Техника психологической помощи «Арт-терапевтический кофе-брейк» (авторская разработка) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 05.03.2023

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Михайлова-Русская, Е. А. Техника психологической помощи «Арт-терапевтический кофе-брейк» (авторская разработка) / Е. А. Михайлова-Русская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 351-355. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100524/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор предлагает свой вариант арт-терапевтической помощи средствами изобразительного искусства в технике кофе-арт в сочетании с техникой рисования сыпучими материалами.

Ключевые слова: арт-терапия, психологическая помощь, изобразительное искусство, родители, дети, подростки, коллеги

Арт-терапевтический кофе-брейк

Рис. 1. Арт-терапевтический кофе-брейк

Как мы знаем, кофе-брейк — это короткий перерыв во время таких насыщенных мероприятий, как семинар или конференция для приёма пищи, отдыха и беседы. Жизнь большинства современных людей тоже очень насыщенна. И нам всем просто необходим тот самый перерыв для отдыха и беседы. Восстановить и гармонизировать психическое состояние человека может помочь техника «Арт-терапевтический кофе-брейк».

Особенностью данной техники является двухмерная структура: два этапа арт-терапии идут последовательно, и два направления работы (арт-терапия и беседа за чашкой кофе) идут параллельно.

Ещё одна важная особенность заключается в том, что последовательные этапы являются обязательными в данной технике, так как прежде чем участники встречи смогут почувствовать позитивные эмоции им необходимо освободиться от эмоций негативных.

Для проведения арт-терапевтического кофе-брейка необходимо следующее оборудование:

— лист плотной бумаги;

— ёмкость с молотым натуральным кофе (1–2 столовых ложки);

— ёмкость с разведенным в воде растворимым кофе (на 1–2 столовые ложки воды примерно половина чайной ложки кофе):

— ёмкость с водой;

— любая тарелка (для ссыпания остатков кофе);

— кисточки (1–2 шт.) в зависимости от предпочтений;

— клей ПВА (лучше с дозатором).

Мы приглашаем гостей, которыми могут быть взрослые и подростки с деструктивными переживаниями: родители детей с особыми образовательными потребностями, родители приёмных детей, педагоги, воспитатели, студенты, абитуриенты, учащиеся средних и старших классов и т. д. Некоторые элементы данной техники можно использовать и с детьми.

Для участников встречи мы готовим стол со всеми необходимыми материалами, а также наливаем кофе в чашки. Тем, кто категорически не пьет кофе, можно предложить чай. На столе есть и угощение, как в настоящем кофе-брейке. Мы говорим, что наш кофе-брейк отличается от стандартного. Мы не стоим возле стола, а комфортно располагаемся на стульях за столом.

Несколько глотков кофе, и гостям предлагается выполнить первый этап нашей техники.

Сначала нужно создать напряжение, то есть сосредоточиться на тех деструктивных переживаниях, которые беспокоят больше всего. Мы работаем плотными материалами.

Берем лист бумаги и клей ПВА. Намечаем клеем контуры рисунка тех элементов, которые будут объёмными.

Первый этап. Контуры рисунка, намечаемые клеем ПВА

Рис. 2. Первый этап. Контуры рисунка, намечаемые клеем ПВА

Далее молотым кофе густо посыпаем места, нарисованные клеем.

Теперь нам надо дать рисунку высохнуть.

Первый этап. Участники посыпают молотым кофе клеевой рисунок

Рис. 3. Первый этап. Участники посыпают молотым кофе клеевой рисунок

Пока высыхают работы, мы озвучиваем одно правило. Тот, кто готов публично обсудить свои переживания или рассказать о своих проблемах, должен выставить свою чашку с кофе вперёд, как бы давая понять, что он хотел бы, чтобы его выслушали.

На мероприятиях всегда есть гости, которые готовы к активному участию. Мы выслушиваем всех. Говорим о деструктивных переживаниях, о том, что наболело. Ведь проговаривая какую-то проблему, участник арт-терапевтического кофе-брейка не только выражает эмоции, но и получает возможность увидеть ситуацию со стороны. А значит он сможет найти альтернативные решения проблемы.

Не забываем о регламенте, и в данной технике это несложно сделать тактично, ведь у нас кофе-брейк, на который обычно выделяется не так много времени.

Переходим ко второму этапу. Здесь можно включить расслабляющую музыку. И мы предлагаем нашим участникам продолжить работу. Мы берем наши листы и ссыпаем кофе на приготовленную для этих целей тарелку.

Второй этап. Участники ссыпают остатки кофе на тарелку

Рис. 4. Второй этап. Участники ссыпают остатки кофе на тарелку

Посмотрите, какое волшебство! Как прекрасны рисунки. Теперь их нужно доработать и превратить в позитивные картины!

Мы берем кисточку и рисуем той краской, которая у нас получилась из растворимого кофе. Если нужно разбавить используем воду. Добавляем лёгкости, настраиваемся на позитив.

Второй этап. Участники рисуют растворимым кофе

Рис. 5. Второй этап. Участники рисуют растворимым кофе

И на этом этапе можно просто поделиться приятными эмоциями, вспомнить какую-то интересную, добрую историю.

Когда картины готовы, мы показываем их друг другу. Говорим, что изменилось в рисунках, какие они стали красивые, приятные, необыкновенные.

Второй этап. Выражение позитивных эмоций

Рис. 6. Второй этап. Выражение позитивных эмоций

Есть важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. В группе также всегда есть и такие участники, которые не готовы публично рассказывать о своих деструктивных переживаниях. В конце встречи мы говорим, что приглашаем на индивидуальные встречи. Либо наши гости могут остаться прямо сейчас.

Арт-терапевтический кофе-брейк может быть, как самостоятельной терапией, так и своего рода приглашением к долгосрочному взаимодействию. Очень хорошо, если на встрече по возможности будут присутствовать специалисты разных направлений психолого-педагогического сопровождения, потому что может возникнуть ситуация, когда понадобятся рекомендации узкого специалиста.

Количество участников встречи может быть разным. Наиболее комфортное — 4–8 человек. Если же есть необходимость собрать относительно большую группу, то можно на первом этапе, когда мы обсуждаем переживания, предложить формат кратких высказываний. Например, «Я боюсь за будущее моего ребёнка!», «Я переживаю из-за конфликта с близким человеком!» и т. д.

В финале мы предлагаем анкеты обратной связи. По итогу обработанных анкет, можно сказать, что нашим гостям нравится данная техника тем, что она совмещает в себе и элементы терапии, и элементы такой формы работы с группой, как чаепитие. Гости описывают свои позитивные впечатления. Выражают благодарность.

Второй этап. Финал встречи

Рис. 7. Второй этап. Финал встречи

Арт-терапевтический кофе-брейк помогает отпустить ситуацию, успокоиться, и тогда придёт понимание, что делать дальше.

В конце встречи мы говорим: «Наш кофе-брейк подошел к концу! Надеемся, что аромат кофе взбодрил вас и вы полны позитивной энергии! Будем рады видеть вас снова!»

Литература:

  1. Зейгарник Б. В. Введение в психопатологию. М., 1969.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007.
  3. Манин Ю. А. Освоение приёмов живописи в технике гризайль. Методические рекомендации для студентов. — М., 2018г.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
  6. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. Пер. с нем., англ. — М., 1998.
  7. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): арт-терапевтический кофе-брейк, этап, растворимый кофе, участник встречи, гость, изобразительное искусство, конец встречи, контур рисунка, молотый кофе, остаток кофе.


Похожие статьи

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития

В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники...

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Похожие статьи

Техника sand-play как элемент арт-технологий в работе с детьми с нарушениями речевого и интеллектуального развития

В статье рассматриваются основные виды арт-технологий. Описываются ключевые направления использования песочных технологий в работе с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. Приводятся методические рекомендации по включению техники...

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ

В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития

В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразоват...

Использование различных техник декорирования в развитии творческих способностей у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги

В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задать вопрос