Конституционные преобразования в современной России: свидетельствуют ли поправки в Конституцию 2020 года о переходе к модели президентской республики? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 22.04.2021

Статья просмотрена: 794 раза

Библиографическое описание:

Уколова, Н. Д. Конституционные преобразования в современной России: свидетельствуют ли поправки в Конституцию 2020 года о переходе к модели президентской республики? / Н. Д. Уколова, Д. А. Шевыров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80260/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются определить степень влияния конституционных поправок на форму правления в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, президент, поправка, республика.

В 2020 году согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03. 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Конституция Российской Федерации претерпела значительные изменения, одним из которых явилось расширение властных полномочий Президента Российской Федерации. В результате конституционных преобразований актуальность приобрел вопрос о фактическом переходе к модели президентской республики. Для исследования сложившейся ситуации необходимо определить, что представляет собой президентская форма власти и в чем заключаются особенности президентской модели республики, как может развиваться и трансформироваться президентская власть, в каких странах существует модель президентской республики и какими правовыми актами она закрепляется? Именно эти вопросы и будут разобраны далее.

Президентская форма власти представляет собой власть высшего должностного лица в странах с республиканской формой правления. Исторически президентская власть заменила власть монарха в основном в части представительских функций, в качестве института, традиционно олицетворяющего завершенность государственной конструкции [3].

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента;

— внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства, или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом , а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;

— при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента , а парламент лишён права выразить недоверие правительству , но может сместить президента (процедура импичмента).

Таким образом, власть президента в президентской республике значительно шире по сравнению с другими высшими органами власти. Президент занимает главное место в структуре органов, формирующих правительство и управляющих им.

В конституционном праве общепризнанным фактом является определение Российской Федерации как смешанной республики. Во время учёбы студенты юридических факультетов узнают о существовании президентских республик и знакомятся с основаниями, по которым Российская Федерация к таковым не относится. Стоит заметить, что даже до внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 году, в характеристике российского государства присутствовали элементы президентской республики. Например, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Российской Федерации Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также, когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117). Эти конституционные положения свидетельствуют о несоразмерном разделении власти между Президентом и Государственной Думой. В перечисленных выше случаях несогласие Государственной Думы с кандидатурой Председателя Правительства РФ, Президента РФ с решением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ дают Президенту РФ возможность распустить Государственную Думу и объявить новые выборы, фактически прекращая полномочия несговорчивого законодательного (представительного) властного органа Российской Федерации.

Помимо ранее существовавших конституционных установлений характеризовать Российскую Федерацию как президентскую республику позволяют изменения и дополнения Конституции РФ, внесённые летом 2020 года. Так, согласно ч. 1 ст. 83 Президент РФ имеет право назначать и освобождать от должности региональных прокуроров, для чего должен будет лишь проконсультироваться с Советом Федерации Российской Федерации. Часть 3 ст. 83 предоставила Президенту право инициировать отстранение судей Конституционного и Верховного судов РФ «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий». Утвердить это решение должен Совет Федерации РФ. По логике принципа разделения властей и целей судебной власти как одной из ветвей власти государственной высшие суды должны участвовать в процессе привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, а не наоборот.

Для полноты освещения рассматриваемого вопроса обратимся к Конституциям союзных государств и сравним их системы публичной власти. К примеру, Казахстан имеет президентскую систему правления, хотя в 2017 году парламент Казахстана принял поправки к Конституции, которые усилили роль самого парламента и заново выстроили границы между тремя ветвями власти. Теперь у президента больше нет права вето на решения конституционного суда, а часть его полномочий по подготовке законопроектов или консультированию переходит под руководство премьера и аппарата правительства. Кроме того новая Конституция Казахстана значительно усиливает полномочия местных уровней власти, выводя их из-под административной опеки центра и давая автономию. Изменения Конституции РФ, одобренные на всероссийском голосовании, наоборот, значительно увеличили влияние Президента РФ на другие ветви власти. И хоть формального закрепления статуса президентской республики в новой редакции Конституции РФ нет, предполагаем, что с расширением полномочий Президента РФ, переход возможен.

Такую вероятность публично озвучивал сам Президент РФ Путин В. В. Он неоднократно утверждал, что Российской Федерации нужна все же крепкая президентская власть, и что наша страна не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой [5]. Из сказанного можно сделать вывод, что имеется политическая воля и стремление главы государства к фактическому переходу от смешанной к президентской республике.

Одновременно существует ряд аргументов на нормативном и доктринальном уровне, подтверждающих смешанный характер республики в Российской Федерации. К их числу можно отнести положения первой главы Конституции России, где отсутствует прямое указание на то, что Президент является главой исполнительной ветви власти.

Отсутствие абсолютного президентского права вето, которое, хотя и не является неотъемлемым признаком президентской республики, но, тем не менее, встречается в странах с подобной моделью организации власти, также может рассматриваться применительно к России как элемент или косвенный признак смешанной модели организации власти.

Пункт «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ закрепляет полномочие Государственной Думы заслушивать ежегодные отчет Правительства России, что также несвойственно для президентской модели республики.

В. Е. Чиркин указывает, что в форме правления Российской Федерации есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма», делая вывод о полупрезидентском характере Российской Федерации с доминирующим положением Президента в структуре власти [4].

Наконец важным аргументом в пользу рассмотрения Российской Федерации как смешанной республики является Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ, где в статье 6, раскрывающей состав Правительства Российской Федерации, не упомянут Президент. Напротив, указание о руководстве Правительством Председателем Правительства, является характерной особенностью парламентских или смешанных республик, но совершенно не характерно для республик с президентской формой правления.

Проведённый анализ вопроса о возможности перехода Российской Федерации к президентской республике, позволяет констатировать, что в настоящее время в России сложилась реальная возможность для указанных действий, подкрепляемая новыми поправками в Конституцию РФ а также заявлениями самого Президента РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. на 01.07.2020) // Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 19.04.2021)
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ (дата обращения: 19.04.2021)
  3. Краснов, М. А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа / М. А. Краснов — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. — 180 с.-Текст: непосредственный
  4. Чиркин, В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В. Е. Чиркин. — Москва: Зерцало, 1998. — 448 c. — Текст: непосредственный.
  5. Послание Президента Федеральному Собранию. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 19.04.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, президентская республика, Государственная Дума, Президент, Президент РФ, Конституция РФ, ветвь власти, Россия, форма правления, парламентская республика.


Похожие статьи

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России как формирующаяся правовая основа повышения роли институтов социального представительства

В статье автор анализирует изменения в Конституции России, предложенные Президентом страны 15 января 2020 года, их влияние на роль парламента и институтов социального представительства

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи стать конституционной монархией?

Рассмотрен период подписания Манифеста 17 октября и проанализирована вероятность преобразования Российской Империи из абсолютной монархии в конституционную.

Основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире. Обосновано, что монархическая форма правления не изжила себя и является действующей во многих странах мира. Монархию поддерживает большое коли...

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года)

В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.

Эффективность избирательного права: анализ кризисных явлений в современной мировой практике

В статье автор проводит анализ актуальных дисфункциональных и кризисных явления реализации избирательного права в современных обществах в различных странах мирах. Определяются причины данного глобального организационно-правого кризиса системы публичн...

Развитие государственно-правовых институтов в период Первой русской революции

В статье проведено исследование и изучение функционирования государственно-правовых институтов в период становления конституционной монархии.

Сущность правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти в сложившейся политической системе

В статье исследуется сущность Правительства Российской Федерации. Актуальность осмысления данной темы продиктована конституционной реформой 2020 года, непосредственно затронувшей законодательство, регулирующее деятельность и статус правительства. В с...

Похожие статьи

Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления

В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России как формирующаяся правовая основа повышения роли институтов социального представительства

В статье автор анализирует изменения в Конституции России, предложенные Президентом страны 15 января 2020 года, их влияние на роль парламента и институтов социального представительства

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи стать конституционной монархией?

Рассмотрен период подписания Манифеста 17 октября и проанализирована вероятность преобразования Российской Империи из абсолютной монархии в конституционную.

Основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире

В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире. Обосновано, что монархическая форма правления не изжила себя и является действующей во многих странах мира. Монархию поддерживает большое коли...

Особенности реализации принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики (на примере Российской Федерации)

В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.

Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года)

В статье анализируется избирательное законодательство РФ о ограничении допуска кандидатов на выборы президента.

Эффективность избирательного права: анализ кризисных явлений в современной мировой практике

В статье автор проводит анализ актуальных дисфункциональных и кризисных явления реализации избирательного права в современных обществах в различных странах мирах. Определяются причины данного глобального организационно-правого кризиса системы публичн...

Развитие государственно-правовых институтов в период Первой русской революции

В статье проведено исследование и изучение функционирования государственно-правовых институтов в период становления конституционной монархии.

Сущность правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти в сложившейся политической системе

В статье исследуется сущность Правительства Российской Федерации. Актуальность осмысления данной темы продиктована конституционной реформой 2020 года, непосредственно затронувшей законодательство, регулирующее деятельность и статус правительства. В с...

Задать вопрос