Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Лепехина О. Н., Курмаева Т. Н. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 346-349. — URL https://moluch.ru/archive/142/40030/ (дата обращения: 26.05.2018).



Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже

предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые

сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его бывает очень нелегко.

А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить эмоциональный опыт, значительно смягчить или полностью устранить недостатки в эмоционально-личностном развитии ребенка.

Эмоции- это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции мотивируют, организуют, направляют восприятие, мышление, действия.

Несформированность эмоциональной сферы детей с ОВЗ проявляется на разных уровнях:

‒ поведенческом — в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;

‒ социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

‒ коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать, согласно ситуации, состояние и чувства собеседника;

‒ интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания, чувство юмора).

Что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоций способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, приводят к сложностям в общении. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Этапы развития эмоциональной сферы:

‒ помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния;

‒ развивать умения правильно регулировать эмоциональные состояния;

‒ развитие поведенческой этике на эмоциональной основе;

‒ развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

В связи с этим проводится коррекционно-развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии. Работа организована в трех направлениях:

‒ с детьми;

‒ педагогами;

‒ родителями.

Каким же образом влияет сказкотерапия на развитие эмоций детей?

Сказка, — говорил Э. Фромм, — также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказкотерапия: активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.

Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому контакту, но и помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при необходимости корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. А так же эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия в нашем образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Виды сказок, использующихся в данной работе:

‒ дидактическая сказка — создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.

Дидактическая сказка может быть рассказана в любой форме (рассказ, мультфильм или игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить занятия.

‒ психологическая сказка-предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

‒ художественная сказка-знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

‒ диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявлять его отношение к миру.

Основные задачи коррекционной работыпо развитию эмоциональной сферы детей:

‒ сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

‒ активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

‒ развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

‒ воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

‒ повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Последовательность построений занятий по развитию эмоций через сазкотерапию:

‒ учить фиксировать внимание ребенка на проявлениях эмоций (самого педагога);

‒ уметь воспроизводить увиденную эмоцию;

‒ назвать и подобрать картинку с изображение героя, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного персонажа;

‒ повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях.

Формы организации сказкотерапии:

‒ индивидуальная позволяет создать условия для персонального обучения, которая требует от ребёнка больших эмоциональных затрат;

‒ подгрупповая даёт возможность обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

‒ фронтальная работа организуется со всей группой, имеет четкое и единое содержание.

Использование сказкотерапии это творческий, увлекательный, но и очень ответственный процесс.

Поэтому в этот процесс включаются родители, с ними проводится ряд работ:

‒ способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведений консультаций, бесед;

‒ оформление папок -передвижек, буклеты;

‒ вовлекать родителей в воспитательный процесс как активных его участников.

Правила для родителей при проведении сказкотерапии для детей:

‒ читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции;

‒ дети должны видеть лицо, глаза, мимику и жесты рассказчика;

не делать длительных пауз.

Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно слушать перед сном.

Сказки могут делиться на:

‒ Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);

‒ Волшебные (Кот в сапогах);

‒ Поучительные (Золотая рыбка);

‒ Героические (Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки для воспитания характера.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, использовать русские народные сказки.

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:

‒ Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

‒ Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).

‒ Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

‒ Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

‒ Придумать положительный финал.

‒ Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Этапы организации деятельности педагога:

1. изучение специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик; анализ проблем, имеющихся у детей, родителей; составления плана работы;

2. проведена апробация и корректировка методов иприемов, способствующих развитию эмоциональной сферы детей;

3. диагностика.

Методики сказкотерапии:

‒ Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;

‒ Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;

‒ Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, найти героя в сказке);

‒ Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Правила организации сказкотерапии:

‒ Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

‒ Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;

‒ Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;

‒ Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

‒ Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

В ходе работы у детей наблюдаются положительные изменения, а именно:

‒ эмоции приобретают большую глубину и устойчивость;

‒ преобладают положительные эмоции;

‒ появляется постоянная дружба со сверстниками;

‒ развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

‒ ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

‒ эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук–Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Миляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»-М.:ТЦ Сфера, 2010.
  4. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.
  6. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб.: Речь, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональной сферы, эмоциональной сферы детей, развитию эмоциональной сферы, личности ребенка, сферы детей дошкольного, развитию личности ребенка, внутренний мир ребенка, эмоционально-личностном развитии ребенка, становления личности ребенка, Содержание сказки, Несформированность эмоциональной сферы, эмоциональному развитию детей, Формирование эмоциональной сферы, развития эмоциональной сферы, личностное развитие ребенка, окружающим миром, взаимоотношения ребенка, работыпо развитию эмоциональной, возможностям ребенка, дидактическая сказка.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос