Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Султанова М. С. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 451-453. — URL https://moluch.ru/archive/144/40387/ (дата обращения: 18.10.2018).



Наиболее эффективными методами преодоления коммуникативных трудностей в подростковом возрасте, как показывают многочисленные исследования, являются, методы арт-терапии. Арт-терапия используется как комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с целью развития подростка как субъекта общения, его самораскрытия и коммуникативного самосовершенствования.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка.

Основная цель арт-терапии, по мнению К. Рудестама, состоит в гармонизации развития личности:

− через развитие способности самовыражения и самопознания;

− через предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и других негативных чувств;

− через облегчение процесса лечения;

− через получение материалов для интерпретации и диагностических заключений;

− через проработку мыслей и чувств, которые клиент привык подавлять;

− через развитие чувства внутреннего контроля;

− через концентрацию внимания на ощущениях и чувствах;

− через развитие художественных способностей и повышение самооценки.

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы — побудить участников группы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Л. С. Выготский выделял два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии:

− первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;

− второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Развивающие возможности арт-терапии обусловлены предоставлением субъекту, испытывающему те или иные коммуникативные трудности, условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. «Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на ребенка, влияние на его эмоциональную сферу, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы».

Арт-терапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе: негативная «Я-концепция», низкая степень самопринятия; трудность эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими, проблемы в межличностных отношениях, враждебность к окружающим, трудности в коммуникативной сфере; трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, эмоциональная депривация ребенка, переживание отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях; низкий уровень развития самосознания и рефлексии ребенка, проблемная социальная адаптация, несформированность позиции учащихся как субъектов обучения, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность и др.

Арт-терапевтическая помощь подростку в преодолении актуальных коммуникативных трудностей может включать разнообразные формы (пассивную — активную, структурированную — неструктурированную) и методы

Изобразительное творчествометод, использующий процесс рисования (лепки, аппликации) ребенка как способ воздействия на его личность. Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, свободно мечтать, фантазировать, выражать свои мысли и чувства, избавляться от негативных эмоциональных состояний.

Музыкотерапия — метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Методики музыкотерапии предусматривают как самостоятельное использование музыки в качестве фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование и др.), так и музыкальное сопровождение других коррекционных приемов (рисование, куклотерапия) для усиления эффекта воздействия.

Библиотерапия или сказкотерапия — метод коррекционного воздействия на ребенка с помощью чтения специально подобранной для него литературы. Литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли восполняют недостаток образов и представлений ребенка, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Танцевальная терапияметод, использующий танец как средство воздействия, сочетающий в себе танцевальные движения, физический контакт и интенсивное межличностное взаимодействие детей.

Куклотерапия — метод воздействия, основанный на процессе идентификации ребенка с любимым героем сказки, фильма, игрушкой. В качестве основного средства воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и педагога.

Психологические этюдыметод воздействия, основанный на включении ребенка в актерскую деятельность, в рамках которой создаются условия для снятия актуальных травмирующих состояний и выработки эффективных способов решения возникшей проблемы.

Арт-терапевтические технологии способствуют самораскрытию подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей. Наиболее типичными коммуникативными трудностями подростков являются трудности, связанные с высоким уровнем их агрессивности, враждебности, цинизма, нетерпимости к людям, завуалированной жестокости; интерактивные трудности, связанные с особенностями межличностных отношений с партнером; стремление максимально контролировать отношения с партнерами.

− Методы изобразительного творчества и библиотерапии являются эффективным средством в преодолении агрессивности, цинизма, враждебности, нетерпимости, негативистических установок по отношению к коммуникативному партнеру через развитие эмпатии, отзывчивости, контактности, самоконтроля в общении, готовности принимать и оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

− Методы танцевальной терапии и психологических этюдов способствуют снижению у подростка уровня физической, косвенной агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины; снижают степень внутренней напряженности и дискомфорта подростка; способствуют развитию коммуникативного планирования и самоконтроля в общении.

− Деструктивные коммуникативные установки подростка связаны с различными формами агрессивного поведения в общении; эффективным методом преодоления этих коммуникативных проблем подростка является музыкотерапия, снижающая степень выраженности конформных и эгоистических установок в межличностных отношениях; проявление таких форм агрессивного поведения, как неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию.

Особую ценность в терапии средствами искусства (арттерапии) может иметь работа с детьми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых, эмоциональных или коммуникативных нарушений, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения.

Занятия искусством предоставляют уникальную возможность опыта коллективных взаимодействий, что во многом способствует преодолению коммуникативных проблем у детей и их родителей.

Литература:

  1. Медведева Е. А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве М: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  2. Левченко И. Ю., Медведева Е. А., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное творчество, агрессивное поведение, искусство, метод воздействия, ребенок, танцевальная терапия, трудность, чувство, эффективный метод преодоления.


Похожие статьи

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного...

5) игровая терапияметод коррекции посредством игры

8) куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома.

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Другими эффективными методами внешнего (то есть физического) самовыражения личности, стимуляции творческого

- Развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков.

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

«Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде

Артпедагогические методы позволяют погружаться в проблему страха на столько, насколько

Для преодоления страхов может использоваться изобразительная деятельность.

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности.

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением.

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям...

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества...

Кино-терапия как один из эффективных методов...

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов. Технологии социальной работы с молодежью. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ.

Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми

Арт-терапия — это метод лечения клиента, используемый для преодоления психологических трудностей, при помощи различных видов искусств, которые способствуют формированию самораскрытия и самовыражения человека.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими...

Именно на данной ступени развития ребенка, мы используем игровые методы, для оптимизации процесса обучения, создания условий для более успешного усвоения материала.

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного...

5) игровая терапияметод коррекции посредством игры

8) куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома.

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Другими эффективными методами внешнего (то есть физического) самовыражения личности, стимуляции творческого

- Развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков.

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

«Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде

Артпедагогические методы позволяют погружаться в проблему страха на столько, насколько

Для преодоления страхов может использоваться изобразительная деятельность.

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности.

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением.

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям...

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества...

Кино-терапия как один из эффективных методов...

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов. Технологии социальной работы с молодежью. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ.

Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми

Арт-терапия — это метод лечения клиента, используемый для преодоления психологических трудностей, при помощи различных видов искусств, которые способствуют формированию самораскрытия и самовыражения человека.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Использование элементов арт-терапии в работе с младшими...

Именно на данной ступени развития ребенка, мы используем игровые методы, для оптимизации процесса обучения, создания условий для более успешного усвоения материала.

«Лечебное изобразительное искусство и арт-терапия дополняют друг друга, создают значительные...

Задать вопрос