Фитнес-технологии в вариативном компоненте содержания физкультурного образования девушек-студенток высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Козлов, А. В. Фитнес-технологии в вариативном компоненте содержания физкультурного образования девушек-студенток высших учебных заведений / А. В. Козлов, В. В. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 578-582. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22123/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последнее время оздоровление населения является одним из главных направлений государственной политики РФ, поскольку здоровье является не только личной ценностью, а и общественным богатством. Забота о здоровье студенчества имеет особое значение, поскольку этот возрастной этап человека, с одной стороны, характеризуется определённой кризисностью, снижением личной заботы о здоровье (повышенная ответственность за будущее, достижение различных возрастных цензов, смена образовательного статуса, увеличение учебного труда), а с другой, студенты — это будущие профессионалы, от здоровья которых зависит не только их карьера, но и общественный прогресс страны [2].

Одна из задач физического воспитания в вузе — убедить студенческую молодёжь, что физическая культура обеспечивает не только хорошее здоровье и высокую работоспособность, но и качество их профессиональной деятельности, их социальную активность, деловой статус. Важно не просто сформировать у студента привычку к занятиям физическими упражнениями, а сделать её регулярной потребностью.

Наши наблюдения показывают, что в университете среди студенток пользуются успехом такие виды спорта как баскетбол, волейбол, бадминтон, аэробика и другие. Высокая эмоциональность занятий поддерживает высокий интерес студенток к таким занятиям и их хорошую посещаемость.

Также следует отметить, что сегодня во многих университетах открываются тренажёрные залы. Это обусловлено тем, что в последние годы особый интерес вызывает у молодёжи фитнес, как составляющая так называемого «успешного» образа жизни, рекламируемого средствами массовой информации. На территории России функционируют, по разным оценкам, от 1200 до 1500 фитнес клубов, из которых примерно треть расположена в Москве [1; 4].

В этой связи, актуальным становится реализация такого направления физического воспитания в высших учебных заведениях, как фитнес-технологии, которые дифференцируются по следующим программам: аэробные программы; силовые программы; программы смешанного формата; программы «Body & Mind» (разумное тело); танцевальные программы; программы с использованием восточных единоборств.

Однако следует отметить, что если занятия по аэробным и танцевальным программам, по программам «Body & Mind» и с использованием восточных единоборств ведут, как правило, опытные инструктора, то силовые программы реализуют зачастую тренера по тяжёлой атлетике, пауэрлифтингу, гиревому спорту. Данное положение, накладывает, своеобразный отпечаток на методику занятий по силовым программам с девушками, что значительно снижает «привлекательность» этой фитнес-программы для девушек. В этой связи мы решили выяснить: насколько интересны занятия физическими упражнениями в тренажёрном зале девушкам-студенткам.

Цель работы: выявить представления о силовых программах фитнеса среди девушек-студенток 1 курса медицинского факультета РУДН.

Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека. В узком смысле фитнес — это оздоровительная методика, позволяющая изменить формы тела и его вес и надолго закрепить достигнутый результат. Она включает в себя физические тренировки в сочетании с правильно подобранной диетой. И упражнения, и диета в фитнесе подбираются индивидуально — в зависимости от противопоказаний, возраста, состояния здоровья, строения и особенностей фигуры [5].

Силовые программы фитнеса можно классифицировать по следующим направлениям:

Аэробно-силовое направление — нацелено на усиление эффективности кардио-тренировки, стимулирует сжигание жировой прослойки, способствует формированию рельефности мышц.

Объемно-силовое направление — коррекция физических параметров тела за счет увеличения мышечной массы соответствующими физическими упражнениями.

Силовое направление — увеличение силы и всех связанных с ней показателей.

Специальное направление — подготовка опорно-двигательной системы к конкретной деятельности: единоборствам, плаванию, катанию на горных лыжах либо при восстановлении после заболеваний или перенесенных травм.

Исходя из представленных направлений многие фитнес-клубы разрабатывают виды силового фитнеса, например:

LOWER BODY (Thighs & Legs) — укрепление и улучшение формы ног, ягодиц, спины и брюшного пресса, жиросжигание.

SUPER STRONG (Muscle Toning) — укрепление и улучшение формы всех основных групп мышц, жиросжигание (аэробные занятия с использованием специального оборудования и сопротивления собственного веса).

ABD+FLEX — укрепление мышц брюшного пресса, растягивание основных групп мышц.

POWER BALL — укрепление и улучшение формы всех основных групп мышц, восстановление после краткосрочных и длительных перерывов в физической активности, восстановление после травм и повреждений (силовые занятия с использованием фитболов).

MIX TRAINING — укрепление и улучшение формы всех основных групп мышц, улучшение общей и силовой выносливости (круговая тренировка с использованием различного оборудования) [5].

Таким образом, анализ литературы и ресурсов интернет позволил нам выявить значительное количество силовых программ, направлений и видов, позволяющих эффективно корректировать физическое развитие женского тела. Вместе с тем, мы решили выяснить насколько информированы студентки о современных силовых программ фитнеса.

Нами было проведено анкетирование более 50 студенток медицинского факультета РУДН. Была составлена анкета из 9 вопросов, позволяющих выявить представление у девушек-студенток о занятиях в тренажёрном зале, о положительном влиянии физических упражнений силового характера на коррекцию физического развития женского тела.

Представим результаты анкетирования:

1. Посещаете ли Вы в свободное время какую-либо спортивную секцию?

да — 12, нет — 38

2. Занимались или занимаетесь сейчас Вы физическими упражнениями в тренажёрном зале?

занимались — 25, занимаются — 7, нет — 43

3. Какие фитнес-технологии Вы знаете?

аэробика — 40, шейпинг — 31, степ-аэробика — 38, аквааэробика — 23, стретчинг — 25, йога — 15, оздоровительный бег — 14

4. Какие силовые программы фитнеса Вы знаете?

бодибилдинг — 15, кардио (велотренажер, беговая дорожка) — 34, пауэрлифтинг — 9, не знаю — 33

5. Считаете ли Вы что занятия в тренажёрном зале положительно влияют на женскую фигуру?

нет — 38, да — 5, не знаю — 7

6. Считаете ли Вы что занятия в тренажёрном зале положительно влияют на снижение веса?

нет — 40, да — 7, не знаю — 3

7. В чем по Вашему мнению наносят возможный вред занятия в тренажёрном зале?

фигура становится как у мужчин — «накаченной» — 41, большая опасность травм — 35, появляется «ненужная» сила мышц — 21

8. Какие фитнес-технологии на Ваш взгляд лучше влияют на снижение веса тела и коррекцию женской фигуры?

аэробика — 21, степ-аэробика — 19, аквааэробика — 17, бодибилдинг — 1, кардио (велотренажер, беговая дорожка) — 12, не знаю — 28

9. Какое средство лучше всего положительно влияет на снижение веса?

диета — 46, физические упражнения — 25, вегетарианство — 31, здоровое питание — 14, жиросжигатели — 41

Полученные данные свидетельствует о поверхностном представлении студенток о силовых программах фитнеса.

Так, низкое количество положительных ответов на первый и второй вопрос очевиден по причине высокой загруженностью учебной деятельностью студенток, малым свободным временем, увеличением времени на бытовую деятельность студенток, проживающих в общежитии.

Отвечая на третий вопрос, девушки больше ориентировались на собственный опыт и знания, полученный преимущественно из женских журналов, ресурсов интернета.

Четвёртый вопрос многих респонденток ставил в тупик, поэтому большинство ответило «Не знаю», а представленные ответы были неверными. Так, например, бодибилдинг или пауэрлифтинг, являются отдельными видами спорта, кардио — часть методики занятия.

Отвечая на пятый вопрос, девушки больше ориентировались на сложившийся в обществе стереотип, возникший в результате многочисленных фотографий мужеподобных женщин, занимающихся профессионально бодибилдингом.

Шестой и седьмой вопрос обусловлен низким физкультурно-спортивным опытом девушек, отсутствием в тренажерном зале опытных инструкторов по силовым программам.

Отвечая на восьмой вопрос, девушки опять ориентировались на сложившийся стереотип, преувеличивающий значимость занятий с аэробной нагрузкой на коррекцию физического развития девушек.

Отвечая на девятый вопрос, девушки больше ориентировались на сложившийся стереотип, преувеличивающий значимость диет и жиросжигателей, полученный преимущественно из женских журналов, телевидения и ресурсов интернета.

В результате проделанной нами работы, мы получили следующие выводы: в настоящее время имеется значительное количество силовых программ, направлений и видов, позволяющих эффективно корректировать физическое развитие женского тела; девушки недооценивают занятия в тренажёрном зале; студентки имеют слабое представление о занятиях в тренажёрном зале, о положительном влиянии физических упражнений силового характера на коррекцию физического развития женского тела.

 

Литература:

 

1.         Венгерова Н. Н. Характеристика российского рынка фитнес-услуг / Н. Н. Венгерова // Электронный научно-методический журнал «Фитнес: Теория и практика» — № 3–2015.

2.         Григорьев В. И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие // В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, С. В. Малинина. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.

3.         Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 261 с

4. Фитнес-индустрия. Деловая пресса [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.businesspress.ru — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 10.12.2012).

5. Журналы: Muscle & Fitness, SHAPE, Miss Fitness, Muscular, Ironman и др.

Основные термины (генерируются автоматически): тренажерный зал, программа, силовая программа фитнеса, женское тело, занятие, основная группа мышц, физическое развитие, улучшение формы, упражнение, беговая дорожка.


Похожие статьи

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Фитнес-технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках физической культуры

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Похожие статьи

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Фитнес-технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках физической культуры

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Роль компьютерных технологий в формировании учебно-познавательной компетенции у студентов старшего этапа обучения корейскому языку

Задать вопрос