На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения, планирование уроков, наблюдение того, как это работает на практике. Работа в небольших группах с учителями разных дисциплин позволяет пересмотреть подходы с целью улучшения навыков учащихся и для совершенствования практики учителя.
Нами, учителями языковых предметов, было решено создать творческую группу для проведения исследования в 7-м классе. На первом заседании в ходе совместного обсуждения была определена фокус-группа, состоящая из 3 учащихся.
Таблица 1
Ученик А (с высокой мотивацией) |
Ученик В (со средними способностями) |
Ученик С (с низкой мотивацией) |
-принимает активное участие на всех этапах урока; - берет на себя роль лидера в группе; - творчески подходит к выполнению заданий как во время индивидуальной, так и при групповой работе; - свободно высказывает свои мысли по теме. |
- принимает участие в работе группы; - самостоятельно выполняет предложенные задания; - может взять на себя инициативу; - свободно рассуждает по теме урока. |
- отвлекается во время совместной работы в группе; - нуждается в поддержке учителя; - часто неактивен, невнимателен; - не сформирован навык говорения на казахском языке, не может свободно выразить свою мысль. |
Целью нашего исследования стало выявление наиболее эффективных приемов для развития речемыслительной деятельности у учащихся 7 «В» класса.
Задачи исследования:
- изучить работы педагогов и исследователей по изучаемой проблеме;
- использовать для развития устной речи учащихся различные приемы и техники;
- выбрать наиболее эффективные стратегии и приемы для развития речевой активности учащихся на уроках языковых предметов: на первом, на втором и на иностранном языке.
Актуальность:
Говорение – многоаспектное и сложное явление. Оно выполняет функцию средства общения между людьми. Являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с ориентиром на него.
Методология: наблюдение, опрос, обратная связь (как от учителя, так и от ученика), результаты формативного и суммативного оценивания, фотосъемка.
В ходе проведения исследования были запрошены результаты психологических тестов у психологической службы школы, которые в дальнейшем были использованы для применения тех или иных техник для улучшения навыков учащихся.
Таблица 2
Характеристика учащегося |
Ученик А |
Ученик В |
Ученик С |
Тип интеллекта по Гарднеру |
логико-математический; пространственный; межличностный; внутриличностный. |
логико-математический; пространственный; музыкальный; межличностный; внутриличностный. |
логико-математический; пространственный; двигательный; музыкальный; межличностный |
Тип мышления по Кольбу |
Деятель -4; Теоретик -7; Рефлексирующий - 9; Прагматик -8. |
Деятель -7; Теоретик -7; Рефлексирующий - 10; Прагматик -5 |
Деятель -7; Теоретик -5; Рефлексирующий - 5; Прагматик -6. |
Тип мышления по Брунеру |
образное мышление |
знаковое мышление |
знаковое мышление |
Уровень креативности (Высокий, Средний, Низкий) |
высокий |
высокий |
средний |
Предпочитаемая форма работы на уроке: индив., парная, групповая |
индивидуально |
в паре |
в группе |
С помощью каких видов деятельности вы лучше понимаете урок? |
решать задачки и искать ответы, выступать объяснять одноклассникам, исследовать и находить ответы |
решать задачки и искать ответы, делать постеры, придумывать что-то новое, исследовать и находить ответы |
работать в Интернете, делать постеры, выступать объяснять одноклассникам |
В рамках исследования было проведено 6 уроков (1 урок английского языка, 2 урока казахского языка и 3 урока русского языка). В связи с сложившимися обстоятельствами исследование было продолжено только на уроках казахского и русского языков. На уроках применялись различные приемы и стратегии в ходе индивидуальной, парной и групповой работы.
На развитие тех или иных навыков учащихся влияет ряд факторов, среди которых стоит отметить психологический климат в классе, совместимость с членами группы. Очень важно создавать для учащегося ситуацию успешности, позволить ему быть в роли спикера, в роли оценивающего, а также оказать поддержку. В качестве поддержки применялись карточки с вопросами, с пунктами плана, предлагался шаблон для построения высказывания в виде сложноподчинённого предложения, составные союзы, предлоги для аргументации своего мнения. Одним из успешных и эффективных приемов, способствующих развитию не только устной речи, но и письменной является использование ПОПС-формулы. Самостоятельный поиск информации из различных источников также совершенствует речевые навыки учащихся. В ходе наблюдения за деятельностью учащихся выяснилось:
Ученик В активно работает на всех этапах урока, свободно выражает свои мысли, может не соглашаться с мнениями других учащихся и доказывать свою позицию как на уроках русского, так и казахского языка;
Ученик А также активно работает и в группе и в паре, но не всегда может отстаивать свою позицию;
Ученик С активно работает в группе, но часто его активность зависит от настроения; для свободного выражения своих мыслей на уроках казахского языка не хватает словарного запаса. Во время индивидуальной работы с заданиями справляется достаточно быстро (в силу особенностей характера и типа темперамента), но часто поверхностно, не углубляясь в суть задания.
Ученика В по наблюдениям в ряде уроков было решено определить как ученика А.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: на развитие навыка говорения влияет создание благоприятных условий для усвоения материала (психологического климата в классе) и варьирование различными приемами и стратегиями, среди которых следует выделить несколько: стратегия «Углы», которая позволяет выражать участникам свое мнение, приводя аргументы, опираясь на данные, на факты, полученные во время изучения темы и с опорой на жизненный опыт. В ходе работы ученику С также удалось выразить свое отношение к проблеме отсутствия свободного времени у современного человека. Учащиеся А и В свободно высказывались, приводя в качестве аргументов приемы и стратегии правильного распределения времени для овладения тайм-менеджментом. «ПОПС-формула» – это один из универсальных способов, который легко применяется на различных уроках гуманитарного и естественно-математического направления. Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с аргументами и соответствующими выводами по поднимаемой проблеме. «Кубик Блума». Начала вопросительных предложений, которые написаны на гранях кубика, помогают учащимся высказаться по теме, при этом не повторяться и рассмотреть проблему со всех сторон. Результаты суммативного оценивания за раздел и за четверть по навыку говорения свидетельствуют об эффективности применяемых способов.