Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Водопьянова, О. В. Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся» / О. В. Водопьянова, Э. М. Лютова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84065/ (дата обращения: 16.12.2024).



One forgets words as one forgets names. One’s vocabulary needs constant fertilizing or it will die .

Evelyn Waugh

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащимися в речи. Исследование урока было проведено в среднем звене Назарбаев Интеллектуальной школы города Петропавловск учителями английского языка. Целью исследования являлось выявления наиболее эффективной техники семантизации лексических единиц и их правильного употребления в речи на уроках английского языка в среднем звене. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что формирование и развитие словарного запаса учащихся среднего звена является основой для успешного овладения иностранным языком. Более того, освоение лексических единиц и их более качественное запоминание влияет на внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. В ходе исследования было выявлено, что выбранные техники семантизации имеют свои плюсы и минусы, и наиболее эффективны в сочетании друг с другом. Кроме того, при выборе техники семантизации, следует обращать внимание на ведущий канал восприятия учащегося.

Ключевые слова : lesson study, техники семантизации, лексический навык.

Введение

Словарный запас — это ключ к пониманию иноязычной речи и умению выражать свои мысли. Иными словами, словарный запас важен, потому что это основа всего языка. Это необработанные строительные блоки, которые мы можем использовать для выражения наших мыслей и идей, обмена информацией и понимания других. Задача учителя научить учащихся правильно пользоваться языком в его коммуникативной функции, применяя знания лексики, грамматики, фонетики, социокультурных норм в устной и письменной речи [3].

Поэтому, мы считаем, что тема «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся?» актуальна и важна. Лексический навык подразумевает автоматизированное действие по выбору лексической единицы соответствующий нормами сочетания с другими единицами в устной и письменной речи и контексту [2]. Исходя из вышеизложенного, лексические единицы должны быть не просто механически заучены, а усвоены таким образом, чтобы ученики могли использовать их в продуктивной речи в зависимости от контекста и речевой задачи. Один из способов прочного усвоения лексики на этапе введения лексического материала — семантизация иноязычных слов, т. е. раскрытие их значения. Беспереводные техники семантизации иноязычных слов позволяют использовать и развивать зрительный, артикуляционный и акустический каналы восприятия и осмысления информации. К беспереводным способам относят: раскрытие значения слова с помощью дефиниций, использование наглядности, контекста, синонимов и антонимов, указание на словообразовательную ценность слова, через обобщение (группировка слов по классу или группе) [1].

Актуальность данной проблемы обуславливается еще тем, что освоение лексических единиц и их более качественное запоминание влияет на внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. Нехватка словарного запаса учащихся вызывает чувство неуверенности и нежелание говорить на иностранном языке. Следовательно, учителю следует уделить особенно пристальное внимание повышению эффективности формирования лексических навыков на уроке иностранного языка. Поэтому появилась необходимость в выявлении наиболее эффективной техники семантизации лексического материала для преодоления психологического барьера учащихся и повышения уровня овладения языковыми единицами.

Основная часть

В своем исследовании мы выбрали три техники семантизации, раскрытие значения слова с помощью дефиниций, раскрытие значения слов по сопровождающим средствам наглядности, создающим в памяти языковой образ слова и раскрытие значения слова с использованием известных способов словообразования. Во время наблюдения выделили фокус группу, состоящую из трех учащихся: Студент А — не возникает проблемы с запоминанием и употребление нового лексического материала ни с одной техникой, студент Б — успешен в зависимости от изучаемого материала и выбранной техники семантизации и студент С — низкий уровень овладения и употребления лексического материала независимо от примененной техники семантизации.

Целью исследования является выявления наиболее эффективной техники семантизации лексических единиц и их правильного употребления в речи на уроках английского языка в среднем звене.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— изучить существующие техники семантизации подходящие для учащихся среднего звена, которые в дальнейшем будут апробироваться и применяться на уроках;

— определить фокус группу учащихся для наблюдения;

— планировать и адаптировать уроки к проведению Lesson Study, в ходе которых будут применены отобранные техники семантизации;

— проводить Lesson Study и вести наблюдение за учащимися разного уровня владения английским языком, акцентируя особое внимание на обучении и развитии фокус группы;

— провести короткое интервью с целью выявления отношения фокус группы к применяемым на уроках техникам семантизации;

— проанализировать аудио запись интервью фокус группы и данные полученные в ходе наблюдения уроков в рамках Lesson Study;

— подвести итоги и использовать полученные достижения в педагогической практике и поделиться результатами исследования с коллегами.

Объектом исследования стало активное использование учащимися новых лексических единиц и их уместность в речевом контексте.

Проведенное исследование позволило выявить следующее:

В средней школе студента А не столкнулся с трудностями в понимании и использовании новой лексики вне зависимости от предложенной техники семантизации. Однако, студент А считает, что техника семантизации с использованием контекстуального запоминания слов является наиболее эффективной так как дает возможность изучить употребление данной лексической единицы в контексте тем самым облегчая ее использования в своей речи.

Студент Б показал хороший уровень понимания значения слов при использовании всех трех техник, но у него возникали трудности в употреблении некоторых слов в речи, которые вводились учителем c помощью визуализации (раскрытие значения слов по сопровождающим средствам наглядности).

У студента С возникли сложности с пониманием слова в контексте вследствие ограниченного словарного запаса. Последний респондент отмечает технику раскрытия значения слов по сопровождающим средствам наглядности как наиболее эффективную так как данный метод не составляет трудности в понимании значения слова. Касаемо употребления лексических единиц в речи для студента С было сложно воспроизводить изученные лексические единицы в правильном контексте и возникали ошибки в произношении.

Выводы

В результате исследования было выявлено что наиболее эффективной техникой семантизации для понимания значения слова является техника раскрытия значения слов по сопровождающим средствам наглядности. Однако следует учитывать особенности восприятия и переработки информации учащимися (визуал, аудиал, кинестетик, дискрет). Это важно так как некоторым учащимся сложно соотнести и понять визуальный образ слова и его значение.

Касаемо употребления лексических единиц в речи, наиболее эффективной техникой семантизации является метод использования контекстуального запоминания слов. Данный способ семантизации предполагает достаточно хороший уровень словарного запаса и владения языком у обучающихся. В ходе исследования было вывялено, что данный метод позволяет не только развивать у учащихся навыки языковой догадки, но и позволяет осмыслить употребление слова в контексте. Немаловажно учителю при подборе заданий следует учитывать, что контекст употребления слова должен быть понятным, легко выводимым и соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Как показало исследование раскрытие значения слова с помощью дефиниций может вызвать трудности у учащихся с ограниченным словарным запасом, более того, этот метод эффективен в распознании значения лексической единицы. Однако, учащиеся затрудняются в употреблении слова в контексте, так как не дается пример использования лексической единицы в речи. Как следствие того, что слова звучат вне контекста, изолированно, этот метод мало эффективен на этапе формирования лексических навыков.

Рекомендации для учителей иностранного языка:

— сочетать различные техники семантизации лексических единиц для наиболее успешного осмысления и использования новой лексики в речи;

— провести диагностику репрезентативной системы ведущего канала восприятия у учащихся, что позволит подобрать наиболее эффективную технику семантизации для каждого учащегося;

— соблюдать преемственность в обучении, подбирать и адаптировать аутентичный материал в соответствии с уровнем учащихся и их возрастными особенностями.

Литература:

  1. Айдарова, С. Х., Гарипова, В. А., Гиниятуллина, Л. М., & Гарипова, Л. Р. (2013). Переводный и беспереводный способы семантизации лексики при изучении татарского языка. Вестник Казанского технологического университета, 16(1).
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  3. Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. А. Бочарникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 130–132. — URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 12.08.2021).
  4. Леонтьева Т. П. Методика преподавания иностранного языка. — К.: Высшая школа, 2015. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективная техника, иностранный язык, раскрытие значения слова, английский язык, единица, лексическая единица, лексический материал, сопровождающее средство наглядности, учащийся, правильное употребление.


Ключевые слова

lesson study, техники семантизации, лексический навык

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Эффективные приемы обучения говорению при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматривается такой важный аспект эффективной подготовки учеников старшей школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как обучение говорению. В частности, изучена структура устной части экзамена, выделены наиболее часто встречающиеся ошибки ср...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Эффективные приемы обучения говорению при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматривается такой важный аспект эффективной подготовки учеников старшей школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как обучение говорению. В частности, изучена структура устной части экзамена, выделены наиболее часто встречающиеся ошибки ср...

Эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках

В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в шко...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Задать вопрос