Механизм прерывания контакта в рисунке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 25.03.2022

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Толстобров, А. Н. Механизм прерывания контакта в рисунке / А. Н. Толстобров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89727/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из принципов, на котором базируется современная гештальт-терапия, является принцип творческого приспособления.

Творческое приспособление — это взаимодействие с миром, контакт с миром, средой, где одновременно удовлетворяются потребности человека, а само взаимодействие — бесконфликтное (и без фрустрации) и это взаимодействие всех устраивает. У каждого человека есть возможность и право, подстраивать свое поведение под социум или подстраивать социум, для того чтобы приспособить его к своему поведению. Здесь важно привести следующий пример: именно фрустрация и, как следствие, конфликты, по уже имеющимся исследованиям, приводят к понижению уровня удовлетворенности супружескими отношениями и последующему разводу [5].

Творческое означает, что в любой новой ситуации индивидуум может найти иной способ удовлетворения своих потребностей (не использовавший им ранее), в том числе и приспосабливая под себя среду. В то же время индивидуум учитывает и новые условия среды, которые нередко носят характер ограничений (непосредственно приспособление к ограничениям).

И тем не менее чтобы достичь творческого приспособления необходимо разобраться с механизмом прерывания контакта (аналог защитного механизма по З. Фрейду). В результате работы механизма прерывания контакта не происходит творческого приспособления, так как не усваивается опыт и остается непонятно, какая именно потребность должна быть удовлетворена. Здесь важно рассмотреть действие механизмов прерывания контакта по С. Гингеру на Рисунке 1 [1].

Иллюстрация зоны работы механизмов прерывания контакта, препятствующих ассимиляции опыта в цикле контакта

Рис. 1. Иллюстрация зоны работы механизмов прерывания контакта, препятствующих ассимиляции опыта в цикле контакта

Механизм прерывания контакта — это нарушенный или отсутствующий способ контакта организма и среды, в котором нет спонтанности и свободы поведения, понимания собственных потребностей, ассимиляции опыта после удовлетворения потребности.

Фрустрация потребностей приводит к формированию психосоматических симптомов и психической патологии [2]. У каждого человека есть возможность и право, подстраивать свое поведение под социум или подстраивать социум для того, чтобы приспособить его к своему поведению.

В ходе проведения мастер-классов по арт-терапии было замечено, что люди с укоренившимися механизмами прерывания контакта используют один и тот же стиль рисования или одни и те же объекты в рисунке, когда перед ними ставится задача «нарисуйте то, что вас останавливает в достижении вашей цели». По сути, работа механизмов прерывания контакта проявляется в рисунке, о чем писал в своей статье Д. Хломов [4].

Чтобы перейти к анализу рисунка необходимо рассмотреть сами механизмы прерывания контакта в гештальт-терапии:

Слияние (конфлюенция, слипание) возникает, когда индивид не ощущает разницы между собой и средой. В терминах контакта в слиянии нет различия между фигурой и фоном, нет границы Я-и-среда. Форма и потребность вообще не формируется, все остается в фоне.

Интроекция возникает по следующему принципу: структура, логика объекта не ассимилируется, опыт использования объекта не усваивается, а интегрируется в психику как есть, в виде правила, которое применяется ко всем ситуациям и всем сферам жизни. То есть индивидуум пользуется правилами поведения и действий, а не пытается приспособиться к среде или приспособить среду под себя.

Проекция — здесь индивидуум приписывает окружающей среде качества, которые принадлежат его личности. Обычно индивидуум проецирует вовне то, за что не может отвечать сам, за что не берет ответственность, в особенности свои эмоции и аффекты.

Дефлексия состоит в уклонении, уходе, игнорировании контакта и перенесении собственных переживаний в промежуточную зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания). По сути это зона и не внешний мир и не внутренний. Можно сказать, что это пограничная зона психики, состоящая из воспоминаний, проектов, абстрактных рассуждений. Но данная часть никак не используется, это буфер, депо, неизданное, незаконченное.

Ретрофлексия выражается как неспособность достичь другого. Отличие ретрофлексии от других механизмов прерывания контакта состоит в том, что индивидуум думает, что не он сам должен достигать своей потребности, а за него достигать должен другой. Ретрофлексия создает путаницу в том, кто и что должен делать, и в этом разбираться только самому индивидууму, который использует этот механизм прерывания.

В эготизме индивидуум прекрасно понимает и осознает, что происходит, но контролирует свои эмоции и находит свои «проблемы» гораздо более захватывающими, чем все остальное. И эти проблемы будут бесконечно поглощать его, так как без спонтанности и риска неизвестности, жизнь становится серой и безэмоциональной. Индивидуум не ассимилирует анализ в большей степени, чем все остальное. В этом механизме прерывания контакта отсутствует эмоциональность и спонтанность проживания жизненных ситуаций.

Опираясь на статью Д. Хломова, мы можем выделить некоторые закономерности в рисунках, в которых доминируют определенные механизмы прерывания контакта [4].

Анализ рисунка мы будем проводить, используя следующие показатели:

  1. Фигуры — четкие завершенные контуры, со штриховкой внутри или без штриховки.
  2. Фон — общий фон рисунка, который может делать рисунок насыщенным или блеклым.
  3. Заливка фигуры — это фон отдельной фигуры, плотная штриховка отдельной фигуры.
  4. Связи — связи между фигурами на рисунке (например: дорога от одного объекта к другому).

Качественные показатели объектов на рисунке

Конфлюенция. На листе отсутствуют четкие фигуры, изображение расплывается, много фоновой штриховки. Рисунок похож технику, которую использовали импрессионисты: они отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета М. Шеврёля и Г. Гельмгольца. Так как человек с таким механизмом прерывания контакта не позволяет сформировать фигуру своей потребности, не может ответить на вопросы «Что я хочу?», «Что я чувствую?», то его рисунки будут абстракцией, которая не содержит четких фигур.

Интроекция. Любая законченная фигура на рисунке может являться интроектом. На рисунке с выраженной интроекцией есть законченные фигуры, они четкие и понятные. Обычно рисунок похож на список четких фигур с заливкой или без. У рисунка нет общей темы, такой как натюрморт, пейзаж или портрет. Отличительная черта интроекции — фигуры не связаны друг с другом, нет линий или объектов, которые соединяют фигуры.

Проекция. Множество параллельных линий, контуров, говорит о данном механизме прерывания контакта [4]. Границы рисунка могут выходить за пределы рисунка, объекты на рисунке не изолированы листом от внешнего мира. Не хватает листа для сюжета, рисунок выходит за рамки, не вмещается в лист. Много штриховки и фона. Другой вариант: проекцию иллюстрирует наличие в рисунке квадратов и прямоугольников как основных фигур в рисунке. Например, рисунок в рамке, множество квадратов или прямоугольников, включенных друг в друга. Дорога, лестница, железная дорога как центральный объект рисунка говорит о том, что мы имеем дело с проекцией.

Дефлексия. Рисунок хаотичный, примитивный — много цвета, фигур, много контуров, линии, фигуры, пятна, геометрические объекты, в рисунке нет четкого сюжета или структуры. Данный механизм прерывания контакта хорошо иллюстрируется такими направлениями в искусстве как абстракция и супрематизм. Ничего в этом рисунке не напоминает реальность. Типичные представители этого направления искусства: В. Кандинский, К. Малевич.

Часто незаполненная правая часть рисунка (как избегание будущего в проективных методиках), часто нет четко оформленного центра.

Другой вариант дефлексии: четкая и понятная схематичная картинка, бытовой мотив. Отличительная особенность рисунков с механизмом прерывания «дефлексия» — блеклость рисунка. Если на рисунке присутствует человек в замкнутом круге или овале — это дефлексия.

Ретрофлексия. Круглые формы, завитушки, спирали, полудуги присутствуют в большом количестве как украшение рисунка. Рисунок может быть меньше листа, не заполнять весь лист. Что-то мешает заполнить лист или это должен сделать кто-то другой. Рисунок может быть не дорисован или не закончен. Другой вариант — большой центральный объект с мягкими формами и ярким фоном, и рисунок также незакончен.

Эготизм. Фигуры с заливкой или без. Рисунок часто нарисован один цветом (здесь избегание цвета интерпретируется как избегание ярких эмоций). В отличие от слияния, рисунки с механизмом прерывания эготизм содержат очень четкие границы, различимые, отлично прорисованные. Если есть центральный объект, например: спираль, паутина, нарисованная одним цветом — это эготизм.

На основе анализа, приведенного выше разработана методика «Механизм прерывания контакта в рисунке», которая приведена в Таблице № 1.

Методика «Механизм прерывания контакта в рисунке»

Опросник состоит из 12ти вопросов, на каждый из которых оператор оценивает по дихотомической шкале. Полученные оценки переводятся в баллы, один правильный ответ — 1 балл. Конкретный механизм прерывания контакта диагностируется, когда он в сумме набирает 2 балла.

Инструкция: нарисуйте преграду к вашей цели.

Материалы: белые листы А4, цветные карандаши.

После того, как испытуемый нарисовал рисунок, оператор анализирует рисунок по опроснику, приведенному в Таблице № 1.

Таблица 1

Ответьте на вопросы по параметрам рисунка

Да

Нет

1

Рисунок яркий.

2

Фигуры на рисунке имеют четкий контур.

3

Фигуры на рисунке расположены в виде списка.

4

Есть связи между фигурами.

5

Ярко выраженные прямоугольники, квадраты, рамки, дороги, железные дороги, больше одной трети листа.

6

Рисунок выходит за края листа.

7

На рисунке есть человек в круге или овале.

8

Фигуры на рисунке без заливки.

9

На рисунке есть спирали, овалы, завитушки.

10

На рисунке есть центральный объект с мягкими формами и заливкой.

11

Рисунок нарисован один цветом.

12

Центральный объект на рисунке спираль или паутина.

Ключ к методике «механизм прерывания контакта в рисунке»:

Номер вопроса

Ответ на вопрос

Слияние

1

Да

2

Нет

Интроекция

3

Да

4

Нет

Проекция

5

Да

6

Да

Дефлексия

7

Да

8

Да

Ретрофлексия

9

Да

10

Да

Эготизм

11

Да

12

Да

Литература:

  1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. / C. Гингер — перевод с английского Т. А. Ребеко. — 5-е издание. — М.: Академический проект, 2015. — 191 с.
  1. Зинкер Дж. Творческий процесс в гештальт-терапии / Дж. Зинкер — Ярославль: ООО «Филигрань», 2015–234 с.
  2. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз — М.: Смысл, 2000. — 352 с.
  3. Хломов Д. Анализ рисунка в гештальт-терапии / Хломов Д. // Гештальт-2012: Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте» — Москва, 2012 — С. 20–33
  4. Gottman J. M. Marital processes predictive of later dissolution: behavior, physiology, and health / J. M. Gottman, R. W. Levenson // Journal of personality and social psychology. — 1992. — Vol. 63(2) — P. 221–233.
  5. Perls F. Excitement and Grows in the Human Personality. / F. Perls, R. Hefferline, P. Goodman // New York: Gestalt Journal Press. — 1977. — 514 p.
Основные термины (генерируются автоматически): рисунок, механизм прерывания контакта, фигура, творческое приспособление, индивидуум, лист, механизм прерывания, нет, внешний мир, отдельная фигура.


Задать вопрос