Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза
Авторы: Быканова Ольга Алексеевна, Филиппова Наталья Васильевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза / О. А. Быканова, Н. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/188/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современные условия существования государства и его технологического развития предполагают также развитие всех составляющих успешного движения на пути совершенствования государственных структур. Взаимодействие средних и высших учебных заведений позволяет сочетать научный и практический подходы к формированию личностных и профессиональных компетенций гражданина и специалиста. В РЭУ им. Г. В. Плеханова в основу решения обозначенных задач положен принцип непрерывности и преемственности интеграции обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математики, организовано отделение непрерывного экономического и математического образования (ОНЭМО).
Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» позволяет обеспечить такие запросы, как:
- обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
- формирование и развитие у школьников устойчивого интереса к финансово-экономическим процессам современного общества;
Одним из составляющих компонентов данной авторской программы является проведение научно-исследовательской деятельности в течение всего времени проведения практики и написание курсовой работы по выбранной теме. На основе современных данных обучающиеся выбирают следующие направления исследовательской деятельности:
- построение математической модели экономического процесса;
- изучение свойств функций в экономике — функции спроса и предложения;
- системы уравнений — задача о межотраслевом балансе, модель Леонтьева;
- сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке;
- понятие современной и наращенной стоимости денег;
- влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне;
- потоки платежей, расчет кредитных выплат и анализ различных видов кредитов;
- «скорая финансовая помощь» или как не попасть в финансовую ловушку.
Следует отметить тот факт, что в ЕГЭ 2015 года включены задачи экономического содержания, разбирая которые школьники учатся анализировать денежные потоки и смысл процентных ставок. Такие задачи оказались полезны не только школьникам, но и родителям. Будущие абитуриенты в рамках летней практики, составной частью которой является авторская программа «Экономическая математика и информатика», могут провести сравнительный анализ различных схем выплат потребительских кредитов — на основе аннуитетных и дифференцированных платежей. Исследовательская работа, выполненная на основе современных данных (Сбербанк, ВТБ и другие), позволяет сделать вывод о целесообразности обращения за кредитом, а также выбрать наиболее приемлемый вид кредита и способа начисления процентов в зависимости от следующих объективных факторов:
- время, на которое взят кредит;
- сумма кредита;
- возможность периодических выплат (источники выплат — зарплата, пенсия, стипендия, другие);
- величина инфляции;
- анализ стабильности собственной платежеспособности;
- анализ возможности досрочной выплаты или реструктуризации кредита в случае невозможности выполнять обязательства перед кредитором.
Следует отметить, что каждый школьник делает вывод о целесообразности кредита различных видов кредитов не только сумма переплаты является определяющей, но и другие условия.
Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» ориентирована на школьников 10 классов, но прослушать курс могут быть допущены и девятиклассники. Необходимым условием является только знание математики и желание саморазвития. Основной целью программы является развитие интереса к финансово-экономическим процессам современного общества, а также углубление математических знаний, на основе которых возможен анализ реальных процессов и построение математических моделей для решения разнообразных задач. Реализация данной программы несет также и воспитательную функцию, приучая будущих граждан страны к ответственности за последствия своих действий.
Литература:
1. Байденко В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап. /В. И. Байденко, Дж. ван Зантворт. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 674 с.
2. Подопригора В. Г. Непрерывное математическое образование в экономическом вузе // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 3 — С. 78–80
3. Молодин В. И., Черевикина М. Ю. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века. Опыт СО РАН. 2005г.
4. Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.
5. Евгений и Наталья Винокуровы. Экономика в задачах. 50 непростых задач о предложении денег и средних ценах, издержках и прибыли, спросе и предложении, производстве и инфляции, экспорте и импорте. — М.: Начала-пресс, 1995.
6. А. С. Симонов. Экономика на уроках математики. М.: “Школа-Пресс”, 1999.
7. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. «Педагогика высшей школы» № 1 (1), март 2015 г., с.47–49.
8. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 249–251.
9. Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.
10. Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.
11. Математическое моделирование социальной и экономической динамики (MMSED-2007), 20–22 июня 2007 г., Москва, Россия: Труды 2-й Междунар. конф. = Mathematical modelling of social and economical dynamics (MMSED-2007): Proc. of the 2nd Intern. Conf./ МГУ им. М. В. Ломоносова, Рос. АН и др. — М.: РУДН, 2007. — 368 с.
12. Быканова О. А., Филиппова Н. В. О подходе интеграции обучения математики и экономическим дисциплинам по летним школьным программам, «Инновации и инвестиции», г.Москва, № 5, 2015г.
13. Быканова О. А., Филиппова Н. В. Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира. г. Казань, «Молодой учёный». № 10 (90). Май, 2015 г.
16. http://reshuege.ru/