Внутренняя колонизация России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Колиниченко, В. С. Внутренняя колонизация России / В. С. Колиниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 63-68. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99765/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье (творческом проекте по предмету история и обществознание) автор пытается раскрыть актуальное значение темы «Внутренняя колонизация России» через критику монографии А. М. Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России».

Ключевые слова: Россия, внутренняя колонизация, ориентализм, фашизм,эгалитаризм, белый человек.

У российской общественности термин «Внутренняя колонизация» (далее — «ВК») России вызывает некоторое смятение, неясность и отторжение. ВК всегда была и будет оставаться камнем преткновения для России в любом её состоянии. Мы можем понимать под ВК разное, но нельзя не согласиться с выводом великого русского историка Василия Ключевского о том, что «История России есть история страны, которая колонизируется» [1].

После 24.02.2022 года Россия переживает крайне тяжелый исторический период и поэтому, русскому народу надо, как никогда, собраться, и, вместе отстоять честь родины, заглянуть вглубь себя, и, наконец разобраться с проблемами прошлого. Может эти самые «проблемы» лишь навязанное нам мнение наших западных партнеров?

Актуальность и значимость темы творческого проекта обуславливается в частности тем, что в речи от «30» сентября 2022 Президента РФ В. В. Путина при подписании Договора о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России, слово, словосочетания и обороты слов с корнем «колония» или «колониальный» употребляются 18 раз [2].

Настоящая работа написана, с опорой на монографию Александра Марковича Эткинда, профессора русской литературы и истории культуры в Кембридже «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России» [3]. Хочу выразить огромную благодарность А. М. Эткинду за его неординарную работу и за возможность сформировать свою точку зрения, прежде всего на основе критики его позиции. Также хочу поблагодарить своего отца, который все время поддерживал меня и помогал с проектом.

Глава 1. «Внутренняя колонизация».

Предварительно заметим, что термины — колонизация, миграция и переселенчество сходны, и, в силу социального аспекта не могут быть математически точно определены, однако все они предполагают перемещение населения из одного региона в другой внутри страны или из одного государства в другое и связанное с этим государственное освоение территории.

Автор монографии [3] заявил цель — показать колонизацию России в историческом, культурном и политическом срезе, а также открыть политэкономию этого процесса и литературное его отражение.

А. Эткинд дает следующий тезис-определение понятие ВК — это «…метафора или механизм, который делает возможным изучение, сравнение Российской империи с другими колониальными империями прошлого» [3, с.9]. ВК России, в частности, охватывает все народы проживающие на территории империи, включая русский народ.

Для визуализации понятия колонизации А. Эткинд в презентации своей монографии [4] приводит следующую схему:

При этом, Эткинд поясняет, что колонизация имеет два направления:

а) внутреннее — это процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих свободных и окраинных земель собственной страны;

б) внешнее, предполагающее основание территорий (колоний) за пределами метрополии.

Другие исследователи аналогично различают колонизацию морскую (Карфаген, Испания, Франция, Англия и США) и континентальную (Эллинская, Римская, Византийская и Российская). Отмечая при этом, что за географическим отличием идет различный метод освоения территории, ведь главное, что и как будет потом. В морском случае — это строительство факторий, для грабительской торговли «бусами», а в континентальной — последовательное включение новых территорий в состав единого государства посредством материального и духовного развития местного населения, предоставления ему прав гражданина империи. Основоположником теории «морской мощи» является американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн (1840–1914). «Ключ к пониманию политики морских наций, по мнению Мэхэна, следует искать в трех срезах: в производстве продуктов, с необходимостью их обмена; в судоходстве для совершения этого обмена; в колониях, которые расширяют и облегчают операции судоходства». [5]. По Эткинду, Россия проводила колонизацию прежде всего внутреннюю, направленную на подчинение полиэтнического населения страны государственным интересам. Именно такая колонизация была «важнейшим предметом всей внутренней политики и экономики этой империи» [3, с. 91].

По Ключевскому же, «Центр в России находится на периферии». Под центром последний имел в виду Санкт-Петербург.

Автор выделяет три элемента классического колониального правления :

– культурная дистанция проявляется в различном уровне образования, развития техники и степени религиозности в отношен0ии традиционных религий. Культурная дистанция существует всегда, когда существует империя, но культурная дистанция нивелируется после распада империи и преображении ее в национальное государство;

– политическое доминирование — это военная сила и административная вертикальная структура, исключающие суверенность и закрепляющие имперское господство;

– экономическая эксплуатация — это сырьевые зависимости, интерес к природе (мех, нефть…), принуждение народов к труду (барщина, оброк…).

А. Эткинд считает, что «колонизация России больше походила на британскую колонизацию Америки»... [3, с. 386]. «На эту невыполнимую задачу их (англичан) толкало Бремя белого человека, или, применительно к элите Российской империи, Бремя бритого человека. Среди многих текстов русской литературы, открывающих уникальный доступ к пониманию этого бремени, — «Продукт природы» Николая Лескова. Автор вспоминает о том, как в молодости пытался спасти крестьян от телесного наказания, которое им назначил местный исправник за попытку побега. Но этот полицейский чиновник запер Лескова в своем доме, оставив его рыться в библиотеке, в которой с любовью собрал запрещенные книги, звавшие к справедливости и освобождению крестьян. За это время крестьян выпороли, а единственной удачей автора стало открытие того, что этот исправник на самом деле не полицейский чин, а самозванец, «фитюлька», приказный секретарь. Источником его права на суд был его имперский опыт «Настоящее знание этого народа дает на него настоящие средства», — говорил он с гордостью. А был бы у него чин исправника, он бы «один целую Россию выпорол». [3, с. 393].

Обычно расширение территории государства проходит в трех этапах:

– оккупация, колонизация и вхождение территории в состав единого национального государства.

Итак, для раскрытия понятия ВК А.Эткинд применяет следующий классический западный инструментарий: географическое отличие внутренней и внешней колонизации; по содержанию/режиму колонизация включает культурное, политическое и экономическое доминирование/эксплуатацию и по хронологии она является вторым, после оккупации, этапом освоения новой территории.

Но при этом автор сам себе противоречит в анализе ВК России.

Он утверждает (и с этим мы не можем не согласиться на примере Польши, Северного Кавказа и Финляндии), что «…Российская империя (далее — «РИ») демонстрировала Европе обратный имперский градиент: на периферии люди жили лучше, чем в центральных губерниях». [3 с.387] И это экономическая эксплуатация? Нет, главное во ВК России — это экономическое доминирование над прежде всего русским народом, проживающим в сердце империи. Природа внутреннего доминирования, по Эткинду, будет освещена нами далее.

По Эткинду так же, Российская, в отличии от Английской империи сумела избежать этапов оккупации и колонизации, а сразу перешла в стадию включения новых территорий в состав государства. Благодаря тому, что РИ не повторила судьбу Англии с её «Опиумными войнами», это позволило ей в тот момент, когда Англия начала сдавать позиции перехватить на себя роль ведущей экономики, и расширения территорий. «Россия приобрела большую часть своей территории до того, как стала империей, и основной причиной этому был пушной промысел». [3 c.382] И, вновь мы видим, «не соблюдение» в российской истории теперь и хронологии этапов колонизации.

Глава 2. «Саидовский Ориентализм».

Методологически Эткинд базируется на ориентализме Э. Саида.

Саид критиковал традиционный ориентализм за то, что тот представлял Запад и Восток как самодостаточные платоновские сущности, раздваивавшие имперское воображение, превращая его в «манихейский бред». В Британии культурный обмен между метрополией и колониями, на самом деле, был двусторонним. Британский «ориентализм», который подражал индейцам на кухне, в моде, был скорее правилом, нежели исключением. Британцы в своих колониях старались замечать скорее что-то знакомое — ежели необычное. «Согласно Саиду, ориентализм — это способ мысли и действия, которые циклически связаны между собой, так что они пагубно влияют и на реальную жизнь Востока, и на то, как её понимают люди, говорит об ориентализме нечетко и размыто. В действительности, ориентализм — это стиль идеологизированного мышления, берущего за основу заблаговременно принимаемую инаковость, «экзотичность» так называемого «Востока» [6], включает дихотомию-противопоставление высших наций над низшими, где высшие нации несут «Бремя белого человека». Ориентализм по Саиду — это явление империализма, колониализма, состоящее в изучении Востока для того, чтобы все о нем разведать, разнюхать, доложить правительствам, которые будут с помощью этого знания порабощать страны Востока и их свободолюбивые народы [7].

В парадигме ориентализма Россия, будучи варварским Востоком, в свою очередь является «тюрьмой народов». Можно ли представить себе побег из свободы в тюрьму? — задает вопрос историк В. Мединский в книге «Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов». И сам на него отвечает: «Если принимать всерьез тезис о России как «тюрьме народов», то именно такой побег совершили многие европейцы в XVII–XIX веках. В середине XVII века только в Москве на слободе Кукуй жили 20 тысяч европейцев — немцев, голландцев, шотландцев, французов, швейцарцев, итальянцев, датчан, ирландцев. Правительство Московии стремится привлечь на службу больше иноземцев, и эти «служилые иноземцы» составляют даже особый род войск [8, с. 287]».

Как ни странно, (примета той же взаимной противоречивости, не точности), выражая традиционную в российской историографии точку зрения Эткинд утверждает: «Быть колонией — значит иметь суверена вне своей территории. Но, с Россией и Древней Грецией все было не так: на разных стадиях своей истории они и колонизировали другие народы и земли, и сами подвергались колонизации [3, с 85]».

В традиционном российском контексте термины колония и колонисты применялись только к иностранцам, которые размещались российскими властями, например, в Кавказском крае или Новороссии.

К примеру, с 1763 по 1864 гг. велась борьба за Северный Кавказ. Форт «Святого духа» основан в Адлере в 1837 году в местечке Артлар турецкого хана Арт-Бея [низменность при впадении реки Мзымта (на черкеском «Бешенная») в Черное море]. В последствии турецкое слово «Артлар» было переиначено в созвучное ему «Адлер» (с немецкого — «Орел»). В Адлерском районе города Сочи остались поселения колонистов XIX века, как-то села: Молдовка (молдаване), Эстонка (эстонцы), Веселое (армяне) и пос. Красная Поляна (греки).

Все иные категории мигрировавшего населения в Российской империи подпадают под определение либо мигрантов, либо переселенцев.

По мнению М. К. Любавского, … «именно благодаря особенностям этноландшафтной системы в России сложился особый тип государства — Империя... и особый тип управления — абсолютная монархия в имперской системе» (ныне — президентская республика, примечание мое) [Цит. по: 9, с. 165]. Эти формы государственной организации М. К. Любавский считал наиболее адекватными для России в условиях перманентного освоения новых земель, где основным колонизатором, осваивавшим новые территории, выступал крестьянин-земледелец, купец-добытчик меха соболя (затем бобра). По его наблюдениям можно было говорить о

1) народной или естественной колонизации;

2) княжеской;

3) боярской;

4) землевладельческой;

5) монастырской;

6) казачьей;

7) вольной (крестьянской);

8) государственной.

Последняя стала доминировать только в конце XIX — начале XX века [10, с. 185].

В то же время, как неоднократно это подчеркивали многие российские исследователи прошлого, российское переселенческое движение имело существенное отличие от аналогичных движений, характерных для западного мира. Как отмечал князь А. И. Васильчиков, «Колонизационное движение в Западной Европе имеет характер эмиграции…, а в России переселения были издревле и остаются до сих пор явлением внутреннего народного быта, имеющим значение простого перехода из одних мест жительства в другие» [Цит. по: 11, с. 5].

Из школьного курса истории мы знаем, что военный тип колонизации применялся к территориям Прибалтики, Польши, Финляндии, Бессарабии, Закавказья или Северного Кавказа. Практически весь восток: Сибирь и Южное Приуралье, осваивался преимущественно естественным путем. Соизмеряя вклад «военной колонизации» в общее устройство территории Российской империи, М. К. Любавский отмечал в целом незначительные её пропорции, считая, что «...на долю областей, приобретение которых можно отнести на счет простого завоевания, приходится 10 % всей территории» [12, с. 5]. Вся остальная территория «сделалась достоянием русского народа главным образом вследствие его расселения по ней» [12, с. 5]. Великий русский социолог и философ А. А. Зиновьев назвал вопиющей ложью рассматривание Советского Союза в западной пропаганде как империи. «Если тут и было что-то имперское, то наоборот, ибо основной народ этой «империи» — русские- жил в гораздо худших условиях, чем прочие народы, которые он якобы эксплуатировал. В самой социальной организации коммунизма нет предпосылок для вертикального структурирования народов и стран…Коммунистическая идеология (как и христианская, примечание В. К.) в принципе исключала вертикальную суперструктуру народов и стран мира» [13, с. 405].

Повторим, что А. Эткинд, как и другие западные исследователи (Д. Уффельман, И. Кукулин), трактует внутреннюю колонизацию как средство, при помощи которого государство (в данном случае Российская империя) колонизовало, т. е. закабаляло и эксплуатировало собственный мультиэтнический народ. В данном случае «…А. Эткинд использует, хотя прямо не называет, марксистские коннотанты» [14]. При этом утверждается, что в царской России «многие неевропейские этносы были ассимилированы или уничтожены» [3, с. 386] по аналогии с британской колонизацией в Америке, что противоречит реальному ходу событий российского колонизационного процесса. Ведь даже по Эткинду, на периферии люди жили лучше, чем в центральных губерниях.

«Характерная черта империализма», — отмечал В. И. Ленин, — «состоит в том, что весь мир, как это мы видим, разделяется в настоящее время на большое число угнетенных народов и ничтожное число народов угнетающих, располагающих колоссальными богатствами и могучей военной силой. Громадное большинство, насчитывающее больше миллиарда, по всей вероятности, миллиард с четвертью человек, если мы примем численность всего населения земли в один три четверти миллиарда, то есть: около 70 % населения земли, принадлежит к угнетенным народам, которые или находятся в непосредственной колониальной зависимости, или относятся к окраинным колониальным государствам, как, например, Персия, Турция, Китай, или же, будучи побеждены армией крупной империалистской державы, по договорам оказались в зависимости от нее» [15, с. 274].

Можно сделать вывод, что Эткинд — это латентный/скрытый марксист, показавший в критикуемой работе положение угнетенного народа царской России через анализ произведений классиков литературы и искусства.

Александр Маркович Эткинд «ориенталистки» исследует «Войну и мир» Л. Н. Толстого; «Мертвые души», «Нос» и «Ревизора» Н. В. Гоголя.

В Пушкинском «Евгении Онегине» (1832) «русская душою» Татьяна по-французски пишет письмо своему избраннику, русскому дворянину. Как и другие дамы из высшего общества, объяснял Пушкин, русским она владела хуже, чем французским. [3, с. 29].

«Та же двойственность Востока есть и в других шедеврах на эту тему, например, в картине Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану» (1891). Полномочные представители народа, казаки показаны в образе восточной стихии, детьми природы, неграмотными творцами народной культуры. Их издевательские усилия адресованы субъекту еще более ориентальному, чем они сами, турецкому султану. Его в картине нет, есть только его имя, но это его далекое присутствие/отсутствие приводит в движение всех действующих лиц. Писарь, непохожий на казаков, но похожий на Гоголя, тщится передать карнавал народной культуры правильным канцелярским языком. Все тут славяне, но культурное расстояние между казаками и писарем вряд ли меньше, чем между ними и султаном. В лице писаря Запад, с его письмом и рациональностью, пытается посредничать между востоком казаков и Востоком султана; писарь наверно состоит на службе, но получает очевидное удовольствие от общения с народом. Казак в центре картины выразительно показывает назад: там султан, адресат письма, и там географический восток. Мы вместе с автором оказываемся на западе от казаков. Картина назидательно рассказывает о бессилии письма перед устным словом, профессиональной культуры перед народной, Запада перед Востоком». [3, с. 385].

На примере вышеприведенной цитаты мы можем видеть, как Эткинд, в погоне за идеей «всепоглощающего» ориентализма, не старается даже минимально разобраться в теме перед тем, как приписывать картине определенные смыслы. Любой 9-классник вам скажет, что так называемый непохожий на казаков Писарь (якобы Гоголь) есть никто иной, как один из сыновей Тараса Бульбы: Остап или Андрей. Он такой же казачий отрок, как и сыновья Тараса, окончившие бурсу. На 1-м часе и 4-й минуте авторской презентации, выложенной на YouTube, критикуемой монографии [4] один из неравнодушных зрителей делает Эткинду резонное замечание: «Войсковой писарь отнюдь не чужак, он такой же казак, только разве недавно бурсу окончил — это выборная должность»... На что Эткинд отвечает: «Ну да, наверное вы правы». И через секунду дополняет «Бурсы может и не было у этих вольных казаков, был ли …, ну Вам виднее, вы занимаетесь казаками, что писарь был выборной должностью я не так уверен, хорошо, но то, что он не чужак?». Значит и нет никакой двойственности.

Изображение выглядит как текст, одет, ткань, несколько

Автоматически созданное описание

Таким образом, Эдкинд нас многократно уверяет, что империалистическая и грабительская феодально-буржуазная власть Российской империи эксплуатировала свой многонациональный народ в культурном, политическом и экономическом смыслах. Причем, если с точки зрения марксизма исключительностью обладает пролетариат как класс, то с точки зрения ориентализма — это белый человек, а в истории России — лысый человек.

Для разгадки обозначенной латентности обратимся к Большой советской энциклопедии, определяющей: « Фашизм (итал. fascismo, от fascio, — пучок, связка, объединение) — это идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами:

– обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

– нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

– отрицание демократии и прав человека;

– насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;

– утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

– милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем» [16].

Как показано выше, и «Ленинский», и «Эткиндский» подходы неизменно включают краеугольный признак превосходства/исключительности одних людей над другими, за которым следует право/оправдание на ренту в виде изъятие чужого труда/жизни или чужой территории с ее ресурсами. Признак исключительности/превосходства в паре «свой-чужой», в первом случае, проявляется по классовому критерию (буржуазия-пролетариат). А во втором, в западной парадигме, по критерию цивилизованности (белый человек — туземец), опирающейся на якобы природном различие рас, которая в истории России преломляется автором как сословном-представительское превосходство помещиков и капиталистов над рабочими и крестьянами. Но ведь «… необходимыми и достаточными сущностными признаками фашизма являются всего два. Это присвоение себе права превосходства и права насилия над другими» [17, с. 36].

Вывод

Уверен, что российской ментальности (исторически пережившей всякие крайности конкретной идеологии ценности «равенство — неравенство») неприемлем указанный подход, разделяющий людей на своих и чужих. Нам присущ, говоря академически, эгалитаризм, как идеология равенства. В России принято утверждать о первичности этической сути справедливости, которая традиционно рассматривается как базовый нравственный императив (принцип), цементирующий все общественные отношения, подводящий итог борьбы за свободу, равенство и справедливость. Именно поэтому преамбула действующей Конституции РФ содержит следующее положение: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость (выделено мной. — В.К.)... принимаем Конституцию Российской Федерации» [18]. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Скрытый подход крайних неолибералов (считай — «фашистов»), характеризуемый, как метод двойных, а порой и тройных стандартов, фиксируется в оценке факта принятия в состав России новых субъектов, ранее входивших в состав Украины:

– с их стороны «…Запад готов переступить через всё для сохранения той неоколониальной системы, которая позволяет ему паразитировать, по сути, грабить мир за счёт власти доллара и технологического диктата, собирать с человечества настоящую дань, извлекать основной источник незаработанного благополучия, ренту гегемона. Сохранение этой ренты — их ключевой, подлинный и абсолютно корыстный мотив. Вот почему их интересам отвечает тотальная десуверенизация». [2];

– с нашей позиции «…Сегодня мы боремся за справедливый и свободный путь, прежде всего для нас самих, для России, за то, чтобы диктат, деспотизм навсегда остались в прошлом. Убеждён, страны и народы понимают, что политика, построенная на исключительности кого бы то ни было, на подавлении других культур и народов, по сути своей преступна, что мы должны перевернуть эту позорную страницу. Начавшийся слом западной гегемонии необратим». [2].

Был проведен опрос [19], состоящий из двух вопросов. По итогам которого подтвержден наш вывод о том, что современники не соглашаются с определениями Саида и Эткинда, а придерживаются традиционных понятий (65 % респондентов), и мы не принимаем/отторгаем понятие: «Внутренняя колонизации России».

Мы не завоевываем, мы освобождаем! Своих не бросаем! Но это уже предмет исследования иного творческого проекта…

Литература:

  1. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Книга 1. Минск: Харверст, 2007. 592 с.
  2. Путина В. В. Речь от 30.09.2022г. на Подписании договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России. http://kremlin.ru/events/president/news/69465
  3. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Авториз. пер. с англ. В. Макарова. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 448 с. (первое издание 2013г.)
  4. Порядок слов. Презентация книги Александра Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России» https://www.youtube.com/watch?v=O5JN7kzwNcU
  5. Фокин А. Принцип анаконды. Газета «Красная звезда» 03.11.2009г. https://flot.com/science/tactic/anacondaprinciple.htm
  6. Сердюкова А. на сайте Gеополитика.ru «Ориентализм в международных отношениях» https://www.geopolitika.ru/article/orientalizm-v-mezhdunarodnyh-otnosheniyah
  7. Штейнер Е. Ориентализм как ур-феномен глобализации. https://postnauka.ru/video/84566
  8. Мединский В. Р. Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов». ООО «Издательство «Эксмо», 2019.
  9. Семенков В. Е., Рабжаева М. В. История российской колонизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 1. С. 163–168.
  10. Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 683 с.
  11. Кауфман А. А. Переселение и колонизация. Государственная политика и крестьянское землевладение в пореформенной России. М.: Книжный дом Либроком, 2012. 440 с.
  12. Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией. СПб.: Лань, 2000. 304 с.
  13. Зиновьев А. А. Запад. М.: Родина, 2020. 416 с.
  14. Зубаревич Р. Б. Российский и зарубежный взгляд на феномен колонизации и переселенческих процессов в российской истории. УДК 94 (470.6) “18” статья по разделу: «История и археология» Журнала «Гуманитарные и юридические исследования» ФСКУ, Ставрополь 2018г.https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-i-zarubezhnyy-vzglyad-na-fenomen-kolonizatsii-i-pereselencheskih-protsessov-v-rossiyskoy-istorii
  15. Ленин В. И.. «Доклад по национальному и колониальному вопросам». Т. XVII, стр. 274. https://leninism.su/books/4358-vladimir-ilich-lenin.html?start=11
  16. Большая советская энциклопедия: в 30 т./ гл. ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  17. Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Современный фашизм: новые облики и проявления. М.: Наука и политика, 2017. 328 с.
  18. Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  19. Продукт «Телеграмм канал» по теме проекта «Внутренняя колонизация России» https://t.me/+GDFWZ-FDQYA1NWUy
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская империя, белый человек, Внутренняя колонизация, казак, русский народ, культурная дистанция, Российская Федерация, Северный Кавказ, творческий проект.


Ключевые слова

Россия, фашизм, ориентализм, внутренняя колонизация, эгалитаризм, белый человек

Похожие статьи

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Интерпретация уровня исторического развития номадизма в казахстанской историографии

В статье рассмотрена интерпретация основных признаков кочевого государства казахов, отдельное внимание уделено вопросам социально-экономического развития и динамике политических отношений кочевого общества.

Теоретико-методологические проблемы изучения национализма в зарубежной историографии XX–XXI веков

Статья посвящена анализу теоретико-методологических проблем изучения национализма в зарубежной историографии XX-XXI вв.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Исторический аспект института цензуры: генезис и трансформация

В статье поднимается вопрос развития цензуры в современном обществе. Автор подробно описывает историю развития цензуры. Основной акцент направлен на расширение границ распространения информации.

Особенности политического освоения будущего в советский период и в эпоху постсовременности

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Похожие статьи

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Интерпретация уровня исторического развития номадизма в казахстанской историографии

В статье рассмотрена интерпретация основных признаков кочевого государства казахов, отдельное внимание уделено вопросам социально-экономического развития и динамике политических отношений кочевого общества.

Теоретико-методологические проблемы изучения национализма в зарубежной историографии XX–XXI веков

Статья посвящена анализу теоретико-методологических проблем изучения национализма в зарубежной историографии XX-XXI вв.

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Исторический аспект института цензуры: генезис и трансформация

В статье поднимается вопрос развития цензуры в современном обществе. Автор подробно описывает историю развития цензуры. Основной акцент направлен на расширение границ распространения информации.

Особенности политического освоения будущего в советский период и в эпоху постсовременности

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры

В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Задать вопрос