В статье рассматривается вопрос использования нетрадиционных систем упражнений в уроках физической культуре в старших классах общеобразовательной школы. Автором обосновывается эффективность применения системы упражнений B. E. S.T Fit для оздоровления старших школьниц на уроках физической культуры.
Ключевые слова: B. E. S.T Fit, урок, физическая культура, система упражнений, Табата, фитнес, стретчинг, степ-аэробика.
Значительное снижение уровня физической активности школьников (особенно девушек), ухудшение физического здоровья, которое отмечается именно у учащихся старших классов [2;3;6;9]. Изучение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр давно стало привычным, а значит, интерес к занятиям утрачивается. Вот почему важнейшей проблемой современного урока физкультуры в старших классах является поиск мотивирующих факторов [1;4;5;8]. В этом плане могут помочь различные направления фитнеса [1]. Одним из них является B. E. S.T Fit, который способствует расширению диапазона выбора средств физической культуры и представляет новые формы физических упражнений в условиях общеобразовательных учреждений [7;8]. Особенность занятий фитнесом на уроках физкультуры состоит в том, чтобы не просто включать элементы фитнеса в уроки физкультуры, а теоретически и научно обосновать использование конкретного направления. Для этого необходимо наработать и описать методику, способную отвечать не только пожеланиям учениц, но еще и требованиям государственного стандарта по объемам и ожидаемым результатам [5;6;9;10].
С этой точки зрения наиболее эффективными являются три вида упражнений: аэробные, силовые и упражнения на растягивание (стретчинг). Своеобразным смешением все они входят в занятия по системе B. E. S.T Fit, хотя одни упражнения могут нравиться девушкам больше, другие — меньше. Но есть у этого направления фитнеса фактор-основа, объединяющий все «за» и «против». Это — музыка. Она делает урок привлекательным и эмоциональным.
B. E. S.T. fit — это Body (тело), Endurance (выносливость), Stretch (подтянутость), Toning (тонус). Сочетание степ аэробики с элементами йоги и кардионагрузки, модификации упражнений fusion style (смешанный стиль) и mind body (умное тело) — гармоничные, спокойные и мягкие занятия, которые способствуют тренировки и проработке в вашем теле всех видов мышц. Такие упражнения помогают развить гибкость, формируют правильную осанку, деликатно и мягко тонизируют мышцы. Кроме того, они оказывают оздоровительный эффект, являются профилактикой от проблем спины и болей в суставах.
Новое фитнес-направление уже исследовано, опробовано и признано безопасным для здоровья при грамотном подходе и продуманных нагрузках.
Комплексы упражнений и сами упражнения разработаны и составлены так, что количество их повторений составляет около 20–30 раз за урок. В системе B. E. S.T Fit применяются новейшие разработки фитнеса — например, протокол Табата, когда в течение 20 секунд в максимально быстром темпе делается упражнение, затем 10-секундный отдых, и так несколько циклов. 4 минуты работы по протоколу равны 40 минутам обычного тренинга.
B. E. S.T Fit выполняют под специально и очень точно подобранные композиции, а потому нельзя отставать, замедлять темп и останавливаться.
Вначале во время разминки старшеклассницы пружинисто шагают (как при обычной кардио-тренировке). После изучения шагов приступаем к разучиванию танцевальных связок. Сначала более легкие, затем усложняем как комбинацию, так и шаги. Например: V step turn = V step с поворотом на 180°. Затем приседают и выполняют махи руками. Далее добавляются прыжки и замедления — например, нужно глубоко сесть и задержаться в таком положении на 7 счетов два раза подряд. Так несколько повторов.
Дальше начинается трэш. B. E. S.T Fit именно этим и отличается — беспрерывным интенсивным выполнением различных упражнений по нарастающему темпоритму. Это — уникальный микс аэробики, йоги, пилатеса, функциональной нагрузки.
Целью нашего исследования будет являться разработка программно-методического обеспечения оздоровительной направленности B. E. S.T Fit в физкультурном образовании старших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре, ориентированный на оздоровление девушек старших классов.
Предмет исследования: методы и формы организации направления Best Fit в процессе занятий физической культурой для оздоровления старших школьниц.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования средств фитнеса в физкультурном образовании школьников.
2. Проанализировать имеющиеся оздоровительные программы по физической культуре для школьников.
3. Определить первоначальный уровень физического здоровья и физической подготовленности старших школьников.
4. Теоретически обосновать и разработать школьную программу по ФК на основе применения системы упражнений B. E. S.T Fit для девушек старших классов общеобразовательной школы.
Гипотезой нашего исследования может быть предположение о том, что занятия B. E. S.T Fit окажут оздоровительное воздействие на организм девушек старших классов и будут способствовать повышению мотивации к занятиям физической культурой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на уроках физической культуры для девушек старших классов.
Методы исследования: Анализ литературы, анкетирование, методы измерений, контрольные испытания, констатирующий этап педагогического эксперимента.
В результате анализа школьных программ по физической культуре с оздоровительной направленностью, выявили, что в содержании школьной программы не включены разнообразные системы оздоровления и не используются средства фитнеса. Поэтому в разработанной нами программе по B. E. S.T Fit для девушек старших классов были представлены основы системного подхода к использованию средств и методов, форм фитнеса с учётом индивидуально-типологических возможностей организма; выявлено влияние различных двигательных режимов на показатели здоровья девушек в процессе физического воспитания.
Исследование проводилось с сентября по октябрь 2014 г. на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Ишима Тюменской области, в которой приняли участие 32 девушки, учащиеся 10 классов, экспериментальная группа (10 «А» класс) и контрольная группа (10 «Б» класс).
С целью апробирования данной программы, для формирования интереса и мотивации к уроку физической культуры у старшеклассниц, повышения оздоровительного эффекта этих занятий включили новый вид физических упражнений, относящихся к оздоровительной системе B. E. S.T Fit, в сами уроки физкультуры. Занятия были рассчитаны на одно полугодие в объеме 34 часа (два занятия в неделю). В классах, где проходили занятия с включением упражнений B. E. S.T Fit, использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, создавалась атмосфера заинтересованности, где каждая ученица принимала участие.
В ходе анализа первичных результатов в экспериментальной группе (10 «А» класс) и контрольной группе (10 «Б» класс) межгрупповые различия по методике САН, уровню знаний, культуре движений, двигательной подготовленности не выявлены в начале эксперимента (таблица).
Таблица 1
Сопоставление данных двух групп на начало эксперимента (баллы)
Показатели |
Группы |
|
ЭГ |
КГ |
|
Знания |
3,3 ±0,1 |
3,6 ±0,1 |
Культура движений |
3,1 ±0,1 |
3,8 ±0,1 |
Двигательная подготовленность |
3,4 ± 0,2 |
3,9 ± 0,2 |
|
p>0,05 |
Таблица 2
Результаты методики САН на начало эксперимента (сентябрь 2014 г.), %
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Самочувствие |
18,5 % (3 чел.) |
31,5 % (5 чел.) |
50 % (8 чел.) |
Активность |
12,6 % (2 чел.) |
56,5 % (9 чел.) |
31,3 %(5чел.) |
Настроение |
12,6 % (2 чел.) |
44,1 % (7 чел.) |
44,1 %(7 чел.) |
Таким образом, на начало эксперимента мы образовали две идентичных группы испытуемых, что позволяет объективно провести эксперимент по внедрению программы по ФК на основе системы упражнений B. E. S.T Fit.
Выводы:
- нами определено содержание процесса физического воспитания учащихся 10 классов и скорректировано в пользу упражнений B. E. S.T Fit для экспериментальной группы, так же были разработаны концептуальные подходы к формированию системы физического воспитания средствами системы упражнений B. E. S.T Fit, направленной на сохранение здоровья.
- группы испытуемых до эксперимента статистически достоверно неразличимы по показателям знаний, культуры движений и двигательной подготовленности;
- по показателям САН высокий уровень САН колеблется от 12 до 18 %, что составляет меньшинство в сравнении со средним и низким уровнем САН;
- в ходе практического исследования на основе проводимого педагогического эксперимента может подтвердиться гипотеза о том, что внедрение разработанной программы позволит улучшить физические, физиологические и психические возможности старших школьниц с помощью правильного планирования тренировочного процесса по программе B. E. S.T Fit. Эксперимент продолжается.
Литература:
1. Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» [Текст] / В. Е. Борилькевич // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С.25–26.
2. Крючек, Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий [Текст] / Е. С. Крючек. — М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2011. — 64 с.
3. Куценко, И. П. Оздоровительная аэробика для девушек 10–11 классов: Программа (вариативная часть) и методические рекомендации [Текст] / И. П. Куценко, Г. Я. Соколов, Н. В. Васильева. — Омск: ООИПКРО, 2009. — 58 с.
4. Лисицкая, Т.С., Л. В. Аэробика в 2 т. [Текст]: 1 том. Теория и методика Федерация аэробики / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. –М., 2012. — 232 с.
5. Ростовцева М. Ю., Александрова В. А., Жерносек А. М. Программа курса по выбору «Оздоровительная аэробика и степ-аэробика» / Под общей ред. Михалина Г. М. — М.: РГУФСиТ, 2010. — 11 с.
6. Стойчева, С. С. Занятия фитнесом в системе физического воспитания студентов [Текст] / С. С. Стойчева // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 26. — С. 117–121.
7. Стойчева, С. С. Система упражнений B. E. S. T. Fit как новое содержание занятий физической культурой в вузе [Текст] / С. С. Стойчева, А. Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 174–176.
8. Стойчева, С. С. Функциональная тренировка студентов по BEST Fit в педагогическом вузе как инструмент повышения функциональной возможности организма [Текст] / С. С. Стойчева // Достижения вузовской науки. — 2014. — № 9. — С. 61–65.
9. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 2005. — 346 с.
10. Шабоха, Е. Г. Оздоровительная аэробика для школьников [Текст]: Методические рекомендации/ Е. Г. Шабоха, Я. Г. Соколов, И. И. Кислухина, М. П. Трушкова. — Омск: СибГАФК, 1998. — 4 с.