Для того чтобы соотнести механизмы прерывания контакта с удовлетворенностью супружескими отношениями, нам необходимо выбрать наиболее подходящую систему оценки удовлетворенности отношений . С. Хендрик и К. Хендрик построили свою методику определения удовлетворенности на основе «субъективного, аффективного опыта их переживаний удовлетворения и счастья в близких отношениях» [9]. В их работах четко прослеживается идея о том, что в основе удовлетворенности отношениями лежат чувства и переживания супругов [9, 12]. По сути данные авторы воспользовались теорией эмоций, структурной теории личности по Г. Келлерману и Р. Плутчику. Это позволило им классифицировать эмоции на позитивные и негативные. Согласно эмпирическим исследованиям Дж. Готтмана [10], направленным на изучение процессов, ведущих к разводу, соотношение позитивных и негативных эмоциональных реакций в супружеских взаимодействиях у благополучных пар характеризуется существенным преобладанием позитивных эмоций. В стабильных парах с высокой удовлетворенностью браком число позитивных эмоциональных реакций превышает число негативных приблизительно в пять раз. В супружеских парах с низким уровнем удовлетворенности браком, где дело идет к разводу, число позитивных эмоциональных реакций оказывается примерно равным и даже меньшим по отношению к числу негативных эмоциональных реакций. В нашей работе было важно выбрать некие устойчивые потребности, удовлетворение или фрустрация которых в супружеских отношениях будет являться предиктором уровня удовлетворенностью отношениями.
С другой стороны, подходя к нашему исследованию в контексте удовлетворенности супружескими отношениями, через удовлетворение или фрустрацию потребностей, мы рассматриваем конкретные врожденные психологические потребности по современной мини-теории потребностей, в составе теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана [11].
Существует множество теорий и исследований, которые определяют и описывают потребности индивидуума. Но часть из этих потребностей формируется социумом, часть зависит от возраста человека (меняется с его возрастом), еще часть зависит от родительского воспитания. Базовые психологические потребности, которые мы рассматриваем в этой работе проявляются в течение жизни одинаково, неизменны, так как являются врожденными.
Рис. 1. Взрослые психологические потребности в теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана
Механизмы прерывания контакта в гештальт-терапии являются аналогами защитных механизмов по З. Фрейду по своей структуре. В данной работе мы рассматриваем механизмы прерывания контакта, как механизмы защиты от непереносимого опыта, как негативного, так и шокового позитивного, по мнению М. Спаниоло Лобб [4]. Опыта, который произошел в прошлом, при попытке завершить гештальт, получить что-то из среды, например удовлетворить свою потребность. В гештальт-терапии контакт — это встреча с чем-то отличным от личности, например встреча с другой личностью или средой в общем. Сам по себе механизм прерывания контакта может возникать в любом месте взаимодействия, как защита от среды, как возможность не контактировать со средой, потому что на контакт и ассимиляцию опыта контакта требуется психологическая энергетика. И в возникновение механизмов прерывания контакта и их угасание — это часть нормального развития психики индивиддума.
Здесь уместно ввести термин П. Гудмана «творческое приспособление» — это взаимодействие с миром, контакт, где одновременно удовлетворяются потребности человека, взаимодействие с миром — бесконфликтно и это взаимодействие всех устраивает. Причем удовлетворение потребностей и последующие позитивные эмоции являются неким здоровым механизмом взаимодействия со средой, а фрустрация потребностей приводит к формированию психосоматических симптомов и психической патологии [7]. У каждого человека есть возможность и право, подстраивать свое поведение под социум или подстраивать социум для того, чтобы приспособить его к своему поведению для удовлетворения своих потребностей.
Творческое — означает, что в любой новой ситуации, индивидуум находит иной способ удовлетворения своих потребностей, в том числе и приспосабливая под себя среду. В то же время он учитывает и новые условия, которые нередко носят характер ограничений (непосредственно приспособление к ограничениям).
Способность к творчеству часто связана с проявлениями конструктивной агрессии, а также способностью выносить напряжение в ситуации неопределенности.
Здоровый процесс поиска нового решения, новой модели поведения, лучшего из возможных решений в ситуации неопределенности и будет творческим приспособлением. Стоит уточнить, что ситуация неопределённости здесь рассматривается в широком смысле. Здесь не определено поведение, выбор индивидуума и результат, к которому он приходит в результате этих действий.
Если взять в пример клиентский случай, то П. Гудман [7] говорит о том, что клиент сталкивается с ограничениями, при творческом приспособлении. Ведь старые модели поведения, хоть и недостаточно, но работали и удовлетворяли потребности, на нужном уровне. По сути, индивидуум идет в неопределенность точно зная, что он потеряет, например удовлетворение социальных, психологических и даже физиологических потребностей, и при этом он вообще не знает, что придет на замену и придет ли вообще.
В контексте гештальт-терапии наша работает изучает механизмы прерывания контакта, как нечто дисфункциональное, патологическое, застывшее, механизм, который стоит между потребностью и путём ее удовлетворения. Здесь стоит упомянуть, что в контексте гештальт-терапии совершенно непонятно, о какой потребности идёт речь, так понимание потребности, ассимиляция опыта её удовлетворения происходит уже после полного контактирования, которое блокируется механизмов прерывания контакта.
Методика исследования
Тестирование было проведено на 100 парах, с использованием следующих методик.
Для определения механизма прерывания контакта использовались:
- Тест-опросник «Определение типа механизма прерывания контакта» Е. Ю. Скрипки [5], с помощью которого выявлялся основной механизм прерывания контакта респондента.
- Экспрессивная рисуночная проективная методика «Механизм прерывания контакта в рисунке». Толстобров А. Н., Меланьина А.А [1], с помощью которой подтверждался механизм прерывания контакта, выявленный первой методикой.
Для определения уровня удовлетворенности отношениями использовалась методика: «Шкала удовлетворения потребностей» [2] (Need satisfaction scale) Дж. Лагуардиа в русской адаптации О.А Сычева, где были получены значения интегрального уровня удовлетворенности потребностей в отношениях и уровни трех факторов удовлетворенности, формирующие общий интегральный уровень удовлетворенности (автономия, связность, компетентность).
Результаты
В результате проведения исследования выявлено три механизма прерывания контакта: слияние, интроекция, дефлексия, которые обуславливают низкий уровень удовлетворенности отношениями в паре. Данные механизмы фрустрируют основную базовую психологическую потребность в автономии из-за отсутствия собственных четких границ личности у респондента (в случае слияния и дефлексии) и, как результат отсутствия четких границ — отсутствие понимания собственных потребностей. Здесь речь идёт не только об отсутствии опыта достижения собственной потребности, в частности, но еще и о понимании того, какая потребность существует в общем. В случае механизма прерывания контакта «слияние» понимание потребности также не формируется, что хорошо видно на рисуночной методике, рисунки респондентов на ней представляют из себя просто закрашенный разными цветами фон, где границы объектов плохо прослеживаются, мы можем только делать предположения о том, что же здесь нарисовано. В случае интроекции собственные потребности заменены интроектами извне, в основном это родительские установки. Данный факт четко виден на рисуночной проективной методике, когда респондент рисует отдельные фигуры-объекты, которые метафорично соответствуют его интроектам в сознании. В случае дефлексии у респондента нет психологической энергии на выстраивание отношений с внешним миром, он изолирован, соответственно не может дотянуться до среды и удовлетворить свои потребности. Это также хорошо видно по рисуночной методике, где респонденты часто изображают себя (человека) в круге или овале, и на рисунке мало штриховки и залитых штриховкой фигур (штриховка на рисунках означает психологическую энергию, эмоции, чувства).
Механизм прерывания контакта проекция обуславливает средний уровень удовлетворенности супружескими отношениями, что соответствует теоретическим выкладкам нашей работы.
Созданная в данном исследовании рисуночная методика хорошо подходит для диагностики механизмов прерывания контакта, особенно в работе с детьми, в работе с которыми заполнение тест-опросника является проблематичным.
Практическая применимость материалов данного исследования возможна в сфере консультационной психологической работы для удовлетворения базовых психологических потребностей в паре, самой важной из которых является потребность в автономии, что еще раз доказало эмпирическое исследование.
Исследование показало важность проявления эмоций в среду или к другому человеку в безопасной форме, что по сути, говорит о возможности спонтанного проживания ситуации, которая обеспечивает развитие индивидуума и удовлетворение его потребностей в том числе и в отношениях.
Рекомендации для психологов, работающих с парами:
- Психологу-консультанту необходимо объяснить клиентам, что экологичное проявление эмоций в парных отношениях является одним из основных методов удовлетворения потребностей. Ведь именно после спонтанного реагирования, человек понимает собственную потребность и ассимилирует опыт её достижения.
- Психологу-консультанту важно научить клиентов проявлять свои эмоции корректно, например используя «Я-высказывания» и разговорах о своих чувствах по поводу ситуации, без критики, интроектных посланий и императивов в сторону своего партнера. «Я-высказывания» позволяют партнеру действовать автономно (удовлетворять потребность в автономии), не нарушая собственных границ и границ партнера, и удовлетворяя собственные потребности исходя из ситуации. Императивы и интроекты лишают партнера в паре его автономии, что приводит к снижению удовлетворенности отношениями в паре.
- Опыт работы с семейными парами разных авторов, говорит о том, что лица в супружеской паре исходят из попытки удовлетворить разные потребности, например один супруг нуждается в автономии, а второй в удовлетворении потребности в компетенции. Разговор о том, что у супругов разные потребности, понимание этих потребностей и удовлетворение их ведет к повышению уровня удовлетворенности отношениями. Корректный разговор о своих потребностях и желаниях уже является удовлетворением потребности в автономии и близости.
- По возможности, необходимо объяснить клиентам, что необходимо давать положительную обратную связь по поводу действий вашего партнера в отношениях и его профессиональной деятельности, это усилит его внутреннюю мотивацию и удовлетворенность.
- Важно донести до клиентов, что озвучивать свои желания партнеру и слышать его желания — это значит находиться в отношениях, иметь близкие отношения. Даже если желание невыполнимо — эмоции и чувства по поводу ваших желаний, а также обратная связь по ним, являются основой удовлетворения потребности в отношениях.
- У респондентов в паре действуют разные механизмы прерывания контакта, которые по сути противодействуют пониманию друг друга, и создают трудности в работе практического психолога. Например, механизм прерывания контакта проекция требует некоей остановки, снижения скорости во взаимодействии, более спокойного разбора мелочей на консультациях, тогда респондент сможет заметить своего партнера в паре и его потребности. Механизм прерывания контакта дефлексия, в свою очередь, часто требует увеличения скорости, сильных эмоций и переживаний, для того чтобы человеку хватило энергетики выйти из своего внутреннего мира и заявить о своих потребностях. Как видно из описания, терапия одного механизма противоречит другом механизму прерывания контакта. Это требует от практического психолога, точно определить механизмы прерывания контакта, а потом филигранно работать с каждым из них.
- Для фокусированной работы с механизмами прерывания контакта в паре необходимы следующие действия. Проговаривание на консультациях собственных желаний клиентов, используя формулировку «Я хочу», «Я не хочу». В случае слияния клиент, обычно переводит фокус внимания на консультанта-психолога и здесь важно выдерживать эту конфронтацию настаивая на формировании собственных желаний клиента («Я хочу») или отталкивания от себя того, что неприятно («Я не хочу»). По сути в работе здесь простое правило — оставлять фокус внимания на клиенте, задавая вопросы о его желаниях в настоящем моменте, в прошлом моменте и в будущем. Вопросы про желания в прошлом (Например: «хотели ли вы чего-то в прошлом очень сильно?»), скорее всего выведут клиента на начало момента, где он стал использовать «слияние» как защитный механизм.
Протосцена по З. Фрейду, в том месте, где сформировалось «слияние» выглядит следующим образом: ребенок высказал своё желание или нежелание, тем самым став отдельным от своей семейной системы, что вызвало агрессию со стороны родственников. Задача психолога консультанта отстоять автономию клиента в прошлом, например, используя «технику модификации опыта» (ТМО) — перепроживание событий прошлого в позитивном ключе. В любом случае терапевтическая установка в работе с таким клиентом — отстаивать его независимость и отдельность в любых событиях, воспитание понимания о том, что у каждого человека есть право выбора и возможность иметь и высказывать свои желания.
- Рекомендация по работе с механизмом прерывания контакта интроекция — это выяснение интроективных установок, через определение авторитетного родителя, внедрившего эти установки, и выяснение жизненных принципов этого родителя. Далее следует процесс анализа этих установок насчёт применимости к жизни клиента, отношениям клиента, вообще текущей реальности. Здесь хорошо работает анализ того, получилось ли у самого родителя жить с положительными эмоциями и счастливо, используя собственные интроекты. Практика показывает, что в виде интроектов детям передается собственный негативный родительский опыт, то есть опыт, который родители не смогли применить и реализовать в собственной жизни как позитивный и интегрирующий. Путем анализа, то есть «пережёвывания» ригидных суждений родителя, клиент вырабатывает свои адаптивные стратегии, которые могут меняться от ситуации к ситуации, то есть клиент начинает применять не правило, а понимать смысл своей потребности, применяя стратегию ее достижения. Что опять же восстанавливает его автономию, то есть удовлетворяет потребность в автономии.
- Рекомендация по работе с механизмом прерывания дефлексия — обучение клиента проверять свои фантазии и мысли в реальности. На начальном этапе такой подход может вызвать негативные эмоции, так как в воображении клиента все обстоит не так, как в реальности. Чтобы пройти этот этап и клиент или пара осталась в терапии, необходимо заключить контракт на определённое количество консультаций.
При дефлексии, в воображении клиента довольно много, судя по опыту многих авторов, негативных суждений о себе, что при проверке реальными действиями и получении обратной связи от других людей не соответствует истине. То есть по своей сути, обучение клиента взаимодействию с реальностью формирует его «Я-концепцию», повышает дифференциацию «Я» (по М. Боуэну), и позволяет более трезво смотреть на взаимоотношения с людьми — то есть по сути, быть в отношениях с другим, без сильных ожиданий. Результат — отсутствие фрустрации потребности в автономии и связности.
- Рекомендации по работе с механизмом прерывания контакта проекция. Проецирующий человек пропускает собственные эмоции, которые он или его семейная система считает негативными или чувства, которые подавляли его родители. Поэтому проецирующий человек крайне эффективен в действиях, но при этом плохо разбирается в собственных эмоциях и потребностях. Также для обеспечения эффективности в действиях, те места, которые требуют проговаривания и выяснения, например что-то про партнера в отношениях, просто пропускаются и заполняются собственными суждениями. Действуя, клиент редуцирует другую область психического — компетентность в своих и чужих эмоциях. У проецирующего человека отсутствует опыт понимания другого человека, в этом месте ему требуется интериоризация этих процессов (процессов понимания собственных чувств и эмоций и чувств другого человека). То есть из действий на консультациях и о разговорах о том, как что-то делать, как решать проблему, необходимо перейти к разговорам о своих чувствах и чувствах другого человека. И здесь будет лежать максимум сопротивления человека, так как это область развития и вложения психологической энергии. При возникновении сопротивления существует два рабочих подхода — обратить внимание клиента на сопротивление и описать его, здесь хорошо поможет рисуночная техника, разработанная в данной научной работе. Второй подход, максимально снизить скорость, при изучении собственных чувств и эмоций. С нашей точки зрения подход, который обращает внимание на сопротивление может быть более эффективным, но при таком подходе требуется заключение контакта, так как клиент может уйти с терапии в результате сильного сопротивления.
Литература:
- Толстобров А. Механизм прерывания контакта в рисунке / Толстобров А. Н. // Молодой ученый. — 2022. № 12 (407) — с. 57–60
- Сычев О. А. Социально-психологические факторы удовлетворенности отношениями в молодых супружеских парах: автореф. дис. / О. А. Сычев — Бийск, 2008–20 с.
- Столин В. В. Уровни и единицы самосознания / В. В. Столин. –Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности — Самара: БАХРАХ-М, 2003. — 701 с.
- Спаниоло Лобб М. Сейчас-ради-потом в психотерапии: гештальт-терапии, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма / М. Спаниоло Лобб. — Ростов на Дону: Феникс, 2015. — 366 с
- Скрипка Е. Ю. Механизмы прерывания контакта у больных артериальной гипертензией / Е. Ю. Скрипка // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 97–100
- Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие, практикум / А. Г. Лидерс — М.: МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. — 546 с.
- Perls F. Excitement and Grows in the Human Personality. / F. Perls, R. Hefferline, P. Goodman // New York: Gestalt Journal Press. — 1977. — 514 p
- Hendrick S. S., Hendrick C. Love and satisfaction // Satisfaction in close relationships / Eds. R. J. Sternberg, M. Hojjat. — N. Y., US: Guilford Press, 1997. — P. 56–78.
- Hendrick S. S. Close relationships: What couple therapists can learn. Close relationships. / S. Hendrick — Pacific Grove, Brooks, 1995. — 147 p.
- Gottman J. M. Marital processes predictive of later dissolution: behavior, physiology, and health / J. M. Gottman, R. W. Levenson // Journal of personality and social psychology. — 1992. — Vol. 63(2) — P. 221–233.
- Deci E. L. Self-determination theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology / E. L. Deci, M. Vansteenkiste. // Ricerche di Psichologia. — 2004. — Vol. 27 — P. 23–40
- Bartholomew K. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model / K. Bartholomew, L. M. Horowitz // Journal of Personality and Social Psychology. — 1991. — Vol. 61 — P. 226–244.