В статье автор выделяет особенности принципа разделения властей в Российской Федерации.
Ключевые слова : принцип разделения властей, государственная власть, ветви власти, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, Президент, форма правления.
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1].
Несмотря на то, что государственная власть делится на три ветви, многие органы находятся за пределами этой системы. В связи с этим, многие авторы называют и другие ветви власти. Например, С. А. Авакьян предлагает выделить следующие:
1) учредительная (принятие Конституции РФ народом или Конституционным Собранием);
2) народная (принятие народом на референдуме законов или решение других вопросов государственного значения — если речь не идет о новой Конституции);
3) президентская;
4) законодательная;
5) исполнительная;
6) судебная;
7) прокурорская;
8) избирательная;
9) финансово-банковская;
10) контрольная или контрольно-надзорная, если подразумевать при этом такие надзорные органы, как горный надзор, атомный надзор и др., связывая прокурорский надзор с отдельной ветвью власти [2, с. 379].
Следует отметить, что наличие множества государственных органов принципу разделения властей не противоречит, поскольку разрастание государственного механизма способствует реализации главной задачи идеи разделения властей, а именно предотвращению узурпации власти. Но все-таки главную роль в управлении страной играют законодательные, исполнительные и судебные органы, в связи с чем ветвями государственной власти (или важнейшими из них) следует признавать только данные органы [3, с. 33].
Еще одним аспектом содержания принципа разделения властей в современных исследованиях чаще привязывают к определенной форме правления, в рамках которой та или иная модель существует. Например, Л. М. Энтин в своей книге рассматривает разделение властей в президентской республике (американский вариант), разделение властей в парламентарных монархиях и республиках, разделение властей в странах со смешанной формой правления (опыт Французской Республики), разделение властей в развивающихся странах [4, с. 61].
На первый взгляд Конституция РФ выстраивает схему, вполне отвечающую идее институционально сильного главы государства, способного не только эффективно охранять суверенитет и государственную целостность страны, но и обеспечивать один из сущностных признаков демократической организации — реальное политическое многообразие [5, с. 32].
С другой стороны, ч. 1 ст. 11 гласит: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» [1].
Таким образом, возникает вопрос: входит ли Президент в одну из ветвей власти или он находится вне системы разделения властей, над всеми властями?
Некоторые ученые считают, что Президент входит в состав исполнительной власти, так как издает указы и распоряжения, назначает правительство РФ и федеральных министров [6]. К тому же в прежней Конституции он был официально отнесен к этой ветви. Но все-таки Президент объявляется главой государства и от исполнительной власти официально отделен. Тем не менее, после внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 г. Президенту РФ фактически отводится главенствующая роль в системе исполнительной власти. Так, в действующей редакции ч. 1 ст. 110 Конституции РФ закреплено положение о том, что «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации» [1]. Во-первых, Президент РФ, который осуществляет «общее руководство» исполнительной властью, не стал Председателем Правительства РФ, а общий контроль над государственными органами Президент РФ был уполномочен осуществлять и ранее. Во-вторых, широкий объем полномочий Президента РФ в отношении исполнительной власти, фактическое влияние на Правительство РФ и с недавних пор — конституционное закрепление руководящей роли Президента РФ в системе исполнительной власти — все это позволяет говорить об интеграции президентской власти в структуру исполнительной [7, с. 156].
Вряд ли его можно отнести и к законодательной власти, хотя он и участвует в законодательном процессе, может вносить законопроекты, подписывает и обнародует законы, а в определенных ситуациях, — когда нормативное регулирование необходимо, но законы запаздывают, — может регулировать общественные отношения своими указами (такие акты носят временный характер и с появлением закона должны быть отменены либо приведены в соответствие с ним) [2, с. 378]. В частности, примером влияния на законотворческий процесс в стране является заявление Президента РФ о проведении пенсионной реформы в РФ в 2018 году [6].
К судебной власти его также отнести нельзя.
Многие исследователи статуса Президента РФ предлагают выделить власть Президента из традиционной триады и рассматривать его статус как особую «четвертую», президентскую ветвь власти.
При характеристике формы правления в России в любом случае делается акцент на президентской власти, поскольку она проявляется в государстве ярче остальных. Так, российская модель разделения властей имеет существенный дисбаланс, связанный со статусом и объемом полномочий главы государства, которые возвышают его над другими ветвями, и предоставляют ем ведущую роль в ее трехкомпонентной системе.
Подводя итог, хочется сказать, что теория разделения властей сегодня признана политико-правовым идеалом. В России имеются свои особенности реализации данной теории. Таким образом, можно выделить особенности принципа разделения властей в рамках президентско-парламентской республики в Российской Федерации:
– дисбаланс, связанный со статусом и объемом полномочий главы государства, которые возвышают его над другими ветвями, и предоставляют ему ведущую роль в трёхкомпонентной системе;
– гипертрофированная роль в государственном механизме Президента РФ, тем более — его Администрации, а в некоторой степени и некоторых иных органов (например, избирательных комиссий, которые в избирательном процессе должны выполнять чисто технические функции, а также прокуратуры, сохранение за которой общего надзора позволяет ей оставаться непропорционально влиятельным органом);
– перекос сил в пользу исполнительных органов;
– три ветви власти слишком тесно сотрудничают и делегируют друг другу полномочия;
– не совсем ясно место главы государства в данной теории, хотя его действия ограничены Конституцией, требуется расширенная регламентация взаимодействий всех ветвей власти и их взаимодействие с Президентом;
– не в полной мере реализуется независимость судебной власти, по-видимому, сказываются негативные последствия коррупции высших эшелонов власти;
– влияние федеративного политико-территориального устройства на реализацию принципа разделения властей. Происходящие перемены законодательства в большей степени характеризуют централизацию государственной власти, нежели разграничение ее между Российской Федерацией и ее субъектами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445)) // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
- Авакьян , С. А. Конституционное право России: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — М.: 5-е изд. Норма: ИНФРА-М, 2014. — 864 с.
- Алебастрова, И. А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. — 2017. — № 9. — С. 25–33.
- Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М.: юрид. Лит, 1995. — 175 с.
- Краснов, М. А. Российская система власти: треугольник с одним углом / М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский. — М.: Институт права и публичной политики, 2008. — 202 с.
- Кудинов, А. С. Принцип разделение властей: теория и практика применения этого принципа в государственном устройстве современных государств // SCI-ARTICLE: сайт. Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1535488847 — Загл. с экрана.
- Фарикова, Е. А. Современные проблемы организации публичной власти // Современная научная мысль. — 2021. — № 1. — С. 153–157.