В рамках психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 7-х классов, каждый год психологической службой планируется ряд мероприятий по созданию благоприятных условий нахождения каждого учащегося, развития сплоченности и эмоционального комфорта в классе. Анализ работы за 2013-2015 годы показал, что тяжелее всего адаптироваться учащимся, проживающим в интернате, так как изменяется ситуация привычного образа жизни и окружения. Психологическая служба ведет журнал запросов и журнал консультаций. За 2014-2015 учебный год было проведено 332 консультации, из них 271 с учащимися. Один из часто встречаемых поводов обращений учащихся – это взаимоотношения с окружением (сверстники, семья, значимые взрослые) – 54% обращений, возможно, это связано с дефицитом конструктивных, коммуникативных умений и навыков, индивидуальными особенностями.
Работая с учащимися по программе адаптации, было выявлена группа учащихся, у которых возникали трудности в построении эффективных коммуникаций, а как следствие сложности в адаптации. С целью решения трудностей адаптации, кроме реализации программы адаптации, мы решили сделать акцент на развитие коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате. Коммуникативные умения и навыки выделены нами как основополагающие критерии успешной адаптации и в дальнейшем обучения и взаимодействия с окружающими.
Цель данного исследования – способствовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, проживающих в интернате в рамках психологического сопровождения процесса адаптации и успешной социализации.
Планируя работу с анализа литературы и подбора способа решения проблемы, мы остановились на теоретических представлениях Леонтьева А.А. о структуре психологии общения и аспектов развития социальных навыков. Развитие коммуникативных навыков – актуальная тема многих исследований и изучалась в разных аспектах, но в рамках интеллектуальных школ этот вопрос имеет практическую значимость, так как в нашей школе новая образовательная программа, а также условия проживания в интернате. В корректировке тематики исследования и обсуждение этапов работы и ожидаемых результатов мы консультировались с Исабековой Б. и Сегизбаевым Д.Е.
Изучая литературу, мы ознакомились с разными способами решения данной проблемы: тимбилдинг, тренинги, классные часы, дискуссии, дебаты, тематические встречи, индивидуальная развивающая работа с учащимся. В формате работы нашей школы и в рамках работы психолого-педагогической службы групповые занятия, беседы и консультации являются наиболее актуальными. Благодаря данным форматам работы создаются условия для развития и анализа собственных коммуникативных навыков. Реализуя решение проблемы, были разработаны тренинговые занятия, в составлении которых мы использовали учебные пособия Кружковой О.В., Сидоренко Е.В., Осиповой А.А., интернет ресурсы trepsy.net , http://azps.ru/, а также внедрение опыта по программе повышения квалификации «Управление конфликтами и стрессами в условиях педагогического процесса в школе» Для учащихся, проживающих в интернате – класс является условием развития и обучения, в силу этого формировать эффективные коммуникативные навыки у данной категории учащихся необходимо в рамках общения внутри класса.
С начала учебного года с учащимся 7-х классов были проведены тренинговые занятия на сплочение и создание благоприятной атмосферы в классе. Практикуя различные формы работы, в первой четверти проводились занятия с 2-3 классами одновременно, с целью вовлечения учащихся в ситуацию взаимодействия не только внутри класса, но и между классами.
В начале второй четверти проводились занятия с каждым классом, по результатам которых была проведена диагностика социально-психологической адаптации по методике Рождерса и Даймонда. Данная методика определяет уровень адаптации и те факторы, которые оказывают на нее влияние.
Ниже представлена таблица показателей адаптации учащихся 7-х классов.
Таблица 1
Интегральные показатели адаптации учащихся 7-х классов по уровням (%)
|
Адаптация |
Принятие других |
Интернациональность |
Самопринятие |
Эмоциональный комфорт |
Стремление к доминированию |
||||||||||||
уровень |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
выс |
сред |
низ |
7а |
40% |
60% |
0 |
65% |
35% |
0 |
65% |
35% |
0 |
80% |
20% |
0 |
50% |
45% |
5% |
15% |
70% |
15% |
7b |
60% |
40% |
0 |
70% |
30% |
0 |
70% |
30% |
0 |
95% |
5% |
0 |
55% |
40% |
5% |
0 |
70% |
30% |
7c |
61% |
38% |
0 |
66% |
33% |
0 |
66% |
33% |
0 |
88% |
22% |
0 |
66% |
33% |
0 |
27% |
67% |
5% |
7e |
80% |
20% |
0 |
90% |
10% |
0 |
70% |
30% |
0 |
95% |
5% |
0 |
65% |
35% |
0 |
0% |
65% |
35% |
7g |
55% |
45% |
0 |
45% |
50% |
5% |
70% |
30% |
0 |
80% |
15% |
5% |
40% |
55% |
5% |
25% |
60% |
15% |
7f |
53% |
47% |
0 |
65% |
35% |
0 |
82% |
17% |
0 |
94% |
6% |
0 |
76% |
17% |
6% |
0 |
82% |
17% |
Все 7-е к. |
58% |
41% |
0 |
67% |
32% |
0,80% |
71% |
29% |
0 |
88% |
11,6% |
0,80% |
58% |
37% |
3,50% |
11% |
69% |
19,5 |
Согласно таблице 99% учащихся 7-х классов принимают других, 95% учащихся считают школьную среду эмоционально комфортной, что в целом может говорить о благоприятных тенденциях адаптации к новой школьной системе, учителям, одноклассникам. Ожидаемые результаты программы адаптации достигнуты, так как, большинство учащихся адаптировались к новым условиям обучения.
Однако в каждом классе есть учащиеся, у которых, согласно проведенной диагностике, а также по результатам наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью, есть трудности в принятии других и испытывающие эмоциональный дискомфорт (5%).
В рамках планирования этапов исследования мы обозначили работу во всех направлениях.
1 направление – работа с классом.
Тренинг «Эффективные коммуникации» в течение второй и третьей четвертях.
2 направление – взаимодействие участников, проживающих в интернате друг с другом.
3 направление – индивидуальные развивающая работа с учащимися.
В течение учебного года проводились тренинговые занятия, профилактические беседы, индивидуальные и групповые консультации, цель которых – развитие навыков взаимодействия с разными группами учащихся (по возрастам, по полу, по интересам, учитель-ученик). Было проведены: 4 тренинговых занятия, 2 профилактические беседы.
Проводя анализ нашего исследования и полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности социальных навыков ступенчатый и у каждого учащегося различный, какие-то из них учащийся использует в повседневной жизни, а другие даются ему с трудом. Это способствовало рассмотрению уровня коммуникативных навыков как модели социального поведения и планированию дальнейшей деятельности:
- Изучение существующих моделей социального поведения.
- Подборка диагностического инструментария с выделением критериев достаточного уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся нашей школы.
- Диагностика уровня развития социальных навыков учащихся, проживающих в интернате.