В статье отражен позитивный опыт использования базовых элементов аэробики на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: физическая культура, здоровьесбережение, здоровье, обучающиеся.
Предполагается, что низкая мотивация к занятиям по физической культуре может быть вызвана различными факторами, такими как: недостаточное понимание важности физической активности для здоровья и общего благополучия, отсутствие интереса к изучаемым видам спорта или физической активности, негативный опыт, отсутствие поддержки и поощрения со стороны, сравнение себя с другими и недостаточная уверенность в собственных успехах, занятость в спортивных секциях [2].
В процессе физического воспитания используются специально подобранные упражнения, объединенные в комплексы и системы. Разделяют общую и специальную физическую подготовку, первая необходима для укрепления здоровья, а также увеличения показателей физической подготовленности, вторая заключается в совершенствовании двигательных способностей для конкретной деятельности. Об уровне физического развития можно судить по результатам измерений следующих показателей: рост, масса тела, индексы, калипометрия, физические качества (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость). Внедрение элементов базовой аэробики является доступным средством для использования в рамках физкультурных занятий со школьниками. Аэробные упражнения оказывают на организм значительное влияние на организм благодаря улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Использование аэробных упражнений способствует увеличению сердечного выброса, улучшают эластичность сосудов, снижают кровяное давление, также способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких, повышают эффективность газообмена. Систематическое выполнение аэробных упражнений улучшают способность организма использовать энергию более эффективно, что приводит к повышению выносливости. Регулярные аэробные упражнения способствуют снижению стресса, улучшают настроение, повышают самооценку и общее эмоциональное благополучие.
Аэробику принято рассматривать как систему гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом. На сегодняшний день существует множество научно-обоснованных программ, видов и направлений направленных на увеличение функциональных показателей организма, например базовая аэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, аэробика с мячом, со скакалкой, различные танцевальные виды [1].
Основным направлением использование аэробных движений на занятиях по физической культуре является оздоровление организма, которое в свою очередь базируется на знаниях биологии, анатомии, педагогики, биомеханики. Использование аэробики не исключает принципы спортивной тренировки (доступность, индивидуализация, целесообразность и т. д.). Каждое занятие подчиняется законам традиционного построения тренировочных и оздоровительных мероприятий (вводная часть, основная, заключительная), а также соответствует цели и задачам урока. Использование аэробики в школьном возрасте благополучно влияет на все физиологические процессы, к среднему школьному возрасту дети имеют определенный багаж знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения точно координированных движений, умеют слушать музыку. На занятиях физической культуре рекомендуется использовать такие виды как фитнес-аэробика, йога, степ-аэробика и все возможные танцевальные направления. Для увеличения заинтересованности обучающихся важно использовать музыкальное сопровождение, соответствующее интересам занимающихся, например, специально обработанные музыкальные файлы популярных исполнителей.
Эксперимент проходил на базе общеобразовательной школы № 170 г. Новосибирска, Кировского района с 10 января по 30 мая 2024 года. В исследовании приняли участие школьницы 11-х классов, в количестве 20 человек. Девушки были разделены на две группы — контрольная и экспериментальная. Контрольная группа продолжила заниматься по рабочей программе, а в учебный процесс экспериментальной группы были внедрены элементы аэробики. Так, в вводной части занятия школьникам было предложено выполнить базовые шаги фронтальным методом, для того чтобы подготовить организм к предстоящей нагрузке. Выполнение базовых шагов классической аэробики выполняются в такт музыке на две, четыре или восемь счетов. При проведении занятия преподаватель всегда произносит название шагов в слух, используют словесные инструкции и показывают жестами предстоящие движения.
Таблица 1 отражает простейшие базовые движения.
Таблица 1
Базовые шаги классической аэробики
Название движения |
Количество счетов |
Содержание движения |
March |
4 |
1 — Шаг правой на месте 2 — Шаг левой на месте 3–4 То же |
Mambo |
4 |
1 — Шаг правой вперед, 2 — Шаг левой на месте 3 — Шаг правой назад 4 –Шаг левой на месте |
V-step |
4 |
1 — Шаг правой вперед вправо 2 — Шаг левой вперёд влево 3 — Шаг правой в и. п. 4 –Шаг левой в и. п. |
A-step |
4 |
Также как V-step, но шаг назад в диагональ |
По окончанию занятия, в заключительной части урока использовались упражнения из мягкого фитнеса, стрейчинга и пилатеса. Упражнения выполнялись индивидуально, фронтально, в партере. Некоторые из них продемонстрируем на рис. 1.
Рис. 1. Упражнения на растягивания
За период исследования мы получили динамику показателей, которая отражена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика физических показателей девочек двух групп за весь период исследования
Показатель/группа |
ДО |
ПОСЛЕ |
||
К.Г. |
Э.Г. |
К.Г. |
Э.Г. |
|
Анкета «Мотивация учащихся к занятиям по физической культуре», баллы |
20±0,5 |
23±0,5 |
25±0,9 |
39±0,5 |
Масса тела, км |
61,1 ± 1,1 |
63,8 ± 1,2 |
62,5±1,5 |
63,1±0,6 |
Спирометрия, л |
2,3 ± 0,7 |
2,1± 0,5 |
2,4±0,7 |
2,4±0,5 |
Динамометрия, кг |
17,6±0,5 |
18,1 ±0,4 |
19,4±0,7 |
23±0,3 |
Гибкость (наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье) |
10±0,7 |
10,5±0,9 |
12±0,5 |
13±0,2 |
Проба Ромберга, сек |
16,7±0,7 |
16,9±0,6 |
18±0,7 |
22±0,5 |
Скорость реакции, мс |
335±0,1 |
331±0,8 |
325±0,8 |
310±0,7 |
На начало исследования обе группы имели низкую мотивацию к занятиям по физической культуре, по окончанию исследования уровень мотивации в контрольной группе увеличился, но не перешел из уровня низкой мотивации в средний. Уровень мотивации в экспериментальной группе достиг средних показателей. Также, из полученных данных можно сделать вывод о том, что использование на занятиях по физической культуре элементы классической аэробики позволяет совершенствовать показатели ловкости, гибкости, а также же удерживать массу тела на одном уровне в период скачка роста антропометрических показателей.
Литература:
- Лисицкая Т. С. Аэробика. Теория и методика. — М.: Советский спорт, 2021.
2. Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы. — М.: Просвещение, 2019.