Литературный текст в современном информационном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Алимова, Н. Х. Литературный текст в современном информационном пространстве / Н. Х. Алимова, Г. А. Бахромова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100080/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы пытаются определить наилучший формат контакта читателя с литературным текстом путем выявления преимуществ и недостатков обеих сторон.

Ключевые слова : литературный текст, электронная книга, бумажные носители.

На современном этапе развития социума привычным стало наблюдать за людьми, читающими художественную литературу в электронном формате, используя различные гаджеты. Всего пару десятилетий назад книга существовала только в печатном формате, и никто не мог представить, к каким изменениям приведёт развитие информационных и коммуникационных технологий. Однако, в каком бы формате не была представлена художественная литература, в основе её всегда лежит литературный текст.

Что же представляет собой понятие «литературный текст»?

Для начала разберём понятие «текст». Текст (от латинского textus- «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это «письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» [2]. Литературный текст — это «текст, в котором автор отображает реальную действительность посредством литературного языка и художественных средств». Сходным понятием является художественный текст. Согласно мнению русского филолога Ю. М. Лотмана, это «всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию» [4]. Как уже было сказано выше, дигитализированная литература приобретает всё большую известность среди людей и это, прежде всего, связано с интернетом, который на данный момент является глобальным информационным полем для обмена данных. Первые попытки трансформирования текста в целом, были сделаны американским писателем и основоположником цифровых книг Майклом Стерном Хартом в 1971 году, когда он, будучи студентом, перенёс «Декларацию независимости США» на электронный носитель — компьютер Xerox Sigma V. С тех пор общество разделилось на два лагеря. Одна сторона пренебрежительно относится к электронным книгам и считает, что никакие ридеры не могут заменить «шелест страниц». Другая же уверена в том, что будущее — за электронными книгами. Далее мы попытаемся выявить положительные и отрицательные стороны обеих точек зрения и разобраться, что всё-таки лучше читать: бумажные или электронные книги.

Учёные выяснили, что печатные тексты лучше воспринимаются мозгом, в основном за счёт тактильных ощущений, с помощью которых читатели подсознательно «привязывают» понравившиеся цитаты к определённому месту на странице, тем самым, закрепляя текст в своей памяти. Многие утверждают, что печатная книга вызывает больше эмоций и вызывает желание её прочитать. А. Д. Гусельникова, рассуждая о процессе создания печатной продукции, делает следующие выводы: «Выпуск бумажной книги — длительный и трудоёмкий творческий процесс, в котором помимо автора задействована большая команда специалистов. Но результатом их работы становится настоящий объект искусства» [3]. Тем не менее, хранение книг, а также их перемещение может доставить читателю некоторые неудобства. Например, для того, чтобы иметь собственную библиотеку, нужно выделить достаточно места в квартире, которого у многих может и не быть, также некоторые книги объемные и тяжелые, что затрудняет их использование. Одним немаловажным недостатком бумажных носителей является необходимость в хорошем освещении. Читать книгу в дороге или в тёмное время суток становится затруднительно и вредно для глаз.

В отличие от печатных аналогов электронные носители имеют рад преимуществ, по мнению Меркурьевой М. А. «они относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается» [5]. Рассмотрим положительные качества электронного формата книг. Во-первых, любая книга находится от нас в пределах пятиминутной досягаемости. Это, в свою очередь, говорит о том, что перед нами открывается огромный выбор, и мы экономим время. Во-вторых, мы можем читать электронную литературу в любое время, в любом месте, так как ридеры производят небольших размеров, что позволяет носить их с собой. В-третьих, мы можем в любое время изменить шрифт и размер текста на тот, который нам удобен. И, наконец, основным преимуществом электронных книг является поддержание аудио/видео форматов. С помощью специальных приложений читатель может наслаждаться аудио/видео версиями книг, что очень удобно при обучении. Студенты Национального исследовательского университета МИЭТ Макарин Д. А. и Поташов В. Е. в исследовании «Тенденция развития электронных книг и электронных читателей», выдвигают гипотезу о том, что «технологии не будут стоять на месте, электронные читатели продолжат развиваться и улучшаться, вследствие чего мы, скорее всего, перейдём полностью на электронный формат текстов, а о бумажных изданиях будем только вспоминать» [6].

Английская пословица гласит: «У каждой монеты есть обратная сторона», и электронные книги не являются исключением. Современный исследователь Ю. А. Васерчук пишет: «Электронная книга в своём стремлении подражать бумажной кажется нелепой и ущербной: звуки-щелчки, напоминающие листание страниц в бумажной книге, визуальная имитация перелистывающихся страничек и прочие аспекты «дизайнерских приколов» кажутся наивными и примитивными. В них чувствуется дурной вкус» [1]. К тому же, каким бы удобным не казалось информационное пространство, оно является неустойчивым и существует риск потери ваших данных. Кроме того, электронные книги не дают ярких эмоций, которые мы испытываем при чтении печатных книг, в основном из-за отсутствия тактильных ощущений. Значительным недостатком пользования электронными книгами является вред для здоровья. Британские офтальмологи провели исследование и выявили, что экраны портят зрение из-за спектра света и силы излучения. Более того, длительный контакт с экраном вызывает заболевания, связанные с сухостью глаз.

Таким образом, очевидно, что на текущий момент однозначного мнения о лучшей форме литературного текста не сложилось. Каждый читатель сам выбирает лучший и удобный формат знакомства с литературным произведением.

Литература:

  1. Васерчук Ю. А. Электронная книга как альтернатива печатной продукции. Вестник МГУП имени Ивана Федорова. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», М.– 2012. № 9. С.17–26.
  2. Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста». Т. 1. — М., 1974. С. 67.
  3. Гусельникова А. Д. Причины и этапы перехода произведений сетевой литературы из интернета в бумажные книги. В сборнике: Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых — 2021. Cборник материалов конференции: в 2 томах. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»; сост. Ю. С. Кузнецова, Архангельск. -2021. С. 169–173.
  4. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература // Избранные статьи. Т. 1. — Таллинн, 1992. С. 203–216.
  5. Меркурьева М. А. Предпочтения молодежи в выборе бумажных или электронных книг в информационном обществе. В сборнике: инновационные подходы к работе с молодёжью. Сборник материалов II Профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью». Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет»; Под общей редакцией Н. Д. Бобковой. — Курган, 2015. С. 112–115.
  6. Макаркин Д. А., Поташов В. Е. Тенденция развития электронных книг и электронных читателей. В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции, Уфа–2017. С. 24–26.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, литературный текст, бумажная книга, художественная литература, читатель, Электронная книга.


Ключевые слова

электронная книга, литературный текст, бумажные носители

Похожие статьи

Проблематика переводов комиксов и графических романов в России путем сравнения оригинальных и переводных изданий

В статье на конкретных примерах рассматриваются основные проблемы перевода комиксов и графических романов в России, а также приводятся исторические предпосылки этих проблем и предлагаются возможные пути их решения.

Языковые средства создания образа культуры России в современных англоязычных СМИ

В статье авторы рассматривают лингвистические средства создания образа культуры России в англоязычных СМИ. В качестве источников для анализа взяты статьи из интернет-версий крупнейших американских и британских изданий.

Колонка как журналистский жанр

В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Роль читательской грамотности во ФГОС третьего поколения

В статье автор рассматривает роль читательской грамотности в процессе реализации ФГОС третьего поколения.

Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся

В статье авторы пытаются определить каналы связи творчества детских писателей и окружающей реальности.

Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы

Статья посвящена изучению и описанию опыта использования рэп-текстов в литературном образовании. На примере творчества представителей «интеллектуального рэпа» представлены элементы интертекстуального анализа, историко-культурного комментария, работа ...

Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ

В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Похожие статьи

Проблематика переводов комиксов и графических романов в России путем сравнения оригинальных и переводных изданий

В статье на конкретных примерах рассматриваются основные проблемы перевода комиксов и графических романов в России, а также приводятся исторические предпосылки этих проблем и предлагаются возможные пути их решения.

Языковые средства создания образа культуры России в современных англоязычных СМИ

В статье авторы рассматривают лингвистические средства создания образа культуры России в англоязычных СМИ. В качестве источников для анализа взяты статьи из интернет-версий крупнейших американских и британских изданий.

Колонка как журналистский жанр

В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Роль читательской грамотности во ФГОС третьего поколения

В статье автор рассматривает роль читательской грамотности в процессе реализации ФГОС третьего поколения.

Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся

В статье авторы пытаются определить каналы связи творчества детских писателей и окружающей реальности.

Возможности изучения русскоязычных рэп-текстов в школе на уроках литературы

Статья посвящена изучению и описанию опыта использования рэп-текстов в литературном образовании. На примере творчества представителей «интеллектуального рэпа» представлены элементы интертекстуального анализа, историко-культурного комментария, работа ...

Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ

В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Задать вопрос