Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой для студентов с гипертонией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Зимин, А. А. Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой для студентов с гипертонией / А. А. Зимин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120024/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой для студентов, страдающих гипертонией. Предложены эффективные методы, комплекс упражнений и принципы их выполнения для улучшения физического состояния и предотвращения осложнений.

Ключевые слова: гипертония, оздоровительная физическая культура, адаптированные упражнения, профилактика заболеваний, снижение стресса, контроль давления, физическая активность, безопасность.

Самостоятельные занятия для студентов с гипертонией направлены на улучшение общего состояния организма, нормализацию артериального давления и укрепление сердечно-сосудистой системы. Ниже представлены основные подходы, рекомендации и примерный комплекс упражнений.

Основные принципы организации занятий

1. Индивидуальный подход

Учитываются уровень физической подготовки, стадия гипертонии и общее состояние здоровья. Перед началом занятий необходима консультация врача.

2. Постепенность нагрузки

Занятия начинаются с легких упражнений и постепенного увеличения интенсивности. Принцип малой нагрузки особенно важен для людей с гипертонией.

3. Контроль состояния

Во время тренировки важно следить за пульсом, дыханием и общим самочувствием. Оптимальный диапазон сердечного ритма — 50–70 % от максимального значения.

4. Регулярность

Для достижения стойкого результата тренировки проводятся 3–5 раз в неделю по 20–40 минут.

5. Упражнения без задержки дыхания

Гипертоникам противопоказаны нагрузки, связанные с натуживанием. Упражнения выполняются с ровным дыханием.

Примерный комплекс упражнений

1. Разминка (5–7 минут)

Легкие движения для подготовки организма:

Ходьба на месте — 2 минуты.

Махи руками вперед и назад — 10 раз в каждую сторону.

Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад — 5–7 раз.

2. Основная часть (15–20 минут)

Упражнения направлены на укрепление мышц и улучшение кровообращения:

Медленные приседания с опорой на стул — 10–12 повторений.

Подъемы рук в стороны и вверх — 10 раз.

Повороты корпуса сидя — 8–10 повторений в каждую сторону.

Подъем на носки стоя — 15 повторений.

Упражнение «велосипед» лежа — 1–2 минуты (по самочувствию).

3. Заминка и расслабление (5–7 минут)

Медленные наклоны вперед с расслаблением рук — 5–7 раз.

Дыхательные упражнения: вдох через нос (4 секунды), выдох через рот (6 секунд) — 5 циклов.

Лежа на спине, глубокое дыхание с расслаблением тела — 3 минуты.

Профилактика и безопасность

Регулярные занятия физкультурой помогают снижать уровень стресса, укреплять сосуды и улучшать кровообращение. Однако при гипертонии важно избегать:

Резких движений.

Перегревания (тренировок в жаркую погоду или в душных помещениях).

Упражнений с поднятием тяжестей.

Преимущества для гипертоников

  1. Снижение артериального давления за счет улучшения работы сосудов.
  2. Улучшение эмоционального состояния благодаря выработке эндорфинов.
  3. Доступность: занятия можно проводить в домашних условиях, без специального оборудования.
  4. Улучшение физической формы: укрепление мышц и суставов, снижение массы тела.

Рекомендации по включению физических нагрузок в повседневную жизнь

Включение оздоровительной физической культуры в распорядок дня студентов с гипертонией может оказаться не только полезным, но и увлекательным процессом. Ниже приведены рекомендации и дополнительные советы, которые помогут разнообразить занятия и поддерживать мотивацию.

1. Интеграция активности в учебный день

— Перерывы на движение: Во время длительных занятий или работы за компьютером каждые 30–40 минут выделяйте 5 минут на легкую разминку. Это могут быть наклоны, растяжка или прогулка.

— Использование лестниц: Отдавайте предпочтение подъему по лестнице вместо лифта — это укрепляет сердечно-сосудистую систему.

— Ходьба до университета или по кампусу: Если позволяет расстояние, пройдитесь пешком или используйте велосипед.

2. Выбор подходящего времени для занятий

— Утренние тренировки помогают зарядиться энергией и настроиться на продуктивный день.

— Вечерние занятия расслабляют, снимают стресс и способствуют нормализации сна.

— Важно выбирать время, когда вы чувствуете себя наиболее комфортно, чтобы тренировки приносили удовольствие.

3. Практика дыхательных техник

Дыхательные упражнения — важная часть физической активности для гипертоников:

— Методика “4–7–8”: вдох через нос на 4 секунды, задержка дыхания на 7 секунд, медленный выдох через рот на 8 секунд. Повторите 5–7 раз.

— Дыхание с сопротивлением: вдох через нос, а выдох через сжатые губы, чтобы создать сопротивление. Это упражнение улучшает насыщение тканей кислородом.

4. Групповые занятия и социальная мотивация

Занятия в группе или с друзьями помогают поддерживать мотивацию:

— Участвуйте в оздоровительных мероприятиях в университете или спортивных клубах.

— Присоединяйтесь к группам по интересам, таким как йога, пилатес или скандинавская ходьба.

5. Использование современных технологий

— Приложения для тренировок и шагомеры помогут отслеживать физическую активность, ставить цели и видеть прогресс.

— Онлайн-занятия или видеоуроки позволяют заниматься под руководством опытных инструкторов из любого места.

6. Сбалансированный режим дня

Для повышения эффективности занятий важно соблюдать:

— Режим сна: спите не менее 7–8 часов в день, чтобы организм успевал восстанавливаться.

— Правильное питание: употребляйте больше овощей, фруктов, продуктов, богатых калием и магнием, которые полезны для сердечно-сосудистой системы.

— Гидратацию: пейте достаточное количество воды, особенно после физических нагрузок.

7. Мотивация и поддержка

— Фиксируйте свои достижения в дневнике тренировок. Это может быть количество пройденных шагов, время выполнения упражнений или общее самочувствие.

— Награждайте себя за успехи: например, прогулкой на свежем воздухе, новым спортивным инвентарем или отдыхом с друзьями.

— Помните, что даже небольшие шаги в сторону здорового образа жизни приносят пользу и делают вклад в ваше благополучие.

Внедрение этих рекомендаций в повседневную жизнь способствует не только укреплению здоровья, но и повышению качества жизни, эмоционального фона и успеваемости студентов. Главное — регулярность и удовольствие от процесса.

Совет: Начните с небольших изменений, таких как 10-минутные прогулки или легкая гимнастика утром. Постепенно увеличивайте интенсивность и длительность занятий, и они станут неотъемлемой частью вашей жизни.

Заключение

Оздоровительная физическая культура — это надежный способ улучшения качества жизни студентов с гипертонией. Благодаря индивидуальному подходу, регулярным тренировкам и соблюдению правил безопасности она становится эффективным инструментом для профилактики и лечения заболевания, поддержания физического и психологического благополучия.

Литература:

  1. Оздоровительная гимнастика: Практическое руководство для занятий в условиях фитнес-центра / Е. И. Ковалев. — Текст: непосредственный // Спорт и Здоровье. — Санкт-Петербург, 2012. — 256 с.
  2. Физическая культура при гипертонии: основные подходы / О. Н. Горбунова. — Текст: непосредственный // Физкультура и Здоровье. — Москва, 2016. — 192 с.
  3. Теория и практика занятий с гипертониками / А. А. Попова. — Текст: непосредственный // Физическая Культура. — Санкт-Петербург, 2018. — 240 с.
  4. Методы адаптации тренировок для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями / В. И. Зайцев. — Текст: непосредственный // Наука и Спорт. — Москва, 2014. — 200 с.
  5. Индивидуальный подход к тренировкам при хронических заболеваниях / Н. В. Смирнова. — Текст: непосредственный // Физкультура и Развитие. — Санкт-Петербург, 2017. — 180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): оздоровительная физическая культура, занятие, минута, сердечно-сосудистая система, упражнение, физическая активность, артериальное давление, индивидуальный подход, общее самочувствие, повседневная жизнь.


Ключевые слова

оздоровительная физическая культура, безопасность, физическая активность, гипертония, профилактика заболеваний, адаптированные упражнения, снижение стресса, контроль давления

Похожие статьи

Задать вопрос