Арт-техника «Стакан» в коррекции психологической зависимости от алкоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Полудненко, Л. В. Арт-техника «Стакан» в коррекции психологической зависимости от алкоголя / Л. В. Полудненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 307-313. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78358/ (дата обращения: 01.03.2021).



В данной статье представлена арт-техника «Стакан» с целью исследования внутренних представлений у алкогользависимых пациентов о причинах употребления алкоголя посредством изменения в рисунке центрального объекта зависимости на альтернативные фигуры.

Ключевые слова : психологическая зависимость, алкогользависимые пациенты, арт-техника, психологический смысл зависимости.

Введение

Когда больные хроническим алкоголизмом в беседах с психологом начинают говорить о причинах болезни, то рано или поздно у них возникают вопросы: «Почему я это делаю?» и «Что вместо этого?». Специалисту в данной ситуации очень легко скатиться в рассуждения о различных факторах заболевания, таких как наследственность, воспитание, среда, масштабные социальные или личные кризисы и т. д. Подобные предположения специалиста основываются на статистически верных и научно обоснованных гипотезах, однако для пациента могут весьма отдаленно напоминать индивидуальность конкретного пациента и его жизненный опыт [3, 9]. Кроме того, мы предполагаем у данных пациентов сосредоточенность внимания на его сенсорном опыте, некоторое усиление конкретности мышления [2, 7], поэтому наша с ним беседа должна быть поближе «к телу» и его жизненному опыту. То есть эту информацию нам нужно узнать у него самого. Как это сделать так, чтобы у нас не получился «еврейский» ответ на вопрос, когда на вопрос: «Почему я пью?», он слышит ответ: «Почему ты пьёшь?».

Методика

К нам на помощь приходит прикладной метод арт-терапии, часто используемый для опосредованного извлечения знаний из подсознания человека — рисунок [5, 6]. Выбор того, что предложить изобразить пациенту, исходит из поставленного алкогользависимым пациентом вопроса, и мы ищем предмет, который наиболее ассоциирован с зависимостью от алкоголя. Употребление горячительных напитков обычно связано с бутылкой, а еще больше этот процесс ассоциирован со стаканом [4]. И мы предлагаем пациенту «нарисовать контурный рисунок бутылки или стакана» . По нашему опыту в основном они выбирают рисунок стакана. Дополнение инструкции о контурном изображении нужно для облегчения пациентам следующего этапа инструкции, хотя некоторые пациенты могут не уловить эту часть инструкции ввиду склонности к детализации при органических нарушениях мозговой деятельности. Мы в этом случае не поправляем пациента, не критикуем его художественные навыки, т. к. это не главное для нас.

Предположение о наличии в его (пациента) опыте психологической метаморфозы, известной как психологическая зависимость, дает нам направление поиска ответа на его вопрос, который лучше всего искать в его опыте, а не в наших научных исследованиях [6]. Психологическая зависимость является подменой алкоголем каких-то других физических, психологических или социальных трудностей. Таким образом, в продолжение нашего опосредованного рисунком поиска ответа нам необходимо выбрать технический прием, содержащий метаморфозы в рисунке, и мы находим такие способы в техниках арт-терапии, когда из одного рисунка создается другой.

Таким образом, во втором этапе арт-техники мы предлагаем «Дорисовать этот образ так, чтобы в итоге получилось изображение чего-то совершенно не похожего на стакан (или бутылку, в зависимости от того, что пациент изобразил на первом этапе упражнения)» . Здесь мы предлагаем максимально детализировать рисунок по своему вкусу, используя всё пространство на листе бумаги.

Поясняем, что навыки рисования не имеют большого значения и стимулируем его к творчеству.

В итоге рисования мы просим дать название рисунку и поясняем, что каждый, кто делает это упражнение, создает что-то своё неповторимое, что в этом творчестве отражается его индивидуальный смысл зависимости . Если это упражнение происходит в групповой форме, то появление различных вариантов рисунков проявляется наглядно, что вызывает обычно непроизвольную дискуссию, и мы имеем возможность подчеркнуть, что изображенное еще и может иметь различные значения для художника и зрителя, и каждый может увидеть в этом что-то индивидуальное, и значения с обеих позиций имеют право на существование .

Во время обсуждения и с целью выражения эмоционального одобрения, которого часто не достает алкогользависимым пациентам, мы отмечаем тот факт, что итоговые рисунки совершенно не напоминают первоначальный рисунок стакана. Далее мы расспрашиваем пациента об отношении дорисованного объекта к его жизни, о том, какое значение это имеет к нему самому, к его опыту, к его жизни и особенно как это связано с употреблением. Этот распрос позволяет определить основную тему, имеющую отношение к подмене , которая могла быть связана с алкоголем на данный момент. Поскольку у нас нет иллюзии в наличии одной единственной причины появления психологической зависимости, мы поясняем, что подобные упражнения можно неоднократно повторять, чтобы исследовать проблему, расширять свои знания о себе и своей зависимости . Более того, мы предполагаем, что в тот момент, когда зависимость от алкоголя только появлялась, рисунок мог быть совсем другим, потому что зависимость, развиваясь, поглощает разные стороны нашей здоровой личности.

Таким образом, мы намекаем на то, что это упражнение как аналогия, показывает метаморфозу, которая происходит в сознании с появлением психологической зависимости, т. е. когда-то стакан подменил то, что изображено сейчас в итоге и на пути к здоровью следует начать путь к решению проблем, связанных с той темой, которую он подменил. Обратим внимание на такой последовательности в рисовании: мы идем от стакана , т. е. от проблемы, к «как бы прошлому» здоровому состоянию, т. е. крешению , мы нацелены на поиск основной психологической проблемы и как бы разворачиваемся к ней обратно, а не наоборот. Если бы мы хотели вызвать чувства вины у алкогользависимых пациентов, то предложили бы их изобразить какую-то важную для них сферу жизни и превратить рисунок в стакан или бутылку, однако будет ли это служить выздоровлению? Кроме этого, предполагается, что в этой арт-технике присутствует некоторая суггестивная составляющая.

В продолжение дискуссии о преобразованном рисунке мы можем исследовать: забирает или дает жизнь изображенному объекту употребление алкоголя. По типу того, что появление алкоголя подавляет активность пациента в какой-либо сфере или напротив высвобождает его фрустрированные потребности в трезвом состоянии. Становится ли затронутая сфера менее или более значимой под влиянием алкоголя. Другими словами, происходит ли некое обесценивание изображенного объекта с помощью алкоголя или, наоборот, алкоголь высвобождает проявление дремавших в трезвом состоянии потребностей и помогает их удовлетворить.

Поскольку образы в рисунках получаются не только конкретными, но и сильно упрощенными (например, кирпич, молоток, ваза с цветами, ружьё), то мы можем стимулировать пациентов к более абстрактному пониманию этих предметов, касающемуся их отношений к себе, к своей семье, к работе, к другим людям. Показывая таким образом, что психологическая зависимость затрагивает различные сферы его отношений.

Рассмотрим некоторые примеры таких изображений.

На приведенных ниже рис.1 и 2 пациент изобразил сначала эффект, облегчающий похмелье, когда алкоголь помогает продолжать работы, а следом за этим сделал еще один рисунок о том, как алкоголь выступает защитой от агрессии его жены в ситуации «беды».

Молоток. Пациент изобразил орудие своего труда, которое он может ровно держать в руках, когда употребит алкоголь

Рис. 1 Молоток. Пациент изобразил орудие своего труда, которое он может ровно держать в руках, когда употребит алкоголь

Безопасное место

Рис. 2 Безопасное место

На примере рис. 3 пациент выразил свою потребность в окружении себя эстетическими удовольствиями, пояснив, что он долгое время «жил в Эрмитаже» и искусство ему близко. Он не удовлетворен своим местом жизни и хотел бы жить в Санкт-Петербурге. Когда мы заговорили о том, что из подобных рисунков когда-то может быть составлена выставка под названием «Стакан», он воскликнул, что «это будет фурор!» и начал подписывать рисунок своей фамилией.

Атрибут интерьера

Рис. 3 Атрибут интерьера

Ваза

Рис. 4. Ваза

Изображения, напоминающие Вазу с цветами или для цветов, как на рис. 4, нередко встречаются у пациентов, ценящих семейные отношения и тихую обстановку, несколько конформных по характеру.

Вариант 1) Бутылка

Рис. 5. Вариант 1) Бутылка

Вариант 2) Воздушный шар

Рис. 6. Вариант 2) Воздушный шар

Пациенты находят в изображении и такие смыслы своей зависимости как уход от проблем в некую эйфорию, как выражено на рис.5 и его перевернутом виде на рис.6.

Нередко встречаются и рисунки на тему оружия, подобные рис. 7, 8, 9. И мы можем предполагать различные варианты их интерпретации от подавленной злости или выражения агрессии.

Ружьё и рог

Рис. 7. Ружьё и рог

САУ

Рис. 8. САУ

Ракета

Рис. 9. Ракета

Пациент, назвавший рис.10 «Моя рыбка», пояснил, что изобразил своё хобби, которым он занимается в трезвом состоянии и которому мешает употребление алкоголя.

Моя рыбка

Рис. 10 Моя рыбка

Мы можем, однако, добавить, что тема рисунка близка следующему рисунку, выражающему намек на сферу интимной жизни (рис. 11).

«Кофейник Напиток Чай Мужской Здоровый Время»

Рис. 11. «Кофейник Напиток Чай Мужской Здоровый Время»

Уделим внимание еще одному рисунку, поскольку среди алкогользависимых пациентов не редко встречаются проблемы, связанные с невротическими симптомами. На рис. 12 изображение стакана было преображено в унитаз, когда пациент начал объяснять смысл итогового рисунка, то получилось длинное объяснение того, что он очень чистоплотен, с подробным описанием того, какие действия он выполняет в туалетной комнате. Однако у слушавших пациентов и медицинского психолога были еще догадки, которые как будто оставались незамеченными самим рассказчиком, он только слегка напомнил о том, что был лишен свободы и там также вел себя очень чистоплотно, и еще соорудил у себя дома поручень для того, чтобы вернувшись, домой, несмотря на очень сильное опьянение, выполнить все водные процедуры. Подобное изображение наталкивает нас на мысли об избыточной фиксации на порядке, которую алкоголь, возможно, призван смягчить, о фиксации на порядке, которая могла появиться в раннем детстве и укрепилась в местах лишения свободы, где заключенный длительное время находится в комнате, слабо отделенной от туалета. Стоит ли говорить о том, что подобный технический прием дает повод для психокоррекционной работы с алкогользависимым, находящимся в стационарном или в реабилитационном отделении наркологического диспансера.

Унитаз

Рис. 12 Унитаз

Обсуждение результатов

В результате применения в психологической коррекции такой арт-техники у нас появляется конкретный образ, имеющий личностное значение, мы имеем возможность для углубления знаний у пациента о его психологической зависимости и ее механизме, об особенностях болезни, и выздоровления. Опосредованное обсуждение темы позволяет снять эффект тревоги от стигматизирующего действия «диагноза», мотивировать к расширению дискуссии на темы внутренней картины болезни и выздоровления, поддерживать интерес к изучению болезни длительное время.

Литература:

  1. Арт-терапия. Сост. И общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),
  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики / Б. В. Зейгарник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 368 с. — (Психологическое образование),
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.,
  4. Ковалёв С. В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: «КСП+», 2003, 256 с.,
  5. Копытин А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. — М.: Когито-Центр, 2014. — 208 с.,
  6. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг. под ред. Копытина А. И., Когито-Центр, 2017. — 288 с.
  7. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения в клинике. (Практическое руководство) –М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. — 224 с.,
  8. Странный художник. Маргинальное искусство: сборник текстов, Составитель и автор предисловия проф. А. С. Мигунов, М Standartu Spaustuve 2015г. — 256 с.
  9. Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия [Текст]/Виктор Эмиль Франкль; пер. с англ. С. С. Панкова. — Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. — 105 с. — (Пути философии).
Основные термины (генерируются автоматически): пациент, психологическая зависимость, рисунок, алкоголь, длительное время, жизненный опыт, зависимость, образ, трезвое состояние, употребление алкоголя.


Ключевые слова

психологическая зависимость, алкогользависимые пациенты, арт-техника, психологический смысл зависимости
Задать вопрос