Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 3215 раз

Библиографическое описание:

Хабаров, В. С. Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти / В. С. Хабаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99388/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор пытается определить взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти после поправок в Конституцию РФ.

Ключевые слова: Президент РФ, Правительство РФ, взаимодействие, исполнительная власть, субъекты РФ, органы власти.

Президент РФ — это высшая государственная должность в Российской Федерации. Президент РФ не относится к определённой ветви власти, но из-за его полномочий, я бы относил его к исполнительной ветви власти. На данный момент данную должность занимает — Путин Владимир Владимирович (родился 7 октября 1952 года). В этой статья я рассмотрю и раскрою взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти [1].

Главным органом исполнительной власти является Правительство РФ. Исполнительная власть в РФ формируется как на выборных началах, так и путём назначения на должность. Система исполнительной власти в России состоит из федеральных органов исполнительной власти, а также из органов исполнительной власти субъектов. Но исполнительная власть существует и в муниципальных образованиях [2].

Президент РФ имеет обширные полномочия во всех ветвях власти. На данный момент не существует нормативно-правового акта о статусе Президента РФ, его статус определён в статьях Конституции РФ. Что касается Правительства РФ (высшего органа исполнительной власти), то его статус закреплён в ФКЗ от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что после поправок к Конституции РФ от 2020 года полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти и их взаимодействие с Правительством РФ изменились. Поэтому считаю целесообразным осветить данную тему.

Слеженков Владимир Владимирович считает, что в Российской Федерации смешанная (полупрезидентская) республика. Также автор отмечает, что Россия классифицируется в качестве «президентско-парламентского» подвида смешанной республики. Это означает, что Правительство РФ отвечает не только перед Президентом РФ, но и перед Парламентом РФ. В этом плане с Слеженковым В. В. я согласен, так как Россию нельзя отнести к президентской или к парламентской республики, ведь полномочия органов распределены так, что нет главенствующего органа. Но в своей статье Слеженков В. В. не признаёт Российскую Федерацию «суперпрезидентской» республикой. В этом плане я с автором не согласен, так как у президента большие полномочия во всех ветвях власти. И если официально РФ нельзя признать «суперпрезидентской» республикой, то некоторые признаки данной формы правления присутствуют. Также автор отмечает, что в России Правительство может формироваться по принципу парламентского большинства, но данный принцип может и не применяться на практике. Не применение данного принципа не считается нарушением Конституции РФ. И центральной фигурой опять становится Президент РФ из-за объёма своих полномочий [4].

В 83 статье Конституции РФ определены полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти [5]:

– Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, если данная кандидатура утверждена Государственной Думой РФ, также Президент РФ вправе освободить Председателя Правительства РФ;

– Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ, а также вправе участвовать на заседаниях Правительства РФ;

– Президент РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, которую предоставляет Председатель Правительства РФ, а также глава государства вправе изменять структуру;

– Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ;

– Президент РФ также принимает решение об отставке Председателя Правительства РФ, его заместителя, федеральных министров и др.;

– Президент РФ принимает решение о назначении на должность федеральных министров и Председателя Правительства РФ, но кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой РФ;

– Президент РФ формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;

– Президент РФ в случае, если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам или другому законодательству (которое выше по юридической силе) может приостановить их действие.

Данные полномочия, которые я привёл выше были изменены или дополнены поправками к Конституции РФ, данные поправки были приняты в 2020 году [6]. Поправки к Конституции РФ изменили или дополнили процесс формирования, правовой статус Правительства РФ, а также взаимодействие с Государственной Думой и Президентом РФ.

Конституционная реформа 2020 года повысила значимость и роль Президента в реализации исполнительной власти в Российской Федерации. Теперь Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ, а также вправе участвовать на заседаниях Правительства РФ.

Раньше Правительство РФ издавала распоряжения и постановления на основании Конституции РФ и федеральных законов, после изменения Конституции РФ Правительство РФ также должно основываться на поручения, указы и распоряжения Президента РФ. Данные изменения показывают, что теперь Президент РФ контролирует Правительство РФ. После конституционной реформы 2020 года многие авторы могут относить президента к исполнительной ветви власти [7].

Президент РФ и Правительство РФ также взаимодействуют в сфере законотворческой деятельности. Президент ежегодно выступает перед Парламентом РФ, где оценивает состояние дел в формировании законодательной базы за прошедший год, а также формирует задачи перед субъектами законодательной инициативы. Так как Правительство РФ является субъектом законодательной инициативы, то оно участвует в реализации данных посланий президента [8].

Президент РФ проводит рабочие встречи с Председателем Правительства РФ и федеральными министрами. На данных встречах глава государство узнаёт об актуальных проблемах системы федеральных органов исполнительной власти. А также получает необходимую информацию о деятельности органов исполнительной власти. Президент принимает меры по соблюдению государственными служащими принципов, которые указаны в законодательстве.

Так как Президент РФ не относится к ветвям власти, а Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, то они взаимодействуют. Но так можно было говорить до Конституционной реформы 2020 года. После данной реформы многие авторы приходят к выводу, что теперь Президент РФ стоит выше Правительства РФ в сфере исполнительной власти. Выше я указывал изменения, которые расширили полномочия Президента РФ в исполнительной власти. Теперь можно говорить не о взаимодействие Президента и Правительства, а о контроле Президента над Правительством [9].

Также в случае, если Президент РФ не в состоянии выполнять свои полномочия по различным причинам (состоянию здоровья или смерти), то временно исполняющим обязанности является — Председатель Правительства РФ. Но у исполняющего обязанности Президента РФ есть ряд ограничений в этом статусе. Он не имеет право распускать Государственную Думу РФ, вносить законопроекты о поправках в Конституцию РФ или принять новую Конституцию. Существует и ещё одно ограничение у исполняющего обязанности Президента РФ, он не может назначать референдумы.

Президент РФ, осуществляя свои конституционные полномочия, действует во взаимодействии с системой исполнительной власти. Причём данное взаимодействие распространяется не только на федеральный, но и на региональный уровень. Конституцией РФ предусмотрена самостоятельность субъектов РФ, что обусловлено федеративным устройством российского государства. Имеется ряд сфер, где компетенция регионов абсолютна и вмешательство центра невозможно. Несмотря на федеративное устройство государства степень самостоятельности субъектов не безгранична, потому при отправлении властных полномочий присутствуют точки соприкосновения государственной власти субъектов с федеральной властью, в т. ч. и с президентом [10].

У Президента РФ имеются полномочия в отношении высшего должностного лица субъекта, данные полномочия предусмотрены Федеральным законом № 414 [11].

Президент РФ обладает правом отменять или приостанавливать акты, изданные органами исполнительной власти субъекта РФ, но только в том случае, если они противоречат Конституции РФ, ФЗ или международным соглашениям, касающиеся данной сферы (статья 85 Конституции РФ). Причём президенту даже не обязательно обращаться в суд для того, чтобы приостановить или отменить акт.

Также Президент РФ обладает правом отрешить от должности руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ. Если такое решение будет принято, то данный орган идёт в отставку. Но он продолжает работу до формирования нового органа исполнительной власти субъекта РФ.

В случае, если законодательный орган субъекта РФ выразит недоверие к высшему должностному лицу субъекта РФ, то данное решение направляется Президенту РФ, за которым остаётся последнее слово.

Президент РФ имеет полномочия по назначению временного исполняющего обязанности руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ. Но это происходит только в случаях:

– если руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ примет решение покинуть свой пост досрочно;

– если в отношении руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ начато уголовное преследование;

– если в субъекте отсутствует законодательный орган или им принято решение о самороспуске;

– если законодательный орган субъекта РФ в установленные законом сроки не примет решение о кандидатуре на пост руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ (кандидатура представляется Президентом РФ);

– если законодательный орган субъекта РФ два раза отклонит кандидатуру на пост руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Но президент использует данные полномочия только в том случае, если в законодательстве субъекта отсутствует процесс назначения временного исполняющего обязанности руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В случае принятия решения Президентом РФ об отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, оно направляется в законодательный орган субъекта РФ. Такое решение направляется в форме указа [12].

Из данных полномочий следует, что высшее должностное лицо ответственно перед Президентом РФ. То есть в случае ненадлежащего исполнение своих полномочий ответственность за кандидата несёт президент. Таким образом, чем больше полномочий в исполнительной сфере у президента, тем выше его ответственность перед всем государством. Но в законодательстве отсутствуют санкции за нарушения в данной сфере [13].

Для решения конфликтов и разногласий между федеральными органами и органами субъектов РФ или между органами субъекта РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры (статья 85 Конституции РФ). В случае, если конфликты и разногласия улажены не будут, то президент передаёт разрешение спора судам Российской Федерации. То есть президент при любых конфликтах может применять согласительные процедуры, но он как гарант Конституции РФ может обойтись без применения данных процедур и решить проблему самостоятельно [14].

Таким образом, проанализировав взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти, я пришёл к выводу. До поправок в основной закон нашей страны президент оказывал внушительное влияние на исполнительную ветвь власти, но после поправок данное влияние только увеличилось. Президент РФ может своими указами отменять акты Правительства РФ или отправить федеральный орган исполнительной власти в отставку. На уровне субъектов может отрешить от должности руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ. На муниципальном уровне президент может инициировать проверки должностных лиц. И это только маленький список полномочий президента в исполнительной власти. Поэтому я считаю, что целесообразней отнести Президента РФ в исполнительную ветвь власти, так как в этой сфере у него большинство полномочий. Также у президента есть вспомогательные органы, которые имеют признаки управленческой деятельности. Данные органы контролируют исполнение актов президента, а также помогают взаимодействовать с органами исполнительной власти. Я предлагаю реформировать систему разделения властей, чтобы президент не был третьим лицом, который только создаёт баланс между ветвями и их органами, а поставить его главой исполнительной власти.

Литература:

  1. Агапов А. Б. Административное право. Общая часть: учебник / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2019. — 542 с.
  2. Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2019. — 213с.
  3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «КонстультантПлюс».
  4. Слеженков В. В. Полупрезидентская республика: актуальные историко-правовые аспекты развития // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 1 (18). С. 39–43.
  5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета, 16.03.2020, № 55, ст. 8109.
  7. Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7–22.
  8. Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. — 2008. № 3.- С. 28.
  9. Кобзарь-Фролова М. Н., Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 116–126.
  10. Ашаев Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей // Федерализм. 2003. № 1.
  11. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 N 414-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
  12. Макарова Т. Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.
  13. Тарасов А. М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты его эффективности // Государство и право. — 2007. № 11. — С 33–34.
  14. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, исполнительная власть, Правительство РФ, Конституция РФ, субъект РФ, высший исполнительный орган, Российская Федерация, Председатель Правительства РФ, орган, полномочие.


Похожие статьи

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Взаимодействие судебной и исполнительной властей

В рамках данной статьи будет рассмотрен вопрос взаимодействия судебной и исполнительной ветвей власти. Определены аспекты участия органов исполнительной власти в деятельности суда, а также контрольные и ориентирующие функции судебных органов в работе...

Проблемы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти

В статье рассматривается положение Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного управления в Российской Федерации

Похожие статьи

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Федеральное Собрание в системе сдержек и противовесов

В статье рассматривается статус Федерального Собрания в системе органов государственной власти и взаимодействие высшего законодательного органа с другими органами государственной власти на примере полномочий утверждения Государственной Думы Федеральн...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Взаимодействие судебной и исполнительной властей

В рамках данной статьи будет рассмотрен вопрос взаимодействия судебной и исполнительной ветвей власти. Определены аспекты участия органов исполнительной власти в деятельности суда, а также контрольные и ориентирующие функции судебных органов в работе...

Проблемы взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти

В статье рассматривается положение Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного управления в Российской Федерации

Задать вопрос