В статье рассматриваются особенности антистрессовой пластической гимнастики и возможности ее использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: гимнастика, физическая культура, молодёжь.
В последние годы на занятиях в общеобразовательных учреждениях нашей страны отмечается значительное ухудшение здоровья обучающихся, а также их подготовленности в физическом плане. Данный процесс из года в год активно прогрессирует. Как правило, такое состояние провоцирует большая учебная нагрузка на уроках. Помимо этого, хронический дефицит активности сильно мешают нормальному физическому развитию школьников.
В современном мире у молодого поколения часто прослеживаются непрерывно растущие нервно-психические нагрузки, постоянные социальные стрессы, отсутствие четких нравственных ориентиров. Всё это формирует ранимую и неустойчивую психику у детей, которая оказывается перегруженной, а потом может начать проявляться либо в агрессивном поведении, либо в апатии и равнодушии к жизни. Также за последние годы увеличивается рост хронических заболеваний у детей школьного возраста. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья, резко сужаются, и такие факторы, как полноценное правильное питание, физическая нагрузка занимают всё меньше места в жизни на фоне нервно-психических перегрузок.
На данный момент существует необходимость разнообразия вариантов формирования нравственного и физического здоровья. Один из таких подходов — антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) — новое направление массовой оздоровительной физкультуры.
АПГ — это единый подход к физическому, нервно-психическому и нравственному здоровью, основанный на понятии комфортности (удовольствии) процесса, выражающего рост его устойчивости или жизнеспособности [3, с. 342].
Основа метода, связь непрерывности и устойчивости, связь этики и физического движения позволили выстроить устойчивость процессов жизнедеятельности человеческого организма. Поэтому данный подход способствует развитию резервных возможностей, формированию стабильной нервной системы, которая гибко реагирует на стресс [2, с. 47].
В основе антистрессовой методики лежат несколько этапов:
I этап — «Техники целительных рук». Проводятся упражнения, позволяющие развивать более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущений тела. Обучающиеся учатся управлять своим вниманием, учатся чувствовать себя, свое тело, ощущать внутренние процессы. Всё это можно отнести к внутренним возможностям саморегуляции, основная задача которой — снять напряжение, успокоиться, сосредоточить внимание на тех зонах собственного тела, где находятся руки. Подбирая упражнения дыхательной гимнастики, всегда необходимо руководствоваться индивидуальными особенностями здоровья каждого обучающегося. Подбирать упражнения, которые ему действительно необходимы. К примеру, если нужно потренировать диафрагму, тогда подойдут такие упражнения, как: «Кошка», «Насос» и «Большой маятник». Если же проблема с чрезмерным возбуждением, тогда на помощь придут такие упражнения, как: «Насос», «Шаги», «Обними плечи» и некоторые другие.
II этап — освоение навыков самомассажа и «коллективного» массажа зон тела. К стрессозависимым зонам, по мнению ученых, относят: голову, заднюю поверхность шеи; плечи и воротниковую зону; ягодицы; пятки. С помощью элементарного массажа на уроках учимся снимать мышечные напряжения себе и друг другу, помогая тем самым избежать пагубных последствий стрессов. Суть этого эффекта заключается в резком повышении работоспособности кровеносных сосудов и функции мышц. В результате увеличивается суставная подвижность, снимается усталость. Главный же эффект — рост уровня периферического кровообращения, что благотворно влияет на повышение физической активности тканей и органов. А в совокупности с дыхательной гимнастикой данные упражнения усиливают реакцию всего организма, при этом повышается как внутреннее тканевое дыхание, так и усваиваемость кислорода тканями.
III этап — вибрационные упражнения, основанные на естественных движениях и ритме. Каждый человек может создавать вибрационную волну в теле самостоятельно, без использования приборов биомеханической стимуляции. Отметим, что вибрационные упражнения вызывают состояние радости, счастья, активности, уверенности.
Таким образом, инновационные подходы в обучении школьников предполагают такой процесс и результат учебной деятельности в сфере физической культуры, который стимулирует внесение изменений в существующую учебно-образовательную среду.
Принцип оздоровительной направленности помогает учителям по физической культуры чётко организовать физическое воспитание, которое будет выполнять не развивающую, но и профилактическую функции. Данные упражнения помогают школьниками развить навык культуры движения, что помогает эстетически развиваться.
Помимо этого, гимнастика решает некоторые задачи физического и нравственного воспитания, формирую целостный подход детей к физической культуре, а именно:
- Воспитывает у обучающихся терпимость, стремление к совершенствованию, а также доброжелательность;
- Помогает овладеть упражнениями, которые способствуют профилактике разных заболеваний, среди которых: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения и т. д.
- Развивает многие двигательные способности: координация, гибкость, быстроту, выносливость.
- Помогает овладеть навыками самостоятельного проведения игр и специальных упражнений.
Упражнения пластической гимнастики отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений, чему способствует поточный метод их выполнения без рывков в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений и от контингента.
Литература:
- Алексеев, Н. И. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся общеобразовательной школы (1–11 классы) / В. З. Афанасьев, А И. Бессуднов. — М.: Радио и связь, 1995. — 272 с.
- Антистрессовая пластическая гимнастика / Авт. Сост. А. В. Попков. — М.: Советский спорт, 2005. — 234 с.
- Антистрессовая пластическая гимнастика А. В. Попкова (Методические рекомендации) / Российский республиканский совет ВДФСО профсоюзов; Республиканский врачебно-физкультурный диспансер МЗ РСФСР. / А. В. Попков. — М., 1989. — 342 с.
- Велитченко, В. К. Физкультура без травм. / В. К. Велитченко. — М.: Просвещение, 1993. — 341 с.
- Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А. А. Гужаловский. — Минск, 1978. — 231 с.
- Минаев, Б.Н.. Основы методики физического воспитания школьников. / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. — М.: Просвещение, 1989. — 278 с.
- Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности. / Н. А. Фомин. — М.: Физическая культура и спорт, 1991. — 269 с.