Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 1753 раза

Библиографическое описание:

Мирошниченко, А. Ю. Проблемы функционирования и перспективы развития структуры федеральных исполнительных органов власти в Российской Федерации / А. Ю. Мирошниченко, О. А. Проваторова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104743/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы путем внесения изменений в законодательство.

Ключевые слова: система и структура федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, аппарат государственного управления, государственное управление.

Структура и система органов исполнительной власти в Российской Федерации за последние десятилетия претерпевала изменения неоднократно. Это происходит с целью создания эффективной «модели», повышения, как эффективности, так и качества организации управления государством с помощью создания новых федеральных органов исполнительной власти, их трансформации и переименования, а также определение другой подведомственности, передачи определенных функций упраздненных федеральных органов исполнительной власти иным органам исполнительной власти.

Однако к одной из главных особенностей административно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации относится тот факт, что на протяжении более двадцати лет так и не был принят федеральный закон «Об органах исполнительной власти Российской Федерации», а их система и структура устанавливается лишь подзаконными нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации. Поэтому можно говорить о целесообразности принятия федерального закона, регулирующего систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Следует согласиться с утвердившимся мнением о том, что «трудно представить, что только такими сложными и масштабными реорганизациями можно обеспечить улучшение системы государственного управления. Именно поэтому становятся весьма сомнительными и цели такого совершенствования, ибо не ясны общие принципиальные подходы к пониманию организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти» [5].

Необходимость дальнейшего развития федеральных органов исполнительной власти в России обусловлена тем, что одним из главных препятствий на пути экономического роста Российской Федерации является невысокий уровень эффективности аппарата государственного управления, наличие большого количества полномочий. Основная задача развития исполнительной власти — необходимость ее оптимизации. Для этого необходимо создать и поддерживать эффективную систему органов исполнительной власти. Успешное и эффективное функционирование федеральных органов исполнительной власти возможно за счет устранения существующих проблем и оптимизации данной ветви власти.

Важно отметить, что с практической точки зрения, реорганизация федеральных органов исполнительной власти сопровождается большими трудностями организационного, кадрового, служебного и финансово-экономического характера. В связи с отсутствием единой концепции системы федеральных органов исполнительной власти является противоречивым и развитие этой системы, её частой реорганизации и смены положений об органах государственного управления.

Можно выделить следующие проблемы и недостатки правовой действительности касательно исследуемой темы:

  1. Наделение федеральных органов исполнительной власти не характерными для них функциями. Например, возможность наделения Президентом РФ федеральных служб полномочия по нормативному правовому регулированию [8]. Ученые обращают внимание на то, что нормотворчество «отвлекает федеральные службы от осуществления их основных функций, то есть по контролю и надзору и специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности» [4].

Также не соблюдается функциональная специализация и при наделении полномочиями федеральных министерств. Некоторые авторы называли такие отступления от правил опасной практикой «расползания» контрольно-надзорных функций по всей системе федеральных органов исполнительной власти [7]. Например, Указом Президента РФ № 156 [3] ФСКН России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.

  1. Неточное наименование федеральных служб.
  2. Нехватка специального федерального закона, который бы определял порядок формирования федеральных органов исполнительной власти.

При разработке структуры федеральных органов исполнительной власти необходимо учитывать множество факторов, таких как соответствие конкретным экономическим и политическим условиям, учет новых технологий и техник управления, функционального и территориального принципов управления, горизонтальные связи между органами управления, традиционные связи в системе российского государственного управления, базирование компетенции органов управления на законах и утверждение организационной структуры каждого органа исполнительной власти.

Следует отметить, что в значительной мере на эффективность федеральных органов исполнительной власти влияет и организационная структура самого органа. В виду совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима осуществление мероприятий, направленных на совершенствование их организационной структуры. Разработка и внедрение оптимальной организационной структуры федеральных органов исполнительной власти считается одним из главных факторов развития данного направления государственной власти.

В состав основных проблем, связанных с организационной структурой федеральных органов исполнительной власти, относятся:

Во-первых, в настоящее время наиболее применим подход к органам исполнительной власти в качестве производственной или социально-производственной системы. При этом особое внимание необходимо акцентировать на совершенствование показателей деятельности подразделений [6].

Во-вторых, отсутствуют четко установленные связи между отдельными структурными подразделениями, часто происходит повторение одних и тех же функции, устранение такого положения возможно благодаря оптимизации организационной структуры.

В-третьих, наличие слабого восприятия к инновациям в организационном процессе, что обусловлено тем, что администрация и сотрудников органов исполнительной власти заинтересован в стабильности и неизменности. Так, дальнейшее развитие федеральных органов исполнительной власти на территории РФ должно осуществляться за счет формирования оптимальной организационной структуры, а также за счет обеспечения высоких качественных показателей исполнительной власти.

В данном случае необходимо заниматься как улучшением механизмов функционирования персонала, подбора новых сотрудников. Помимо этого, требуется заниматься развитие мотивационной направленности деятельности органов исполнительной власти. Посредством реализации представленных мер и действий будет наблюдаться дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной власти в стране, что, в свою очередь, обеспечит высокий уровень управляемости государством, а также результативность государственного управления в целом.

Кроме того, существуют и иные проблемы в деятельности федеральных органов государственной власти, в частности, нехватка специалистов. В отдельных федеральных органах исполнительной власти отмечается нехватка молодых специалистов ввиду низкой заработной платы.

Таким образом, целесообразно предположить, что с учетом многолетнего опыта изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, можно выделить потребность в масштабном обобщении данного опыта с целью подготовки единого проекта соответствующего законодательного акта, который устанавливал бы оптимальную в организационном плане и эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.

2. Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/.

3. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/.

4. Кармолицкий А. А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 1.

5. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3.

6. Степаненко Ю. В. Логика преобразований в исполнительной власти / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-preobrazovanii-v-ispolnitelnoivlasti

7. Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад 2013.

8. Туровская В. А., Туровская К. А. Полномочия Роспотрбнадзора по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти? // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 33.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, орган, государственное управление, организационная структура, Российская Федерация, государственная власть, дальнейшее развитие, оптимальная организационная структура, проблема, Россия.


Ключевые слова

государственное управление, исполнительные органы государственной власти, система и структура федеральных органов исполнительной власти, аппарат государственного управления

Похожие статьи

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Органы федеральной исполнительной власти РФ

В статье рассмотрены вопросы системы и структуры федеральной исполнительной власти. Автору удалось выделить функциональные особенности федеральной исполнительной власти, а также проанализированы основные проблемные вопросы и перспективы их решения.

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...

О кадровой службе как структурном подразделении органа государственной власти: понятие, задачи, полномочия, особенности

В статье анализируется законодательство Российской Федерации, раскрывающее понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы. Актуальность исследования обусловлена изменением понимания сути государственного управления: от повседневного выпол...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Процесс преобразования институтов местного самоуправления для функционирования в единой системе публичной власти в РФ

В работе рассмотрены ход развития муниципально-правовых отношений и имплементация в федеральные законы положений поправок Конституции РФ, регулирующих взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти. Изучен вопрос еди...

Похожие статьи

К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации

В статье автор рассматривает систему и правовую основу формирования федеральных органов исполнительной власти в России, фиксирует проблемные вопросы состояния системы федеральных органов исполнительной власти.

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Органы федеральной исполнительной власти РФ

В статье рассмотрены вопросы системы и структуры федеральной исполнительной власти. Автору удалось выделить функциональные особенности федеральной исполнительной власти, а также проанализированы основные проблемные вопросы и перспективы их решения.

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а так...

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В статье анализируются вопросы распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, оцениваются их сферы компетенций. Приводится системный анализ действия механизма управления и регулирования образовательного процесса в Россий...

О кадровой службе как структурном подразделении органа государственной власти: понятие, задачи, полномочия, особенности

В статье анализируется законодательство Российской Федерации, раскрывающее понятие, задачи, полномочия и особенности кадровой службы. Актуальность исследования обусловлена изменением понимания сути государственного управления: от повседневного выпол...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Процесс преобразования институтов местного самоуправления для функционирования в единой системе публичной власти в РФ

В работе рассмотрены ход развития муниципально-правовых отношений и имплементация в федеральные законы положений поправок Конституции РФ, регулирующих взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти. Изучен вопрос еди...

Задать вопрос