Детская арт-терапия и её использование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Васик Н. В. Детская арт-терапия и её использование // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 221-223. — URL https://moluch.ru/archive/179/46303/ (дата обращения: 22.10.2018).



В современном мире детям предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие детские забавы, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным педагогом и психологом для выявления проблем у ребёнка.

Одним из самых любимых и популярных видов развлечения среди детей, независимо от возраста и уровня развития, остаётся творческая деятельность. Аппликация, лепка из пластилина и специально подготовленного теста, работа с цветным песком, поделки из подручных и подаренных природой материалов, рисование объёмными красками — этот список может быть бесконечным. С появлением новых способов создания творческой работы появился и такой новый термин — «арт-терапия». Это уникальная методика проведения реабилитации и лечения с помощью творческого процесса. В последнее время этот метод психологической терапии очень деятельно применяется в лечении психологических и соматических проблем у детей и подростков. Изначально в качестве исцеляющего метода применялось только изобразительное творчество, но сегодня к этой методике добавились такие виды творчества, как литературно и музыкальное творчество, танцы, скульптура, лепка из пластилина, фотография и другое доступное искусство.

В основе детской творческой терапии заложена игра, чтобы ребенок при участии игровых моментов мог поведать о своих страхах, чувствах, переживаниях. Вследствие этого творчества ребенок раскрывает себя, развивается творчески, темпераментно разряжается, а, вдобавок ко всему, приходит в восторг от этих уроков. Арт-терапию благополучно применяют для всестороннего развития детей различных возрастов, а также детей-инвалидов. Доступность занятий различными видами творческой деятельности популярна среди всех возрастных категорий и с различным состоянием здоровья. По желанию и доступности различных методик творческой реабилитации арт-терапией могут заниматься все без исключения. Исходя из физического и психологического состояния ребёнка, подобрать творческую терапию можно для каждого индивидуально. Творческая терапия помогает успешно диагностировать психологические проблемы, вывести в соответствующей форме враждебность и другие отрицательные проявления, а также то, что чувствует и ощущает ребенок. Эта методика позволяет детям сосредотачиваться на своих чувствах и впечатлениях, а также развивать самоконтроль [1].

В арт-терапии есть несколько основных методик для детей различной возрастной категории. Эти упражнения подходят для любого ребенка, они для него безопасны и доступны.

Например:

‒ Каракули. Для этого требуется: бумага, карандаши (ручки/фломастеры). На бумаге дети рисуют всевозможные «каляки-маляки» (черточки, полоски, кружочки, линии, точки, волны и т. д.), а затем педагог пытается понять, что изобразил ребенок. Вместе с ребенком рисунок можно, добавив какие-то детали, выделить их цветом или штриховкой.

‒ Рисование песком. Для этого необходимы: коробка с песком или песочница. Такие песочницы есть на улице, но в последнее время они появились и в кабинетах педагогов-психологов, а также в специальных студиях развития. Можно использовать так называемый «умный» песок. Из мокрого песка возводят различные постройки, домики, например, а сухим песком рисуют. При этом у детей развиваются тактильные ощущения, с их помощью дети становятся более раскованными и учатся самовыражаться. Всё занятие проходит в форме игры. Также во время работы с мокрым «умным» песком возможно использование различных готовых пластиковых форм.

‒ Монотипия. При помощи различных красок — туши, акварели, жидко разведенной гуаши или чернил на какой-нибудь поверхности, которая не впитывает краску, наносится изображение в виде разводов, пятен, черточек или линий. Затем на разрисованную поверхность сверху накладывается чистый лист бумаги и прижимается по всей поверхности. Получившийся на приложенном листке рисунок рассматривается и анализируется. Юный художник вместе с педагогом рассматривают и описывают его творение. При необходимости можно дорисовать нужные детали и добавить цвета.

‒ Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами (рис, гречка, пшено, манная крупа и т. д.) и материалами (шишки, желуди, веточки). Осенью вместе с детьми на прогулках вы собираете самые красивые и доступные природные материалы — листья, цветы, кору, шишки и прочее. Особенно много удовольствия детям приносит сбор сухих листьев. Они красивые, натуральны, шуршат, легкие, гладкие или шершавые. С помощью коры, сухих листьев, шишек, веточек, травинок и клея ПВА можно создавать аппликации. Клей выдавливается на листок бумаги, нанося при этом рисунок. Сухие листья можно растереть между ладонями и рассыпать получившиеся частички над рисунком, нанесенным клеем. Частички, которые не приклеились, можно стряхнуть.

‒ Рисование пальцами. Для изображения рисунков необычным способом краску нужно наносить ладонями и пальцами. Для этого от ребенка не требуется развитой мелкой моторики. Рисовать руками и ладонями можно по-разному: размашистыми или круговыми движениями, выразительными или наоборот, точечными, прерывистыми. Изображение тонких линий и мазков от толщины пальцев не зависит. Для рисования пальцами и ладонями нет каких-либо стандартов. Такой способ создания рисунка всесторонне показывает индивидуальность ребенка. Такое рисование пальцами и ладонями — это разрешенная игра с так называемой «грязью». В процессе такой игры губительные всплески и действия выражаются в общественнодоступной форме. Незаметно для себя ребенок может совершить поступок, который он никогда бы не сделал, так как боится нарушать правила. Каждый творческий процесс у одного ребенка и результат его творчества не похожи на сделанные им раннее. Также, в некоторых индивидуальных случаях, можно усложнять задачу, предлагая незаконченные рисунки, детали на которые можно добавлять только пальцами, ребром ладони, целой ладонью, кулаком (листья на деревья, пятнышки мухомору, щупальца осьминогу и т. д.) Здесь внимание должно быть сконцентрировано на цвете и выбранных ребёнком способах «дорисовки».

‒ Рисование предметами окружающего пространства. Для этого можно использовать: губки для мытья посуды, смятую бумагу, различные геометрические фигурки, резиновые игрушки, палочки, трубочки, зубные щетки, коктейльные соломинки, зубочистки, колпачки от шариковых ручек, ватные палочки и так далее. Всегда приветствуется инициатива ребенка использовать оригинальные предметы для рисования. Можно предложить детям самим выбирать из набора предметов именно тот, которым хочется рисовать.

‒ Рисование на мокрой бумаге. На заранее смоченной водой бумаге может получиться необычное изображение. Ребенку это доставит не только удовольствие, но и много положительных эмоций, когда он будет наблюдать, как растекаются и смешиваются краски [4].

Цель всех этих необычных и необычных занятий — помочь средствами творческой терапии справиться с проблемами, которые вызывают у ребенка негативные эмоции, которые он чаще всего не может выразить словами, и дать выход этому негативу посредством творчества. Одна из задач арт-терапии — помочь ребенку научиться распознавать ивыражать собственные чувства через созидание, а результаты этого творческого процесса имеют лишь практическое значение — служат материалом для анализа.

Одним из основополагающих методов в этом процессе является игра. В процессе игры развивается воображение и мышление, а участник находится перед выбором вариантов действий, где он вынужден просчитывать свои и чужие ходы. В этих игровых ситуациях мы ставим своей задачей высвободить переживания и прочие эмоции [3].

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи.

Всегда в процессе использования арт-терапии, особенно изобразительной, следует обращать особое внимание на выбор цвета. Для этого существует множество коротких рисуночных тестов, но и кроме этого можно толковать цвета любых выполняемых ребенком рисунков.

При толковании изобразительных тестов и рисунков все цвета условно можно поделить на:

‒ позитивные (зеленый, желтый, оранжевый, синий);

‒ негативные (серый, черный, коричневый);

‒ условные (они трактуются по-разному в зависимости от возраста и пола рисующего).

В первую очередь нужно обратить внимание на детали, закрашенные негативными цветами: черным, коричневым, серым, так как именно в этих деталях скрываются тревоги и беспокойства. Но при использовании такой трактовки цвета нужно быть особо осторожным с маленькими детьми. Часто малыши выбирают чёрный или фиолетовый цвет, потому что он хорошо закрашивает, сам по себе является ярким и по-своему завораживает.

Во-вторую очередь обращается внимание на предметы, раскрашенные «не своими», необычными для предмета цветами (желтое море, красное небо, синяя трава).

В последнюю очередь можно проанализировать позитивные цвета: зеленый, желтый, оранжевый, синий. Они указывают на положительные эмоции.

По цвету в рисунке всегда можно определить передаваемые чувства и эмоции. При токовании цвета в рисунке, в первую очередь нужно обращать внимание на цвета, присутствие которых неоправданно или преувеличенно. Например, когда весь рисунок нарисован черными контурами, а ребенок отказывается его раскрашивать; или не своим цветом нарисованы предметы, которые на самом деле не такие, какие изображены на рисунке (красная река, синие листья, желтое небо и так далее). Большое значение имеет цвет фона, которым закрашен весь рисунок. Например, в рисунке коллектива он может обозначать общую психологическую атмосферу.

‒ Синий — уверенность и спокойствие.

‒ Зеленый передаёт ощущение надежности, принятия, но преобладание зелёного в рисунке говорит о тоске.

‒ Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт.

‒ Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

‒ Розовый — передает ощущение нежности и чувствительности.

‒ Серый — передает состояние смутной тревоги.

‒ Черный цвет указывает на подавленность и переживания, особенно если его слишком много в детских рисунках.

Полное закрашивание, замазывание, заштриховывание (независимо от цвета) «говорит» о сильных отрицательных переживаниях. Закрашенное вызывает у ребенка большую тревогу.

Также можно обратить внимание на размер рисунка, нажим и расположение элементов. Например, рисунок, который пытается выйти за границы листа, говорит о склонности к необдуманным поступкам, о низком самоконтроле. То, что для ребенка является главным и важным, он рисует большим, а то, что не очень важно ‐ рисует маленьким. Этот метод универсален [5]. Чтобы оценить степень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим означает высокое напряжение. Оно может быть высоким постоянно, на протяжении всего процесса рисования или только в отдельных участках рисунка. А вот слабый нажим, когда линии едва заметные или прерывистые, указывает на упадок настроения и безразличие [2].

Метод детской арт-терапии активно применяется мной на занятиях по творческому развитию личности, как универсальный и разносторонне направленный. Арт-терапия — это наиболее щадящий метод работы с трудными проблемами.

Литература:

  1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПб, 2001.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб: Речь, 2008.
  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.
  4. http://kurszdorovia.ru/lechenie/psihologia/detskaya-art-terapiya
  5. http://art-psychology.ru/about.html
  6. http://www.moi-detsad.ru/ispolzovanie-metodov-art-terapii-v/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рисунок, творческая терапия, творческий процесс, цвет, рисование пальцами, творческая деятельность, последнее время, деталь, внимание.


Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого детям был предложен тест креативности...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Экспериментирование в рисовании — основа творческих фантазий детей. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, зубной щеткой, поролоном, пальцами...

Развитие творческих способностей посредством использования...

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор как я начала заниматься изобразительной деятельностью. Как организовать детское рисование и как им руководить? Как развивать художественные способности детей...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы...

Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника

Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования. Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

 активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности

Особое внимание во время коллективной творческой деятельности необходимо уделять

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого детям был предложен тест креативности...

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Экспериментирование в рисовании — основа творческих фантазий детей. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, зубной щеткой, поролоном, пальцами...

Развитие творческих способностей посредством использования...

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Использование нетрадиционных технологий в развитии...

Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор как я начала заниматься изобразительной деятельностью. Как организовать детское рисование и как им руководить? Как развивать художественные способности детей...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами...

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы...

Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника

Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования. Сторонники считают, что научиться рисовать может каждый.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Формирование творческой личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

 активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности

Особое внимание во время коллективной творческой деятельности необходимо уделять

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к...

Задать вопрос