Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 19.10.2017

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Кириченко К. В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 54-58. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2767/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд занятий с использованием данных техник из программы, которая была апробирована на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления».

Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, нестандартные техники рисования, изобразительная деятельность

На сегодняшний день в условиях современного быстроразвивающегося общества, в котором человеку необходимы мыслить творчески и гибко, актуальным становится вопрос — воспитание такого человека. Для решения этой задачи важным условием становится гармоничное сочетание учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. Тема разнообразных техник рисования выбрана не случайно, и все чаще педагоги говорят об их применением именно в дошкольных учреждениях, в свою очередь педагоги дошкольных учреждений включают не использующиеся ранее техники рисования в изобразительную деятельность, не ограничиваясь лишь красками, цветными карандашами и белым листом формата А4.

Затрудняет развитие воображения ребенка несформированность умений и навыков в графике, передача изображения тонкими линиями. Не у всех детей получается справиться с задачей, которая стоит перед ними, поэтому часто у ребенка появляется отрицательное отношение к изобразительной деятельности и пропадает интерес к процессу рисования. Если вспомнить про возрастные особенности дошкольников, то можно сказать, что ведущей потребностью является познавательная и творческая активность, игра, поэтому техники с использованием непривычных для ребенка материалов, являются для него не только увлекательным занятием, но и своеобразной игрой, в которой ребенок увидит результат, которым он сможет быть доволен. [1, 3].

С помощью разнообразных техник рисования и материалов, воспитатель дошкольного учреждения сможет развивать заинтересованность у дошкольников к изобразительному искусству и доказать, что с помощью простых, на первый взгляд, материалов и техник, можно создавать настоящее волшебство.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская [1, 2, 3].

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Е. И. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий и другие. Они полагали, что воображение влияет на усвоение новых знаний и выступает в роли творческого преобразования знаний, которые уже усвоил ребенок и способствуют его саморазвитию. Воображение является одной из необходимых способностей человека, и оно нуждается в особом внимании. Интенсивное развитие воображение проходит в возрасте от 5 до 15 лет. Если не позаботиться о развитии воображения именно в этот период, то в последующем активность этой функции пойдет на спад. Параллельно с уменьшением уровня воображения у ребенка пропадает интерес к искусству, к изобразительной деятельности, обедняется личность. Занятия по изобразительному искусству, которые будут опираться на дополнительные, в условиях дошкольных учреждений, техники рисования, могут организовать изобразительную деятельность так, чтобы у детей происходило развитие воображения. [2, c. 34].

Исследование проводилось на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления». Методы исследования: констатирующий и формирующий эксперимент.

В исследовании принимали участие 16 детей старшей группы, 8 детей экспериментальной группы, 8 детей — контрольной.

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3 подгруппы (оригинальные изображения в одном случае) и 4 подгруппы (нет оригинальных изображений). Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка). Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого детям был предложен тест креативности Торренса, состоящий из 3 субтестов «Нарисуйте картинку», «Завершение фигуры», «Повторяющиеся линии». Результаты рассматривалась по трем факторам: «беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию», «разработанность». Результаты, полученные в ходе исследования выявили следующие уровни креативности: 3 человека — несколько выше нормы, 3 человека — выше нормы, 2 человека — отлично.

Таким образом, можно утверждать, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения [3, с. 45].

Заинтересовать ребенка можно с помощью отдельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение (так и рождается тот или иной технический прием); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направлении [4, с. 18].

Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, что-то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны [4, с. 15].

В настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, используемых в работе с детьми. При разработке программы, направленной на развитие воображение, нами были использованы некоторые из них: рисование акварелью и пастелью, рисование гуашью в соединении с тушью, монотипия, пуантелизм. фотокопия (рисунок парафиновой свечкой) с акварелью, кляксография, техника набрызга (аэрография), рисование на бархатной бумаге пастелью; живопись с насыщением орнамента, расчесывание краски, рисование мятой бумагой [4, с. 24].

Итак, ряд занятий был посвящен технике рисования оттиском: оттиск ладошкой (рис 1), оттиск нестандартным материалом в изобразительном искусстве — поролоном (рис 2, рис 3).

Рис. 1. «Веселый зоопарк», Маша Б., 5 лет

При использовании поролона воспитанники выявляли для себя наиболее удобное использование этого материала: смешивали цвет на палитре и окунали кусочек поролона, смешивали цвет и наносили его на поролон, наносили несколько цветов, интуитивно пытаясь создать цветовую растяжку.

Рис. 2. «Осень золотая», Даша Л., 5 лет

Рис. 3. «Волшебница осень», Даша С., 5 лет

Каждая выполненная работа была индивидуальна: отличалась, не только исполнением и применение изученной техники, но и носила свой характер, настроение, цветовое решение. Ребенок уже не использовал отрытые цвета, пользовался палитрой, кистями разных номеров, самостоятельно рассуждал над своей работой.

Выбор бумаги, тонированной или нет, формата и расположения листа оставался за ребенком, поскольку так же отражал его замысел и играл роль в развитии воображения. Часто ребенок брал тонированную бумагу, но оставлял ее фон как вспомогательный элемент.

Одно из заданий было посвящено изучению технике рисования акварелью и пастелью. Тема занятия: мой пушистый кот. На этом занятии также прошло знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Е. И. Чарушиным и В. А. Чижиковым, для того чтобы показать детям возможности использования акварели в создании художественного образа и такое средство выразительности как линия. Дети фантазировали каким будет их кот, какую кличку они ему дадут, и какую историю они хотят рассказать зрителю о своих питомцах, т. е. выдвигали свою идею создания композиции (рис. 4, рис.5.).

Рис 4. «Синий кот Вася», Даша Л., 5 лет

Рис. 5. «Кот, который ловит рыбу», Катя А., 5 лет

Мы показали часть заданий из программы, которая была апробирована на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 9 присмотра и оздоровления». Все задания в программе направлены на развитие воображения в дошкольном возрасте.

Таким образом, воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Чем сильнее удается возбудить и развить в ребенке такую потребность, тем большую помощь оказывают технические приемы и соответствующие материалы.

В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст — сенситивный период для развития этого процесса, нестандартные техники рисования могут являться благоприятной почвой для развития воображения в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96с.
  2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1999. 272 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1–2. М.: «Издательство Скрипторий 2003", 2007. 80с.
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: Каро, 2014. 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческого воображения, техники рисования, развитие воображения, техник рисования, разнообразных техник рисования, изобразительной деятельности, развития творческого воображения, развитие воображения ребенка, Омска «Детский сад, нестандартные техники рисования, базе БДОУ г, дошкольном возрасте, Нетрадиционные техники рисования, развитии воображения, процессу рисования, технике рисования, воображения ребенка старшего, дошкольного возраста, Влияние техник рисования, детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

дошкольный возраст, изобразительная деятельность, воображение, нестандартные техники рисования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос