Президент Российской Федерации и исполнительная власть в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 22.12.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Зубченко, А. А. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в Российской Федерации / А. А. Зубченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/550/121039/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор исследует место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти .

Ключевые слова : Российская Федерация, исполнительная власть, Президент.

Актуальные трансформации в политической и социально-экономической сферах России подчеркивают важность и необходимость модернизации государственного управления. Это предполагает переход к более эффективной и централизованной системе, которая обладает высокой оперативностью и результативностью административных органов. Ключевым аспектом такой «модернизации является четкое определение ролей и полномочий этих структур» [8].

В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены важные изменения, которые затрагивают структуру публичной власти и отношения между Президентом и органами исполнительной власти. Эти поправки представляют собой трансформацию в системе государственного управления в России, вызванную выявленной проблемой.

В рамках своего исследования я анализирую вопрос о том, какое место и значение занимает Президент РФ в структуре исполнительной власти.

После одобрения и вступления в силу поправок Президент получил возможность осуществлять полный контроль над работой органов публичной власти, что отличается от предшествующей ситуации, когда он лишь координировал их деятельность. Также, в Конституции Российской Федерации ранее было предусмотрено обязательство роспуска Государственной Думы, которое теперь заменено правом роспуска. Эти изменения указывают на постепенный переход к президентской форме правления.

Важно подчеркнуть, что в результате внесённых изменений в первую часть статьи 10 Конституции Российской Федерации был установлен перечень органов, которые занимаются осуществлением государственной власти в стране. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, исполнительная — правительством, а судебная — судебными инстанциями. Тем не менее, необходимо отметить, что полномочия Президента не имеют чёткого определения.

И. С. Масликов, изучающий проблематику конституционного права, отмечает в своих трудах следующее: «Президент имеет свою компетенцию в управлении государством, отделенную от компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей» [5].

В соответствии с нормами статьи 80 Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что Президент, будучи главой государства, не входит в состав исполнительной власти. Тем не менее, его роль в политической системе остается значительной и «имеет возможность воздействия на формирование и работу органов исполнительной власти» [3].

В 2020 году в Российской Федерации произошли важные изменения в Конституции, которые значительно повлияли на административно-правовой статус Председателя Правительства и самого Правительства. Эти поправки привели к тому, что власть Председателя Правительства стала в значительной степени зависимой от Президента. Ранее Президент мог только председательствовать на заседаниях Правительства, однако после внесения изменений он теперь осуществляет общее руководство Правительством, что зафиксировано в пункте «б» статьи 83, часть 1.

Президент Российской Федерации имеет возможность самостоятельно назначить Председателя Правительства, но для этого необходимо, чтобы Государственная Дума рассмотрела и утвердила его кандидатуру на основании предложения Президента. В свою очередь, Государственная Дума также имеет право освободить Председателя от должности, но может утвердить только того кандидата, которого предложит Президент. Президент Российской Федерации имеет полномочия уволить из должности Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных ему.

Таким образом, указанные на постах министры и руководители ведомств теперь не подчиняются Председателю Правительства, что существенно уменьшает его власть как лидера исполнительной власти.

В рамках своего анализа я учитываю взгляды авторитетных исследователей С. В. Гунича и А. Е. Ступницкого. Они подчеркивают, что функция Председателя Правительства Российской Федерации утратила четкость и значимость. Ранее данная должность играла центральную роль в управлении государством, но сейчас ситуация изменилась «теперь лишь организует его работу и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на Правительство полномочий» [1].

На сегодняшний день можно отметить, что роль Председателя Правительства Российской Федерации значительно изменилась, что связано с уменьшением его обязанностей и полномочий. В то же время наблюдается рост полномочий Президента в управлении этими структурами.

Следовательно, я отмечаю значительное усиление президентской власти, описанное в работах А. А. Султанова «приводит к мысли о становлении в России классической президентской республики, когда Президент возглавляет Правительство» [6]. Глава Российской Федерации по факту управляет исполнительной властью в виду своих полномочий. Тем не менее, основным минусом этой системы является отсутствие четкости и предсказуемости правовых последствий в дальнейшем.

Кроме того, А. Н. Тетерин высказывает мнение, что «норма об осуществлении Президентом общего руководства Правительством является продолжением процесса преобразования Российской Федерации как смешанной республики» [7].

Однако, в работах И. С. Масликов отмечается «Российская Федерация является сильной президентской республикой» [5].

Как отмечается в исследованиях Р. М. Дзидзоева «в России изменилась форма государственного правления России, осуществлен переход страны от полупрезидентского (смешанного) правления к президентскому, основанному на доминирующем положении главы государства в системе исполнительной власти, и, в то же время, включающему некоторые элементы парламентаризма» [2].

Глава государства в Российской Федерации играет ключевую роль в системе исполнительной власти, согласно моему теоретическому анализу. Широкие полномочия президента сформировались благодаря этому факту.

Считаясь с Конституцией РФ, я придерживаюсь точки зрения, что Россия является смешанной республикой, аналогично ученым, которые утверждают, что президентская форма правления более подходит нашей стране.

После внесения важных изменений в Конституцию Российской Федерации, возросли полномочия Президента в области исполнительной власти. Такое укрепление взаимодействия между Президентом и исполнительными структурами способствует более эффективному осуществлению им контроля и управления в данной сфере.

Литература:

  1. Гунич, C. B. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции Российской Федерации / C. B. Гунич, А. Е. Ступницкий. — Текст: непосредственный // Lex Russica (Русский закон). — 2021. — № 3. — С. 172.
  2. Дзидзоев, P. M. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений / P. M. Дзидзоев. — Текст: непосредственный // Журнал рос. права. — 2021. — № 5.
  3. Жиганова, Е. А. Место и роль Президента Российской Федерации в формировании и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти / Е. А. Жиганова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы права: научный подход молодых исследователей: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В. Н. Некрасова. — 2020.
  4. Лутенко, Е. В. Полномочия Президента Российской Федерации в органах исполнительной власти / Е. В. Лутенко. — Текст: непосредственный // NovaUm.Ru. — 2020. — № 28.
  5. Масликов, И. С. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации / И. С. Масликов. — Текст: непосредственный // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 8. — С. 135.
  6. Султанова, А. А. К вопросу о трансформации административно-правового статуса председателя Правительства Российской Федерации: политико-правовой аспект / А. А. Султанова. — Текст: непосредственный // Правовая парадигма. — 2021. — № 2.
  7. Тетерин, А. Н. Президент в системе разделения властей после конституционной реформы / А. Н. Тетерин. — Текст: непосредственный // Конституционные поправки и конституционная система: Матер. регионального «круглого стола». Улан-Удэ. — 2020.
  8. Керамова, С. Н. Президент Российской Федерации и исполнительная власть / С. Н. Керамова, Ю. Ш. Шихмирзаев. — Текст: непосредственный // Закон и право. — 2021. — № 12. — С. 38–41.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Президент, Государственная Дума, государственное управление, общее руководство, Председатель Правительства, президентская форма правления, публичная власть.


Похожие статьи

Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти

В статье автор пытается определить взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти после поправок в Конституцию РФ.

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Президент РФ в системе разделения властей

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе г...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Проблемы реализации полномочий судебной власти в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации судебной властью своих полномочий в Российской Федерации.

Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан

В статье рассматриваются правовые характеристики Государственного совета Республики Татарстан, определяется роль законодательного органа в системе публичной власти субъекта Федерации.

Похожие статьи

Взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти

В статье автор пытается определить взаимодействие Президента РФ и органов исполнительной власти после поправок в Конституцию РФ.

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Правовой статус Правительства Российской Федерации

В статье автор определяет правовой статус Правительства Российской Федерации после конституционной реформы 2020 года, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации и другими федеральными исполнительными органами государственной власти.

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации

Президент РФ в системе разделения властей

Перед предстоящими выборами Президента Российской Федерации общественность в лице представителей средств массовой информации, различных ученых и практиков поднимает такие актуальные вопросы как пределы полномочий Президента РФ и его место в системе г...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Проблемы реализации полномочий судебной власти в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации судебной властью своих полномочий в Российской Федерации.

Роль Государственного совета в системе публичной власти Республики Татарстан

В статье рассматриваются правовые характеристики Государственного совета Республики Татарстан, определяется роль законодательного органа в системе публичной власти субъекта Федерации.

Задать вопрос