Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

Филология, лингвистика
24.03.2024
37
Поделиться
Библиографическое описание
Полякова, О. М. «Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры / О. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112252/.


В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углублённого изучения произведений писателей XIX века.

Ключевые слова: Петербург, миф, Достоевский, Гоголь, город, символ, пространство, герой, социальный тип, русская культура.

Топонимика Петербурга, его история и мифология занимают особенное место в формировании и интерпретации понятия «Петербургский» текст, формулировку которого в 20 веке обозначил Владимир Николаевич Топоров, советский и российский лингвист, филолог. По мнению учёного, этот город невозможно представить без определенных «субстратов», регламентирующих систему передачи информации о городе в тексте.

Так, например, в стихотворении «Петербург» Иннокентия Анненского прослеживается идея о предопределенности статуса мрачного города ещё с тех времен, когда Петр Великий возвел город в месте непроходимых топких болот. Мысль о том, что человек, рождаясь в этом городе или попадая в него, становится своего рода сопричастным с мифом о происхождении Петербурга. Следовательно, ему предстоит пронести через свою жизнь судьбу этого города — мрачного, серого, созданного для того, чтобы находиться в вечной борьбе со стихией. Об этом свидетельствуют строки:

«Я не знаю, где вы и где мы

Только знаю, что крепко мы слиты…

Вместо сказки в прошедшем у нас

Только камни да страшные были…

Только камни из мерзлых пустынь

Да сознанье проклятой ошибки…».

Еще в 19 веке Александр Сергеевич Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник» обозначил ключевую идею создания этого города Петром Великим:

«Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…»

В этих же строках прослеживается мысль о пророческой предопределенности судьбы города: сама природа захотела, чтобы город возник в местах влажных и мрачных. Здесь, в своем роде, возникает вызов природе: сможет ли человек победить «натуру», усмирить стихию и стать полновластным хозяином в том месте, где пожелает. С одной стороны, да, мы видим вымощенные булыжником мостовые, европейские корабли в портах города, развитие экономических и торговых отношений, но с другой стороны — страдания простого народа. Бедный юноша Евгений из той же поэмы сходит с ума, узнав, что его возлюбленная Параша погибла во время очередного сурового наводнения…

Климатическо-метеорологический аспект «Петербургского текста» находит яркое отражение в полифоническом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Читатель узнает, что в особенно подавленном настроении Родион Романович Раскольников находился именно в июле. Почему именно летом? Как известно, это время года связано с высокой влажностью и духотой. Система канализации города не была налажена настолько хорошо, чтобы неприятный запах уличных нечистот мог быть полностью уничтожен. Жара способствовала усилению неприятных запахов в воздухе. Из другого романа 19 века «Обломов» Ивана Александровича Гончарова становится известно, что уже в начале мая дворяне и аристократы покидали Петербург и выезжали на дачи в Павловск и Петергоф, где отдыхали на свежем воздухе вдали от города. В столице оставались люди, которые не могли себе позволить выехать из душного города из-за отсутствия средств и положения. В такой же ситуации оказывается и герой романа Достоевского — бедный бывший студент Раскольников. Он, как и другие оставшиеся жители, погружается в сырость и влажность города. Вокруг себя он видит пьяных из трактиров, пытающихся высказаться против социальной несправедливости, торговок на Сенной площади, встречает Мармеладова и знакомится с его семьей, узнает историю судьбы Сони Мармеладовой…

Стоит отметить, что изображение социальных слоев населения становится одним из значимых аспектов формирования «Петербургского текста». Так, например, общество салона Анны Павловны Шерер в романе-эпопее «Война и мир» отождествляется с людьми, которые посещают подобные вечера исключительно из корыстных побуждений: хозяйка приглашает именитых гостей, которых подает окружающим, как хороший кусок мяса в ресторане. Княгиня Друбецкая приезжает на раут с единственной целью: поговорить с князем Василием Курагиным о возможном устройстве ее сына Бориса в хороший и перспективный полк в армии. Она не лишает себя возможности напомнить собеседнику о его долге перед ее семьей: когда-то отец Друбецкой способствовал продвижению Курагина по карьерной лестнице. Все гости, исполнив ритуал формальности, а именно: поздоровавшись со старой тетушкой при входе в залу, чтобы в продолжение вечера не возвращаться к ней, расходятся по парам и группам с целью получить выгодные для себя ответы и предложения. Элен Курагину автор сравнивает с мраморной статуей, которая очаровывает окружающих своей телесной красотой. Толстой подчеркивает, что за античным величием тела скрывается глупость и отсутствие духовной организации внутреннего мира.

В этом же произведении Лев Николаевич противопоставляет Петербургу еще одну столицу — Москву. Контраст прослеживается в тот момент, когда Пьер по просьбе супруги уезжает из светской северной Пальмиры и переезжает в дом отца — графа Безухова в Москве. Он очарован тишиной города, на него действует свет от теплящихся свечей под иконами, размеренность и радушие старушек, московских камергеров. Автор неоднократно замечает: в Петербург едут, чтобы получить чины и звания, выгодно устроить сына и дочь, а в Москву — за гостеприимством и семейным покоем. В этом городе, как отмечает Пьер, отставного государственного служащего ждут ужины в окружении друзей, вино и бесконечные принятия пищи, которые грозят потерей волос и зубов.

Если Сивцев Вражек в Москве умиротворят героев художественной литературы, то Невский проспект Петербурга в повестях Николая Васильевича Гоголя становится своего рода «артерией» города: с самого раннего утра на нем не останавливается движение. Сначала мы видим булочников и пекарей, официантов трактиров, расчищающих вход в помещение, слышим стук раскрывающихся лавочек и магазинов, затем видим нищих и немощных, побирающихся вдоль указанных зданий с надеждой на подаяние в виде вчерашних закусок богачей. Затем мы наблюдаем, как они медленно следуют к местам своего повседневного обитания: к папертям и богоугодным домам. К полудню на проспекте появляются богатые и обеспеченные граждане, государственные служащие, иностранные поданные. Стоит отметить, что особенностью в идентификации петербургских горожан авторы часто прибегают к портретным характеристикам героев через запоминающиеся детали. Так, например, мы видим спешащие по проспекту усы, котелки и калоши разных форм, размеров и качества. Родион Романович Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует по городу в старом изношенном костюме и в шляпе, которая, по его мнению, является весьма запоминающейся.

Также авторы многих произведений, которые можно отнести к «Петербургскому» тексту, связывают определенное место жительства в Петербурге с настроением его жителей. Так, например, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель» надевает новую шинель и следует по ней из одного пространства в другое: сначала он проходит через свой район, в котором нет освещения, на улицах грязно, а в глухих переулках орудуют грабители, затем он перемещается на улицы с витринами магазинов, газовыми фонарями и приветливыми прохожими. Стоит отметить, что похищение шинели происходит на родных улицах героя…

Связь между пространством города и эмоциональном состоянием героя мы наблюдаем в эпизоде, когда Раскольников пытается спрятать украденное у старухи-процентщицы. Куда бы он не пошел, кругом были люди: на берегу, на соседних улицах, во дворах и площадях. Эта особенность организации пространства связана с четким планом Петербурга: где бы ты не находился, везде просматривается город. Таким образом, в нем можно укрыться только в подворотнях, на чердаках и в подвалах.

Петербург стал символом русской культуры, отождествляющий город, построенный по воле и величию самой природы. Человек в этом городе вынужден выживать наперекор стихии и социальному различию. Многие не выносят этой борьбы и просто смиряются со своим положением, остаются в этом пространстве, потому что оно очаровывает величием, монументальностью и все той же роковой предопределенностью.

Литература:

  1. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / НГПУ, 2003.
  2. Мельгунов Н. А. Несколько слов о Москве и Петербурге / Сост. к.Г.Исупов.СПб., 2000.
  3. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. — СПб.: Искусство, 2003.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Петербург
миф
Достоевский
Гоголь
город
символ
пространство
герой
социальный тип
русская культура
Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 127-129):
Часть 2 (стр. 69-131)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 127-129стр. 131

Молодой учёный