К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 1726 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, А. Р. К вопросу об использовании семиотического подхода в исследовании культуры / А. Р. Ковалева. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14152/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе раскрывается сущность семиотического подхода. А также рассматривается его использование в исследовании культуры.

Ключевые слова: семиотика, семиотический подход, культура, культурологическая парадигма, естественный язык, М. Ю. Лотман, текст культуры.

Для современного научного знания характерна полидисциплинарность. Это приводит к интеграции одних ее разделов с другими. Использованию методов и подходов разных дисциплин в изучении научных явлений. Культурологическая парадигма не является исключением, а скорее представляет собой исторически сложившееся «правило». Являясь наукой, заключающей в себе многообразие знаний, культурология взаимодействует с множеством дисциплин, которые, переходя из одной области в другую, образуют совершенно новый вид научных связей. Одна из таких связей была создана, посредством перехода семиотики в культурологию. Это в конечно итоге привело к использованию семиотического подхода в изучении культуры. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что соприкосновение друг с другом различных дисциплин, привело к расширению области их познания. И привнесло в сферу исследовательской деятельности новые методы и подходы к изучению.

На сегодняшний день существует множество дефиниций понятия культура. Для раскрытия темы данной работы необходимо выделить некоторые ее аспекты. Во-первых, культура есть «продукт» человеческой деятельности. Результат победы над силами природы. Во-вторых, культура есть совокупность всего, что создано руками и разумом человека. И, в-третьих, культуре присущи функции памяти, трансляции и создания новых ценностей на каждом этапе развития общества [3, с. 14]. Таким образом, все вышеперечисленное приводит нас к пониманию культуры, как деятельность человека в любых формах ее проявления, которая включает в себя всевозможные виды самовыражения и самопознания. Накопление человечеством различного рода опыта. В связи с чем возникает потребность в понимании культуры как информационной системы.

Рассмотрение культуры как информационной системы предполагает применение в ее изучении семиотического подхода. Концепция, которого была разработана в конце XX века М. Ю. Лотманом, Б. А. Успенским, А. М. Пятигорским и В. Н. Топоровым [1, с. 214]. Согласно данному подходу, культура исследуется как сложно организованная система знаков [4, с. 97]. Семиотика происходит от греческого слова «sema», что в переводе означает «знак» [4].

При помощи знака различные общности зашифровывают определенную информацию о себе. Смысл, которой становится понятным при произведении дешифровки. Знаковые системы призваны сохранять культурную идентичность множества народов, проживающих на нашей планете. Из последовательности знаков строится текст культуры [1, с. 215]. В соответствии с семиотической концепцией именно текст (языковой и не только) представляется как носитель функции и значения культуры. Он также является ее основной единицей [1]. Однако же не все языковые сочинения могут являться текстами с точки зрения культуры. Только те, что заключают в себе определенную функцию и значение [1].

Итак, культурой может называться только иерархия взаимосвязанных семиотических систем. Взаимосвязь, которых, осуществляется при помощи естественного языка [1]. Этот язык представляет собой метафизическое средство, с помощью которого все знания данной культуры трактуются, фиксируются и внедряются в сознание субъекта или же общности [1]. Естественный язык стоит над всеми культурными системами. Что определяет его как первичную моделирующую систему, в то время как миф, например, является вторичной системой знания. При помощи культурных систем и языка «человек познает, объясняет и пытается изменить» окружающий его мир. Именно поэтому эти системы именуются моделирующими. Ими используется различные виды инструментариев для обработки и передачи информации. Однако информацией в культуре называется не только знание, но и ценности, и верования [1]. Таким образом, любая культура представляет для стороннего наблюдателя и исследователя совокупность текстов, которые необходимо дешифровать. Такие тексты строятся последовательным соединением знаков. В свою очередь знаки есть совокупность элементов естественного языка.

Каждая существующая или существовавшая культура содержат в себе, согласно Иконниковой С. Н., две вторичные моделирующие системы. В большинстве случаев это искусства, основанные на языке и визуальные. Это обусловлено бинарной структурой человеческого мозга. Однако, в конечном счете, каждая культура выстраивает собственную иерархию вторичных моделирующих систем [1].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что семиотический подход рассматривает культуру как информационную структуру, которую можно разложить на составные части (знаки). И используя основу — естественный язык, при помощи которого определяется значение знаков — можно произвести процедуру дешифрования. Благодаря которой становится возможным для понимания внутреннее устройство каждой культурной общности. Применение семиотического подхода в исследовании способствует полному проникновению в скрытый смысл явлений.

Литература:

  1. Иконникова, С. Н. История и теория культуры / С. Н. Иконникова — Изд-во: Питер, 2008. — 592 стр.
  2. Иконникова, С. Н. История культурологических учений / С. Н. Иконникова — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Лях, В. И. Культурогенез как проблема теории и истории культуры: теоретические основания и реконструкция. Научное издание / В. И. Лях — Краснодар, 2010. — 256 с.
  4. Лях, В. И. Организация и технологии научно-исследовательской деятельности. Учебная программа и тезаурус основных концептов. / В. И. Лях — Краснодар, 2011. — 140 с.
  5. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. / Ю. М. Лотман — Таллин: Александра, 1992. — С. 9–247.
Основные термины (генерируются автоматически): семиотический подход, естественный язык, культура, информационная система, культурологическая парадигма, понимание культуры, система, текст культуры.

Ключевые слова

культура, текст культуры, естественный язык, семиотика, культурологическая парадигма, семиотический подход, М. Ю. Лотман

Похожие статьи

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии

Автором рассматриваются современные аспекты проблемы «язык и культура». Определяется возможность лингвокультурологии функционировать в роли самостоятельного раздела в лингвистике.

К вопросу о методах исследования концептов

В данной статье нами рассмотрены: концепт, как единица когнитивной лингвистики и основные методы его исследования на примере зрительной метафоры.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Проблема определения понятия «культура»

В статье авторы пытаются понять, какова суть понятия «культура» в философии и как философия определяет это понятие, рассматривая работы известных философов.

«Феноменологическая социология»: границы применимости

Статья посвящена рассмотрению проблемы идейного родства феноменологической социологии с некоторыми другими направлениями современного социально-философского дискурса.

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.

Похожие статьи

К вопросу об истории развития текстологии

Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Преодоление текста: семиотико-герменевтическая традиция и феномен мифологизма в культуре ХХ века

В статье рассматривается категория художественного текста с точки зрения ее культурфилософского потенциала и функциональных особенностей в парадигме мифологизма первой половины ХХ столетия. Акцент делается на феномене рецепции, что прослеживается как...

Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии

Автором рассматриваются современные аспекты проблемы «язык и культура». Определяется возможность лингвокультурологии функционировать в роли самостоятельного раздела в лингвистике.

К вопросу о методах исследования концептов

В данной статье нами рассмотрены: концепт, как единица когнитивной лингвистики и основные методы его исследования на примере зрительной метафоры.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Проблема определения понятия «культура»

В статье авторы пытаются понять, какова суть понятия «культура» в философии и как философия определяет это понятие, рассматривая работы известных философов.

«Феноменологическая социология»: границы применимости

Статья посвящена рассмотрению проблемы идейного родства феноменологической социологии с некоторыми другими направлениями современного социально-философского дискурса.

Понятие эстетического вкуса в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.