Развитие навыков эффективной коммуникации через использование методов и приёмов для повышения концентрации внимания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 06.03.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Изжанова, А. С. Развитие навыков эффективной коммуникации через использование методов и приёмов для повышения концентрации внимания / А. С. Изжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100464/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этой статье опубликованы результаты использования методов и приёмов повышения концентрации внимания учащихся в рамках исследования «Lesson study».

Ключевые слова: Lesson study, концентрация внимания, методы и приёмы обучения.

Каждый педагог в своей практике в той или иной мере встречался с проблемой концентрации внимания школьников. Не все учащиеся одного класса одинаково воспринимают учебный материал на уроке, и это напрямую влияет на дальнейшую успешность учащихся по предмету.

В практике преподавания русского языка как второго столкнулась с тем, чтоучащиеся хорошо говорят и используют разговорный стиль, но испытывают затруднения при составлении устного и письменного высказывания в более сложном стиле. Это связано с разной активностью учеников во время групповых или индивидуальных заданий: есть учащиеся, которые не могут сохранять концентрацию внимания, отвлекаясь на различные факторы. Это мешает учащимся плодотворно работать с текстами и негативно сказывается на общем развитии коммуникативных навыков. Недостаточное владение коммуникативными навыками не даёт возможности в полной мере выразить свои мысли, следовательно, использовать всё богатство языка.

Для эффективности достижения цели исследования уроков «Lesson study», были выбраны разные предметы: русский язык, дизайн, информатика и физика, на которых, наряду с речевыми навыками, развиваются творческие способности, навыки анализа и логика учащихся.

После мониторинга способностей учащихся данного класса, сопоставления данных коллег фокус группы, определили главное направление исследования: развитие концентрации внимания учащихся, так как именно неумение сконцентрироваться было причиной недостаточного овладения учебным материалом. Обозначили вопрос исследования: как использование активных методов обучения на уроках русского языка, информатики, дизайна и физики способствуют концентрации внимания и активной работе на уроке, развивая навыки эффективной коммуникации. Далее каждый учитель сформулировал тему в зависимости от преподаваемого предмета, взяв за основу развитие концентрации внимания. Обозначили цель и задачи исследования.

В своей педагогической деятельности я постоянно веду наблюдения за своими учащимися, отмечая для себя индивидуальные особенности, их увлечения и интересы. В этом мне помогают беседы с учениками, обсуждения с коллегами, ведущих в этих же классах, взаимопосещения уроков. На основе своих наблюдений, всегда старалась сделать урок интересным учащимся, ведь насколько ученик будет заинтересован, настолько он будет внимателен и сконцентрирован на уроках. А от этого зависит усвоение материала и развитие соответствующих навыков. Но на концентрацию внимания учащихся влияет множество факторов: это и индивидуальные особенности учащихся, интерес к теме урока, преподавание и даже настроение учащегося на момент урока. Поэтому, исходя из этих выводов и вопроса исследования, была сформулирована цель: развивать навыки эффективной коммуникации: интерпретации и анализа текстов, создания устного и письменного высказывания через использование различных методов и приёмов, повышающих внимание и интерес к учебному материалу , которую мы поделили на небольшие шаги, задачи:

— формировать атмосферу сотрудничества на занятиях с учётом важности внешнего фактора внимания;

— создать условия для развития творческих способностей и коммуникативных компетенций;

— ставить чёткие, конкретные и понятные задачи;

— использовать стратегии и приёмы, улучшающие концентрацию внимания;

— повысить мотивацию к обучению ученика С;

— создать условия для раскрытия потенциала ученика В;

— создать условия для развития одарённости ученика А.

До начала исследования в рамках Lesson Study были определены учащиеся, на которых будет фокус. Ученик С с младших классов испытывал затруднения на уроках русского языка, так как в его семье общение осуществляется на родном языке, также он предпочитает физическую деятельность, спортивные игры и мало читает. Ученик не выполнял домашнюю работу, часто не был готов к уроку, был невнимателен, отвлекаясь по любому поводу, поэтому затруднялся на уроках. При этом он болезненно воспринимал свои ошибки, боясь насмешек одноклассников и сам не верил в свой успех. Нужно было создать ситуацию успеха, чтобы ученик поверил, что может справляться с заданиями по предмету. С ним были организованы и проведены дополнительные занятия по закреплению материала. Но важным моментом стала итоговая творческая работа в конце прошлого учебного года по созданию текста собственной истории на основе вымышленного или реального сюжета. Ученик затруднялся в его составлении и потребовались дополнительные занятия, на которых, наряду с обсуждением сюжета, структуры и особенностей составления текста, ещё проводились беседы о личных увлечениях ученика, его мечте. Я предложила ему написать о том, чем он больше всего любит заниматься, придумать сюжет о том, что его мечта осуществилась и на этой основе он создал текст, конечно, путём нескольких исправлений, моих комментариев. Выступление получилось не отличное, но сюжет вызвал интерес одноклассников и в конце выступления ему аплодировали. После этой работы он стал более уверенным, почувствовал, что он не хуже других может справляться с заданиями по русскому языку. Это был первый шаг, но оставались еще проблемы с концентрацией внимания, невысокий словарный запас и слабая мотивация к учёбе.

На первых уроках в рамках исследования были трудности при организации групповых или парных заданий. Ученик С не был заинтересован, не сразу включался в работу, надеясь на других участников группы. При устных выступлениях он также старался возложить ответственность на других, как будто заранее зная, что не справится с работой. При наблюдении за учеником на других уроках, заметила, что он проявляет активность на уроках информатики и физики, то есть у него скорее математический склад ума, чем гуманитарный, так как, по словам коллег, на языковых уроках он больше затрудняется.

Ученик В всегда очень внимательный, ответственный, сосредоточенный на уроке, не отвлекается, делает необходимые записи и выполняет все предложенные задания, в том числе и домашние. Однако не проявляет активность, не переспрашивает при непонятных ситуациях, поэтому не всегда верно выполняет задания. В групповых и парных заданиях предлагает свои варианты, но неуверенно. При презентации своих работ испытывает волнение, что мешает ему в устном выступлении. Кроме этого, есть индивидуальная особенность: при устном выступлении учащийся часто говорит невнятно, как будто задерживает дыхание, как при сильном волнении. Это мешает пониманию и поэтому одноклассники часто не слушают его. При всём своём внимательном и ответственном отношении к уроку, ученик слабо справляется с итоговыми заданиями. Ученику нужна была поддержка, также ситуация успеха и умение справляться с волнением.

Наблюдения за учеником на уроках коллег показали, что он не переспрашивает сам, не поднимает руку, чтобы позвать учителя, даже если возникает вопрос или проблема. Он сидит и ждёт, когда учитель подойдёт сам, вследствие чего может отстать от учеников или же сделать задание неверно. Поэтому для себя отметила, что нужно подходить к нему и объяснять дополнительно, вообще, всегда держать его в поле зрения, всячески поощрять при устных выступлениях, чтобы создать доброжелательную атмосферу. Также следует проконсультироваться с психологом, чтобы выявить природу его индивидуальной особенности.

Ученик А очень активный, при групповых работах берёт на себя ведущую роль, часто выступает в роли спикера, но не может полностью организовать работу группы, часто выполняя сам работу, предназначенную для всей группы, иногда допускает ошибки в речи. Ученик новый, пришёл в этом году, поэтому нужно повторить с ним некоторые грамматические темы, которые не изучались в его школе. Также ему следует донести важность командной работы и воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Кроме этого, со всеми учащимися следует регулярно проводить словарную работу для понимания смысла и более чёткого, правильного произношения.

Учащиеся не всегда могли сконцентрироваться на задании, часто отвлекались на посторонние темы, поэтому не успевали выполнить вовремя задания урока.

Данные трудности приводили к тому, что не все участвуют в работе с текстами, соответственно, не участвуют в интерпретации и анализе художественных произведений или других текстов. Это затрудняло и работу над самостоятельным составлением текстов: устных (выступления, презентации) и письменных (эссе, сочинения и другие виды творческого письма). Следовательно, учащиеся не могли в полной мере выразить свои мысли, проявить навыки эффективной коммуникации.

Для достижения цели исследования и решения задач, проанализировав опыт предыдущей практики, решили сделать акцент на создании благоприятной коллаборативной среды, используя разнообразные методы и формы групповой работы. Кроме этого, включили активные стратегии обучения для создания интереса к предмету и игровые упражнения для развития концентрации внимания.

Сотрудничество с учителями помогло выявить сильные стороны учеников на других уроках, что способствовало применению дополнительных подходов. Также новый взгляд со стороны коллег помог увидеть причины проблемы в другом ракурсе и подобрать соответствующие стратегии и методы. Было решено включить задания, учитывая дифференциацию в соответствии с уровнем восприятия учащихся, разнообразить активные методы и приёмы, при формировании групповых работ учитывать уровень восприятия, уровень достижений по предмету и индивидуальные особенности характера учащихся. Также нужно было включить распределение ролей внутри группы, чтобы каждый ученик выполнял свою функцию в работе команды. Кроме этого, важно было использование приёмов, способствующих чёткому соблюдению тайм-менеджмента на всех этапах урока.

В групповых или парных работах при одинаковом задании всегда составляла критерии оценивания для задания, но стала более тщательно распределять учащихся в группы, по интересам, индивидуальным особенностям, по уровню. Кроме этого, помогло распределение ролей в группах, создание вопроса или задания для каждого ученика отдельно в группах.

Эффективными были такие стратегии и приёмы как «Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Четвёртый лишний», «Игры индейцев» (описание картины по памяти). Различные виды чтения (чтение с пометами, осознанное чтение, чтение с заданиями) также способствовали развитию концентрации внимания. Кроме этого, учащихся заинтересовала работа в разных группах, их выбор на основе своих интересов. Например, для выполнения задания учащимся была дана возможность выбора своей позиции: художника, журналиста или историка. То есть анализ одного и того же текста, но с разной позиции, и здесь можно предложить учащимся любую роль: артиста, лингвиста и т. д. Это помогает анализировать текст с разных ракурсов и вызывает интерес учащихся, следовательно, повышает внимание к теме. Например, журналисты могут взять интервью у героя, раскрыв его внутреннее состояние, художники сделают его внешнее описание и описание характера, а историки могут выявить факты биографии, которые повлияли на становление его личности.

Также на развитие интереса к теме урока повлияло создание разнообразных заданий по теме, учащиеся должны были представить информацию по одной теме, но с разных позиций, например, история создания произведения, биография автора, связь с юнитом; и в разном формате: презентация, постер и диаграмма. Здесь опять-таки можно менять и формат, и форму в зависимости от задач урока и интереса учащихся.

Все эти методы и стратегии, помимо развития концентрации внимания, способствовали созданию интереса к темам и предмету вообще. В результат были отмечены следующие положительные моменты: повысилась в общем мотивация к обучению, учащиеся стали более ответственно относится к домашним заданиям, распределять работу в групповых заданиях, как в домашних, так и заданиях на уроке. Ученик С стал брать инициативу, проявляет ответственность в групповых заданиях, иногда берёт на себя роль лидера группы, распределяя роли внутри группы. Перестал боятся устных выступлений, чувствует себя намного уверенней. Кроме этого, при выполнении заданий на уроке, не отвлекается, а приступает сразу к выполнению и старается своевременно всё сделать. Конечно, предстоит ещё много работы по обогащению словаря, приучению к чтению и другой работы, но радует интерес к предмету и желание учиться.

Ученик В стал также более уверенным, повысилась успеваемость и нет большого волнения при устных выступлениях, хотя он также не проявляет большую активность в групповых заданиях, но это в силу индивидуальных черт характера. Он не боится устных выступлений и часто бывает в роли спикера от группы. Учащиеся с пониманием относятся к его особенности речи, не перебивают и не смеются при задержках и повторениях. В итоговой работе после дополнительного объяснения ученик показал более высокие результаты, чем раньше.

Ученик А также проявляет активность, самостоятельность, берёт на себя ведущую роль, справляется со всеми предложенными заданиями. Заметно, что он стал более ответственно относиться к совместной работе в групповых заданиях, оказывая поддержку членам своей команды. Но, думаю, что в этом исследовании мы были больше сфокусированы на менее мотивированных учениках и меньше времени уделяли самостоятельным ученикам, которые справляются с заданиями без помощи учителя. Поэтому следует продолжить работу по направлению «Обучение талантливых и одарённых» включая таких учащихся в управление учебной деятельностью в роли экспертов и способствуя развитию способностей учащихся.

Таким образом, применение активных методов обучения, создание ситуации успеха, тщательное деление на группы с учётом интересов учащихся, индивидуальные беседы по предмету способствовали повышению мотивации к учёбе в целом всего класса. Учащиеся стали активней работать на уроке, подходят во время перемены, чтобы обсудить какое-либо задание, стараются всегда выполнять домашние задания, распределяя работу между собой. В целом, результативней стала проходить групповая работа и улучшилась концентрации внимания.

Совместная работа с коллегами в рамках «Lesson study» показала, что работа по устранению проблем в определённом классе может быть эффективна при совместном планировании, анализе действий, а также при учёте индивидуальных особенностей каждого учащегося. Взгляд со стороны помогает учителю, а также и наблюдающему, содействует при рефлексии учителей и помогает корректировать деятельность учителя, подбирая эффективные стратегии и методы для развития успешности каждого учащегося.

На основе проведённого совместного исследования, мы ещё раз убедились, что ученики чувствуют внимательное отношение со стороны педагога и в ответ проявляют также внимательность и ответственность, поэтому важным фактором развития концентрации внимания и плодотворной работы на уроке является создание благоприятной среды, в которой учащимся интересно обучаться и взаимодействовать.

Литература:

  1. Купцова А. М., Зиятдинова Н. И., Зарипова Р. И., Зефиров Т. Л. (Казань 2017). Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Учебно-методическое пособие POSOBIE_VNIMANIE_1.PDF (kpfu.ru)
  2. Мальчишки и девчонки (23.07.2020) Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы. https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-kontsentrirovatsya-tehniki-i-priemy.html
  3. Pandaland (25.10.2021) Как повысить внимание и концентрацию у школьника. Развитие концентрации внимания у школьника — Как повысить внимание и концентрацию у школьника: методы повышения внимания на сайте Pandaland.kz
Основные термины (генерируются автоматически): задание, урок, учащийся, концентрация внимания, работа, ученик, развитие концентрации внимания, русский язык, учебный материал, эффективная коммуникация.


Похожие статьи

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания

Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы задани...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Похожие статьи

Применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку

Данная статья исследует важность и применение методов интерактивного взаимодействия в процессе обучения английскому языку учащихся начальных классов. Рассматриваются теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в контексте образования...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Рабочий лист на уроках физики и информатики как эффективный инструмент формирующего оценивания

Данная статья отражает результаты проведённого Action Research. Предлагается опыт эффективного использования рабочих листов для организации продуктивной самостоятельной работы учащихся на уроке. Исследование сфокусировано на разработку системы задани...

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования функциональной грамотности обучающихся

В статье автор приводит практические примеры использования современных образовательных технологий на уроках английского языка для формирования навыков функционального чтения как одного из компонентов функциональной грамотности.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии

В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.

Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в игровой деятельности через параллельную имитацию

Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Задать вопрос