В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.
Ключевые слова: детская литература, дети, книга, игра.
Любят ли дети книги? Несомненно, маленькие дети очень любят слушать, как им читает воспитатель или родители и даже могут отвечать на вопросы по прочитанному, обсуждать поступки героев.
В настоящее время современные родители не очень-то и озабочены вопросом детской литературы. Поэтому многие дети и не знают таких «элементарных, даже знаменитых» сказок, как «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города», «Карлсон» и многих других. Современная детвора не знает какого цвета был шарик у Пятачка, который так хотел поздравить друга с днем рождения. Шарик был зелёный, но это не столь важно. Важен сам поступок героя этой замечательной сказки. Сюжет этой сказки говорит нам о том, что маленький Пятачок пришёл и поздравил ослика Иа с праздником, даже несмотря на то, что шарик лопнул, у ослика всё равно улучшилось настроение, про него и его праздник не забыли, вот это важно.
Как проводят свободное время современные дети? За компьютером или планшетом, пока родители заняты домашними делами. А потом мультики перед сном. И снова и снова родителям не до книжек. И так продолжается изо дня в день. Редко можно найти семью, которая по вечерам собирается за чтением детской литературы своему ребёнку.
А в литературных произведениях тем временем описаны поступки героев, положительные и отрицательные, которые бы помогли в воспитании. Глядя на поступок героя, ребёнок понимает плохо это или хорошо. Может представить себя в его роли, и если этот поступок не очень хороший, то малыш не совершит его в жизни. Дети учатся на поступках героев.
Конечно, в детском саду и в школе дети знакомятся с детской литературой, но зачастую не умеют слушать педагога. Те ребята, которые сидят рядом с воспитателем или учителем — слушают, а те, кто сидит на задних рядах — начинают болтать между собой. А ведь именно чтение помогает воспитывать такие качества личности, как усидчивость, любознательность, умение слушать и слышать, учиться на поступках других.
Что же нужно сделать родителям, чтобы подружить ребенка с книгой?
Научить ребенка читать — трудно, но стократ труднее научить его любить книгу и стремиться к самостоятельному чтению. Для достижения этой цели придется потратить немало времени и сил, иногда отступая, иногда начиная все сначала и никогда не отчаиваясь. Пусть в этом нелегком деле вас поддержит мысль о том, насколько проще будет ему овладевать школьной премудростью, не тратя сил на унылое принуждение себя к тому, чтобы просто взять в руки книгу, тщетно пытаясь подавить зевоту.
Раннее обучение чтению имеет смысл только в том случае, если, научившись читать, ребенок потянется к книге, полюбит ее. Тогда к школе он подойдет, имея уже достаточный кругозор, развитую любознательность и привычку к ежедневному чтению; сам процесс из изнурительного труда превращается в увлекательное путешествие в мир знаний [3]
Игра — важнейший элемент психического и интеллектуального развития ребенка, без которого полноценный рост личности сомнителен. Но почему бы не связать игру и чтение, тем более что и то, и другое легко осуществить в семье, без привлечения иных кроме родителей, кровно заинтересованных в развитии своих детей [2].
Чтобы привлечь внимание детей к художественной литературе и воспитать любовь к книге, мы предлагаем использовать технологию «Сторисек».
ИДЕЯ сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или учителей.
Данный метод был разработан Нейлом Гриффитсом в 1994 году. Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на ребёнка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс создаёт игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио. Им написано более двадцати художественных детских книг, а его книги для взрослых уже начали переводить на русский язык. Первые из них — «Предательство в Неаполе» и «Культя». Нейл Гриффитс получил ряд престижных премий — Authors' Club Best First Novel Award за лучший дебютный роман, британскую литературную премию Costa (до 2006 года — Уитбредовская премия) за лучший роман года и премию «Валлийская книга-2004» [4].
По мнению автора, на начальном этапе обучения чтению, дети ещё не могут читать быстро, выразительно и эмоционально, поэтому много читать вслух им должны взрослые. Необходимо увлечь ребенка, заинтересовать его книгой, воспитать желание слушать.
Основная цель «Сторисека» — разноуровневый и разносторонний подход к книге, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения [1].
Задачи «Сторисека» :
— чтение хороших книг
— расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса
— развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков
— стимулирование интереса к книге.
«Storysack» в переводе с английского язык, означает «мешок историй» . Это настоящий мешок (можно заменить чемоданом или красочной коробкой), внутри которого находятся следующие компоненты:
— художественная книга,
— мягкие игрушки или игрушки для театрализованной деятельности и реквизиты к книге,
— энциклопедия,
— аудиокнига или аудиозапись на флэш-накопителе,
— DVD диск,
— речевые игры,
— «шпаргалки» для родителей.
Мы собрали «чемодан историй» по сказке В. Г. Сутеева «Дядя Миша» .
По нашему мнению, рассказы и сказки В. Г. Сутеева отлично подходят для этой цели, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное, разыграть театрализованное представление.
В процессе работы мы выделили следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий.
На подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:
— Подбор книг и иллюстраций по сказкам В. Г. Сутеева.
— Беседы с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора В. Г. Сутеева.
— Подборка компонентов сторисека: изготовление мешка, героев для театра, атрибутов для инсценировки, подбор аудиокниги и видеозаписи мультфильма, разработка шпаргалок для родителей.
— Были подготовлены консультации для родителей о важности чтения и рекомендации по организации процесса чтения дома.
На основном этапе работы мы презентовали детям готовый сторисек по сказке В. Г. Сутеева «Дядя Миша». Дети с восторгом и интересом рассматривали содержимое мешка.
Классический вариант сторисека обязательно включает в себя варианты речевых игр, задачами которых должны стать: расширение кругозора, активизация словарного запаса, навыков осмысленного чтения, развитие связной речи. Все игры должны быть соотнесены с книгой [1].
Нами были изготовлены и подобраны следующие речевые игры:
- Игра «Чьи уши, чей хвост»
Цель: Формирование лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, медвежий хвост; лисьи, заячьи, медвежьи, волчьи уши)
2. Игра «Крокодил»
Цель: обобщить знания и представления ребенка о прочитанной сказке, активизировать и развивать ассоциативное мышление. Задание. С помощью мимики изобрази героев сказки «Дядя Миша»
3. Игра «Кто я такой?»
Цель: Развивать зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, внимание, память.
Игра способствует развитию речи и аналитических способностей при помощи использования правильных вопросов и верно построенных логических связей. (ребёнку одевают маску с изображением животного. Ребёнок задаёт вопросы участникам с использованием глаголов, прилагательных (например: Я мохнатый? Я умею прыгать по веткам?) с целью угадать, кто же из животных изображён на маске).
4. Игра «Кто, что любит»
Цель: развивать умение классифицировать при распределении продуктов между героями сказки, опираясь на их предпочтения (Зайчик любит морковку, ёжик любит грибы, белочка — орешки и т д).
5. Игра «Домино»
Цель: закрепить знания детей о разных животных и птицах; правильно их называть и подбирать парные изображения: лиса, собака, кошка, медведь и другие знакомые детям животные и птицы. (Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.)
На занятии дети изготовили коллаж «Урожай для Дяди Миши». Совместно с воспитателем они пересказали сказку и решили собрать всё то, что так и не смог собрать Дядя Миша.
Мы показали детям мультфильм, снятый по одноименной сказке. После просмотра мультфильма мы с ребятами задумались над таким вопросом: «Почему же медведь остался с пустыми лапами?»
Уточнить знания детей о животных, птицах нам помогла энциклопедия, входящая в состав сторисека.
Кульминационным моментом нашей работы стала игра-драматизация сказки «Дядя Миша» с использованием театральных масок и атрибутов, необходимых героям. Дети удивительно реалистично сыграли свои роли: меняли тембр, высоту голоса и интонацию.
По нашему мнению, использование знакомых сказок для театрализованной деятельности, позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
На завершающем этапе работы мы презентовали готовый сторисек педагогам в рамках мастер-класса «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре посредством технологии «storysack», рассказали о возможностях использования проектного метода «storysack» в условиях ДОО.
Знакомя детей с произведением по методу «storysack» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанники могут оформить свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.
«Storysack» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.
Литература:
- Бедердинова, М. В. Применение проектного метода «STORYSACK» в работе с детьми по развитию речи / М. В. Бедердинова, Н. С. Бессонова, Н. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Дошкольник.рф. — 2021. — № 20(191). — С. 35.
- Глебова, С. Воспитание читателя. Практические методы / С. Глебова, А. Кашкаров, Е. Филиппова. —: АВТОР, 2015. — 180 c. — Текст: непосредственный.
- Кашкаров, А. Как приохотить ребенка к чтению / А. Кашкаров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014. — 80 c. — Текст: непосредственный.
- Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «SNORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав. — Текст: непосредственный // Библиотечное дело. — 2008. — № 23. — С. 41–43.