В статье рассматриваются проблемы функционирования структуры федеральных исполнительных органов власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Проведенный анализ обосновывает необходимость реформирования существующей системы путем внесения изменений в законодательство.
Ключевые слова: система и структура федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти, аппарат государственного управления, государственное управление.
Структура и система органов исполнительной власти в Российской Федерации за последние десятилетия претерпевала изменения неоднократно. Это происходит с целью создания эффективной «модели», повышения, как эффективности, так и качества организации управления государством с помощью создания новых федеральных органов исполнительной власти, их трансформации и переименования, а также определение другой подведомственности, передачи определенных функций упраздненных федеральных органов исполнительной власти иным органам исполнительной власти.
Однако к одной из главных особенностей административно-правового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации относится тот факт, что на протяжении более двадцати лет так и не был принят федеральный закон «Об органах исполнительной власти Российской Федерации», а их система и структура устанавливается лишь подзаконными нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации. Поэтому можно говорить о целесообразности принятия федерального закона, регулирующего систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Следует согласиться с утвердившимся мнением о том, что «трудно представить, что только такими сложными и масштабными реорганизациями можно обеспечить улучшение системы государственного управления. Именно поэтому становятся весьма сомнительными и цели такого совершенствования, ибо не ясны общие принципиальные подходы к пониманию организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти» [5].
Необходимость дальнейшего развития федеральных органов исполнительной власти в России обусловлена тем, что одним из главных препятствий на пути экономического роста Российской Федерации является невысокий уровень эффективности аппарата государственного управления, наличие большого количества полномочий. Основная задача развития исполнительной власти — необходимость ее оптимизации. Для этого необходимо создать и поддерживать эффективную систему органов исполнительной власти. Успешное и эффективное функционирование федеральных органов исполнительной власти возможно за счет устранения существующих проблем и оптимизации данной ветви власти.
Важно отметить, что с практической точки зрения, реорганизация федеральных органов исполнительной власти сопровождается большими трудностями организационного, кадрового, служебного и финансово-экономического характера. В связи с отсутствием единой концепции системы федеральных органов исполнительной власти является противоречивым и развитие этой системы, её частой реорганизации и смены положений об органах государственного управления.
Можно выделить следующие проблемы и недостатки правовой действительности касательно исследуемой темы:
- Наделение федеральных органов исполнительной власти не характерными для них функциями. Например, возможность наделения Президентом РФ федеральных служб полномочия по нормативному правовому регулированию [8]. Ученые обращают внимание на то, что нормотворчество «отвлекает федеральные службы от осуществления их основных функций, то есть по контролю и надзору и специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности» [4].
Также не соблюдается функциональная специализация и при наделении полномочиями федеральных министерств. Некоторые авторы называли такие отступления от правил опасной практикой «расползания» контрольно-надзорных функций по всей системе федеральных органов исполнительной власти [7]. Например, Указом Президента РФ № 156 [3] ФСКН России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.
- Неточное наименование федеральных служб.
- Нехватка специального федерального закона, который бы определял порядок формирования федеральных органов исполнительной власти.
При разработке структуры федеральных органов исполнительной власти необходимо учитывать множество факторов, таких как соответствие конкретным экономическим и политическим условиям, учет новых технологий и техник управления, функционального и территориального принципов управления, горизонтальные связи между органами управления, традиционные связи в системе российского государственного управления, базирование компетенции органов управления на законах и утверждение организационной структуры каждого органа исполнительной власти.
Следует отметить, что в значительной мере на эффективность федеральных органов исполнительной власти влияет и организационная структура самого органа. В виду совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима осуществление мероприятий, направленных на совершенствование их организационной структуры. Разработка и внедрение оптимальной организационной структуры федеральных органов исполнительной власти считается одним из главных факторов развития данного направления государственной власти.
В состав основных проблем, связанных с организационной структурой федеральных органов исполнительной власти, относятся:
Во-первых, в настоящее время наиболее применим подход к органам исполнительной власти в качестве производственной или социально-производственной системы. При этом особое внимание необходимо акцентировать на совершенствование показателей деятельности подразделений [6].
Во-вторых, отсутствуют четко установленные связи между отдельными структурными подразделениями, часто происходит повторение одних и тех же функции, устранение такого положения возможно благодаря оптимизации организационной структуры.
В-третьих, наличие слабого восприятия к инновациям в организационном процессе, что обусловлено тем, что администрация и сотрудников органов исполнительной власти заинтересован в стабильности и неизменности. Так, дальнейшее развитие федеральных органов исполнительной власти на территории РФ должно осуществляться за счет формирования оптимальной организационной структуры, а также за счет обеспечения высоких качественных показателей исполнительной власти.
В данном случае необходимо заниматься как улучшением механизмов функционирования персонала, подбора новых сотрудников. Помимо этого, требуется заниматься развитие мотивационной направленности деятельности органов исполнительной власти. Посредством реализации представленных мер и действий будет наблюдаться дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной власти в стране, что, в свою очередь, обеспечит высокий уровень управляемости государством, а также результативность государственного управления в целом.
Кроме того, существуют и иные проблемы в деятельности федеральных органов государственной власти, в частности, нехватка специалистов. В отдельных федеральных органах исполнительной власти отмечается нехватка молодых специалистов ввиду низкой заработной платы.
Таким образом, целесообразно предположить, что с учетом многолетнего опыта изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, можно выделить потребность в масштабном обобщении данного опыта с целью подготовки единого проекта соответствующего законодательного акта, который устанавливал бы оптимальную в организационном плане и эффективно действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.
2. Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.10.2022) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Электрон. дан. — М., 1997–2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/.
3. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/.
4. Кармолицкий А. А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 1.
5. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3.
6. Степаненко Ю. В. Логика преобразований в исполнительной власти / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-preobrazovanii-v-ispolnitelnoivlasti
7. Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад 2013.
8. Туровская В. А., Туровская К. А. Полномочия Роспотрбнадзора по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти? // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 33.