это создаст более комфортные условия для занятий в нем.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Задачи занятия: 1. Адаптация детей к условиям группы кратковременного пребывания

(Дети хлопают). Рис. 1. Работы детей по теме «Гусеница». Физическое развитие

(Дети ползут). Игра № 5: Подвижная игра «Гусеница». Развитие физических навыков детей.

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет...

Развитие мелкой моторики. Мимические упражнения.

Учитель-логопед: ребята, я сегодня шла на работу и слышала, как веселятся птицы.

Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы на тему: «Секрет вежливости».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе...

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.– М.: Мозаика — Синтез, 2007. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5–7 лет. — М.: Сфера, 2010.

Похожие статьи

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу»...

Задание Игра «ОТГАДАЙКА». Логопед: Под деревом стоит корзинка, сейчас мы увидим, что в ней лежит?

Задание 2 Работа в группах.

Краузе Е. Н. Практическая логопедия. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи. Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека «Уголок книг».

В приемной группы оформлен уголок для родителей «Уголок логопеда» где размещается перечень игр по познавательно-речевому...

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда...

Дети: Мы дети из детского сада.

Буратино (Логопед) проводит с детьми дидактическую игру: «Какой звук вначале слова?»

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения.

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды...

Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей.

Это создаст более комфортные условия для занятий в нем.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Пособие «Страна чистой речи» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка, окажет помощь в работе начинающим логопедам.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Задачи занятия: 1. Адаптация детей к условиям группы кратковременного пребывания

(Дети хлопают). Рис. 1. Работы детей по теме «Гусеница». Физическое развитие

(Дети ползут). Игра № 5: Подвижная игра «Гусеница». Развитие физических навыков детей.

Создание предметно-развивающей среды в группе...

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет...

Развитие мелкой моторики. Мимические упражнения.

Учитель-логопед: ребята, я сегодня шла на работу и слышала, как веселятся птицы.

Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы на тему: «Секрет вежливости».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе...

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.– М.: Мозаика — Синтез, 2007. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5–7 лет. — М.: Сфера, 2010.

Задать вопрос