Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой для студентов с гипертонией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Зимин, А. А. Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой для студентов с гипертонией / А. А. Зимин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120024/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматриваются особенности организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой для студентов, страдающих гипертонией. Предложены эффективные методы, комплекс упражнений и принципы их выполнения для улучшения физического состояния и предотвращения осложнений.

Ключевые слова: гипертония, оздоровительная физическая культура, адаптированные упражнения, профилактика заболеваний, снижение стресса, контроль давления, физическая активность, безопасность.

Самостоятельные занятия для студентов с гипертонией направлены на улучшение общего состояния организма, нормализацию артериального давления и укрепление сердечно-сосудистой системы. Ниже представлены основные подходы, рекомендации и примерный комплекс упражнений.

Основные принципы организации занятий

1. Индивидуальный подход

Учитываются уровень физической подготовки, стадия гипертонии и общее состояние здоровья. Перед началом занятий необходима консультация врача.

2. Постепенность нагрузки

Занятия начинаются с легких упражнений и постепенного увеличения интенсивности. Принцип малой нагрузки особенно важен для людей с гипертонией.

3. Контроль состояния

Во время тренировки важно следить за пульсом, дыханием и общим самочувствием. Оптимальный диапазон сердечного ритма — 50–70 % от максимального значения.

4. Регулярность

Для достижения стойкого результата тренировки проводятся 3–5 раз в неделю по 20–40 минут.

5. Упражнения без задержки дыхания

Гипертоникам противопоказаны нагрузки, связанные с натуживанием. Упражнения выполняются с ровным дыханием.

Примерный комплекс упражнений

1. Разминка (5–7 минут)

Легкие движения для подготовки организма:

Ходьба на месте — 2 минуты.

Махи руками вперед и назад — 10 раз в каждую сторону.

Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад — 5–7 раз.

2. Основная часть (15–20 минут)

Упражнения направлены на укрепление мышц и улучшение кровообращения:

Медленные приседания с опорой на стул — 10–12 повторений.

Подъемы рук в стороны и вверх — 10 раз.

Повороты корпуса сидя — 8–10 повторений в каждую сторону.

Подъем на носки стоя — 15 повторений.

Упражнение «велосипед» лежа — 1–2 минуты (по самочувствию).

3. Заминка и расслабление (5–7 минут)

Медленные наклоны вперед с расслаблением рук — 5–7 раз.

Дыхательные упражнения: вдох через нос (4 секунды), выдох через рот (6 секунд) — 5 циклов.

Лежа на спине, глубокое дыхание с расслаблением тела — 3 минуты.

Профилактика и безопасность

Регулярные занятия физкультурой помогают снижать уровень стресса, укреплять сосуды и улучшать кровообращение. Однако при гипертонии важно избегать:

Резких движений.

Перегревания (тренировок в жаркую погоду или в душных помещениях).

Упражнений с поднятием тяжестей.

Преимущества для гипертоников

  1. Снижение артериального давления за счет улучшения работы сосудов.
  2. Улучшение эмоционального состояния благодаря выработке эндорфинов.
  3. Доступность: занятия можно проводить в домашних условиях, без специального оборудования.
  4. Улучшение физической формы: укрепление мышц и суставов, снижение массы тела.

Рекомендации по включению физических нагрузок в повседневную жизнь

Включение оздоровительной физической культуры в распорядок дня студентов с гипертонией может оказаться не только полезным, но и увлекательным процессом. Ниже приведены рекомендации и дополнительные советы, которые помогут разнообразить занятия и поддерживать мотивацию.

1. Интеграция активности в учебный день

— Перерывы на движение: Во время длительных занятий или работы за компьютером каждые 30–40 минут выделяйте 5 минут на легкую разминку. Это могут быть наклоны, растяжка или прогулка.

— Использование лестниц: Отдавайте предпочтение подъему по лестнице вместо лифта — это укрепляет сердечно-сосудистую систему.

— Ходьба до университета или по кампусу: Если позволяет расстояние, пройдитесь пешком или используйте велосипед.

2. Выбор подходящего времени для занятий

— Утренние тренировки помогают зарядиться энергией и настроиться на продуктивный день.

— Вечерние занятия расслабляют, снимают стресс и способствуют нормализации сна.

— Важно выбирать время, когда вы чувствуете себя наиболее комфортно, чтобы тренировки приносили удовольствие.

3. Практика дыхательных техник

Дыхательные упражнения — важная часть физической активности для гипертоников:

— Методика “4–7–8”: вдох через нос на 4 секунды, задержка дыхания на 7 секунд, медленный выдох через рот на 8 секунд. Повторите 5–7 раз.

— Дыхание с сопротивлением: вдох через нос, а выдох через сжатые губы, чтобы создать сопротивление. Это упражнение улучшает насыщение тканей кислородом.

4. Групповые занятия и социальная мотивация

Занятия в группе или с друзьями помогают поддерживать мотивацию:

— Участвуйте в оздоровительных мероприятиях в университете или спортивных клубах.

— Присоединяйтесь к группам по интересам, таким как йога, пилатес или скандинавская ходьба.

5. Использование современных технологий

— Приложения для тренировок и шагомеры помогут отслеживать физическую активность, ставить цели и видеть прогресс.

— Онлайн-занятия или видеоуроки позволяют заниматься под руководством опытных инструкторов из любого места.

6. Сбалансированный режим дня

Для повышения эффективности занятий важно соблюдать:

— Режим сна: спите не менее 7–8 часов в день, чтобы организм успевал восстанавливаться.

— Правильное питание: употребляйте больше овощей, фруктов, продуктов, богатых калием и магнием, которые полезны для сердечно-сосудистой системы.

— Гидратацию: пейте достаточное количество воды, особенно после физических нагрузок.

7. Мотивация и поддержка

— Фиксируйте свои достижения в дневнике тренировок. Это может быть количество пройденных шагов, время выполнения упражнений или общее самочувствие.

— Награждайте себя за успехи: например, прогулкой на свежем воздухе, новым спортивным инвентарем или отдыхом с друзьями.

— Помните, что даже небольшие шаги в сторону здорового образа жизни приносят пользу и делают вклад в ваше благополучие.

Внедрение этих рекомендаций в повседневную жизнь способствует не только укреплению здоровья, но и повышению качества жизни, эмоционального фона и успеваемости студентов. Главное — регулярность и удовольствие от процесса.

Совет: Начните с небольших изменений, таких как 10-минутные прогулки или легкая гимнастика утром. Постепенно увеличивайте интенсивность и длительность занятий, и они станут неотъемлемой частью вашей жизни.

Заключение

Оздоровительная физическая культура — это надежный способ улучшения качества жизни студентов с гипертонией. Благодаря индивидуальному подходу, регулярным тренировкам и соблюдению правил безопасности она становится эффективным инструментом для профилактики и лечения заболевания, поддержания физического и психологического благополучия.

Литература:

  1. Оздоровительная гимнастика: Практическое руководство для занятий в условиях фитнес-центра / Е. И. Ковалев. — Текст: непосредственный // Спорт и Здоровье. — Санкт-Петербург, 2012. — 256 с.
  2. Физическая культура при гипертонии: основные подходы / О. Н. Горбунова. — Текст: непосредственный // Физкультура и Здоровье. — Москва, 2016. — 192 с.
  3. Теория и практика занятий с гипертониками / А. А. Попова. — Текст: непосредственный // Физическая Культура. — Санкт-Петербург, 2018. — 240 с.
  4. Методы адаптации тренировок для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями / В. И. Зайцев. — Текст: непосредственный // Наука и Спорт. — Москва, 2014. — 200 с.
  5. Индивидуальный подход к тренировкам при хронических заболеваниях / Н. В. Смирнова. — Текст: непосредственный // Физкультура и Развитие. — Санкт-Петербург, 2017. — 180 с.
Основные термины (генерируются автоматически): оздоровительная физическая культура, занятие, минута, сердечно-сосудистая система, упражнение, физическая активность, артериальное давление, индивидуальный подход, общее самочувствие, повседневная жизнь.


Ключевые слова

оздоровительная физическая культура, безопасность, физическая активность, гипертония, профилактика заболеваний, адаптированные упражнения, снижение стресса, контроль давления

Похожие статьи

Методика восстановления после ОРВИ при помощи средств физической культуры

В данной статье описаны основные методы восстановления здоровья организма, находящегося под воздействием вирусных сезонных заболеваний, с помощью определенной группы физических упражнений. Представлены рекомендации по наиболее безопасным занятиям спо...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Влияние физических тренировок на гиперреактивность дыхательных путей при бронхиальной астме

В статье рассматривается необходимость приобщения людей с бронхиальной астмой к физической активности, влияние данной терапии на дыхательные функции и общее состояние больных. Также подчеркивается значимость и перспективы развития этого направления в...

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Влияние плавания на здоровье студента

В статье рассмотрено влияние плавания на здоровье студентов в условиях малоподвижного образа жизни и высокого уровня стресса, связанного с учебной деятельностью. Польза данного вида активности для студентов творческих профессий. Проведен анализ преим...

Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека

В данной статье рекомендованы занятия оздоровительным бегом для развития выносливости, для укрепления костно-мышечного аппарата и улучшения кардио-респираторной системы организма.

Особенности проведения занятий по гимнастике для студентов с миопией высокой степени

В статье рассмотрены особенности проведения занятий для студентов с миопией высокой степени.

Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся

В статье поднята проблема малой двигательной активности обучающихся и популяризация физической культуры и спорта. Предложены методы и средства популяризации здорового образа жизни в системе подготовки студентов.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Похожие статьи

Методика восстановления после ОРВИ при помощи средств физической культуры

В данной статье описаны основные методы восстановления здоровья организма, находящегося под воздействием вирусных сезонных заболеваний, с помощью определенной группы физических упражнений. Представлены рекомендации по наиболее безопасным занятиям спо...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Влияние физических тренировок на гиперреактивность дыхательных путей при бронхиальной астме

В статье рассматривается необходимость приобщения людей с бронхиальной астмой к физической активности, влияние данной терапии на дыхательные функции и общее состояние больных. Также подчеркивается значимость и перспективы развития этого направления в...

Профилактика психологического утомления как фактор здоровьесбережения у подростков, занимающихся пулевой стрельбой

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья подростков в процессе занятий пулевой стрельбой. Освещены вопросы по профилактике психологического утомления и применение восстановительных средств и методов в тренировочном процессе стрелков-пулевиков.

Влияние плавания на здоровье студента

В статье рассмотрено влияние плавания на здоровье студентов в условиях малоподвижного образа жизни и высокого уровня стресса, связанного с учебной деятельностью. Польза данного вида активности для студентов творческих профессий. Проведен анализ преим...

Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека

В данной статье рекомендованы занятия оздоровительным бегом для развития выносливости, для укрепления костно-мышечного аппарата и улучшения кардио-респираторной системы организма.

Особенности проведения занятий по гимнастике для студентов с миопией высокой степени

В статье рассмотрены особенности проведения занятий для студентов с миопией высокой степени.

Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся

В статье поднята проблема малой двигательной активности обучающихся и популяризация физической культуры и спорта. Предложены методы и средства популяризации здорового образа жизни в системе подготовки студентов.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Задать вопрос