Ключевые слова: законодательство, государство, законодательные органы, органы субъектов РФ, государственная власть.
Государственный аппарат в Российской Федерации включает в себя федеральные и региональные органы государственной власти, т. е. структуры, непосредственно осуществляющие в соответствии с положениями Конституции РФ государственную власть на федеральном и региональном уровнях (органы законодательной, исполнительной и судебной власти), а также иные государственные органы, обеспечивающие государственно-властную деятельность, т. е. организационные структуры, которые, не имея конституционных полномочий, осуществляют координационные, аналитические, информационные и иные функции, способствующие эффективной реализации своих функций и полномочий органами государственной власти. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.
Система органов государственной власти в Российской Федерации, исходя из федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации состоит из федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. С одной стороны они едины а, с другой, обладают относительной самостоятельностью в рамках закрепленных в Конституции РФ и законодательстве предметов ведения и полномочий.
Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством. [4, С. 129].
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере [5, С. 423].
Законодательные органы являются постоянно действующей формой осуществления власти народом. Они олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения.
Деятельность законодательных органов может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в соответствии с конституционными основами и принципами. Она отражается на уровне благосостояния всех жителей страны, состоянии охраны общественного порядка и реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.
Государство в России осуществляет свою власть и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов страны. Субъекты Российской Федерации организовывают государственную власть самостоятельно внутри своего региона. Система законодательной (представительной) государственной власти в субъектах Российской Федерации на сегодняшний день не стабильно и требует теоретико-правовых разработок для урегулирования взаимодействия между федеральными органами и законодательными органами субъектов страны. Законодательство субъектов Российской Федерации проводят работу по приведению в соответствие с федеральным законодательством, но это отражается в единообразии организации власти на уровне субъектов РФ. Хотя идея федеративного государства предполагает разнообразие подходов к решению конкретных вопросов организации системы.
Необходимо создать механизм власти в субъектах Российской Федерации на федеральном конституционном и нормативно-правовом уровне и на уровне каждого субъекта Российской Федерации.
Изменения в федеральные закона и нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов функционирования законодательных органов, вносятся систематически, в связи с этим необходимо провести глубокий анализ организации деятельности органов законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью урегулирования работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как существующие проблемы их организации и деятельности оказывают негативное влияние на эффективность функционирования парламентов.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе положений юридической науки и анализа существующей практики определить основные проблемы организации и практической деятельности, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на примере Законодательного Собрания Челябинской области, и определить возможные направления работы по их разрешению.
Задачи исследования:
– охарактеризовать теоретическую основу создания и функционирования законодательного (представительного) органа власти в системе государственной власти;
– проанализировать конституционно-правовое регулирование организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации;
– исследование полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации, определение на этой основе соотношения делегированных и собственных прав и обязанностей, порядка их реализации на примере Законодательного Собрания Челябинской области;
– раскрытие содержания правотворческой деятельности Законодательного Собрания Челябинской области; рассмотрение законодательно-инициативной деятельности и обобщение опыта работы Законодательного Собрания Челябинской области.
Законодательный (представительный) орган государственной власти образует некоторую правовую связь между обществом и государством, обеспечивается реализация принципов и свободы, демократии, народовластия, разделения властей. Именно представительная функция законодательного органа имеет фундаментальное значение, помогает объединить интересы различных слоев и групп населения. При этом стоит отметить, что при недостаточной заинтересованности граждан в политической жизни снижается значимость функций представительного органа.
Необходимо учитывать тот факт, что в условиях падения Российской Империи, Великой Отечественной войны, распада Советского Союза система законодательного (представительного) органа прошла большой и непростой путь становления, развитие получилось прерывистое и запоздалое. Понимая федеративный характер Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов осуществляют свою деятельность в пределах своего региона самостоятельно. Но реального взаимодействия и диалога между региональными законодательными органами и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не наблюдается, что и может являться отправной точкой в разрешении существующих проблем организационно-правовой деятельности парламентов субъектов Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Устав (Основной Закон) Челябинской области (принят постановлениями Челябинской областной Думы от 13 апреля 1995 г. № 162
4. Корельский В. Н., Перевалов. Теория государства и права. — М.: инфра-м, 1997. — 570 с.
5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
6. Шаклеин Н. И. Конституционно-правовой статус федерального и региональных парламентов Российской Федерации и проблемы его совершенствования: сравнительно-правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук. Государственное науч. учреждение «Государственный научно-исследовательский ин-т системного анализа Счетной палаты Российской Федерации», Москва, 2011.