Библиографическое описание:

Носова М. Д. Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства при использовании природного материала // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 166-168.



Актуальность:Ребенок чаще всего не имеет хорошо развитого воображения, в том числе творческого воображения. Однако, использование на уроках изобразительной деятельности природного материала поможет детям увидеть окружающий мир по- новому. Использование и сочетание новых для детей приемов и способов изображения сделают уроки более занимательными, оригинальными. Сами дети будут в главной роли, а радостные ощущения от создания необычной работы оставят незабываемые впечатления в душе ребенка, что будет являться важной предпосылкой для развития образного восприятия окружающего мира.

Воображения не возникает спонтанно, а при условии влияния взрослых и окружающей среды. Влияние должно уточнять восприятие ребенка об окружающем мире, а не давать ему готовый материал. Ребенку нужно помогать знакомиться с образами, чтобы создавались новые. Если даже эту работу с ними не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии, к началу школьного обучения ребенок может оказаться неготовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. Развитие творческого воображения при помощи изобразительного искусства вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги, такие как Т.В Беда, Л. С Выготский, И. М. Конышева, В. С. Кузин. Эти ученые с разных сторон рассматривали проблему развития творческого воображения.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Воображение — форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов, и вместе с тем, занимающее промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Основная его задача- представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации.

Воображение бывает по степени контроля: произвольное и непроизвольное, а также по способам создания образов: воссоздающее и творческое. В основе выделения пассивного и активного воображения лежит степень выраженности намеренности, сознательности субъекта.

При пассивном воображении еще нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо, желаниям человека.

При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим.

Воображение — это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Поэтому воображение — это то, без чего жить невозможно.

Итак, творческое воображение — это психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;

3) в продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. В развитии творческого воображения активную роль играет активность детей, совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Дети рисуют то, о чем они думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему. Рисование- это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, осязательные анализаторы. Процесс рисования тесно связан с тончайшим механизмом зрительной координации. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Занятия рисование развивает память, внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать.

Использованием природного материала — один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. Природный материал сам по себе — кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление рисунков из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А. С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Изготовление рисунка требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторикисогласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.Изобразительное искусство с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению рисунков из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника. При систематических занятиях данным видом деятельности, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому воображению.

Итак, использование природного материала в ходе обучения детей изобразительному искусству помогает учителю сделать процесс обучения более творческим и увлекательным. Знакомясь с разнообразными приемами использования природного материала повышается творческая активность детей.

По согласованию с профессором Веретенниковой Л.К, секция начального образования.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2012.298 с.
  2. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Составители: Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. — М., Академия, 2001–231 с.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка.- М.: Смысл, Эксмо, 2004.-512с.
  6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1999 — № 6 — С.52–59.
  7. Орлова Л. В. Искусство детям.-М.: Мозаика-Синтез, 2003.-16 с.
  8. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1–4 кл. — Пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
  9. Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе. — Наука, Флинта, 1999.
  10. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовский, С. И. Розум., 2002. — 345 с.
  11. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. / Л. Ю. Субботина. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240с., ил. — /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
  12. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): природного материала, творческого воображения, Развитие творческого воображения, числе творческого воображения, развития творческого воображения, разных сторон, развитии творческого воображения, развитого воображения, Развитие воображения детей, изучению детского рисунка, изобразительного искусства, Важнейшее значение воображения, помощью воображения, интерес многочисленных исследователей, уровня воображения, направлениях развития воображения, активного воображения, игры воображения, вид воображения, деятельности природного материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос