Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой
Авторы: Козырева Ольга Анатольевна, Логачева Наталья Викторовна, Ступин Вячеслав Сергеевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 70 раз
Библиографическое описание:
Козырева, О. А. Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой / О. А. Козырева, Н. В. Логачева, В. С. Ступин. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1356/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Современная педагогическая наука стоит на позициях
многофакторного, полисистемного анализа и трансформации объективно
полученной полисубъектной информации, выступающей, с одной стороны,
– мерилом и средством антропологического, с другой, –
продуктом, результатом длительных преобразований внутреннего мира
человека, включенного в мультисредовые отношения, являющиеся
показателем полисистемного взаимодействия человека как объекта,
индивида, субъекта, личности в процессе деятельности и общения в
различных феноменологических актах, свидетельствующих о качестве и
состоятельности, продуктивности и креативности, результативности и
уникальности, востребованности и конкурентоспособности,
свидетельствующих о свободных, правовых отношениях в среде,
создающей человека человеком в полном смысле этого слова. Под
мультисредой мы будем
понимать результат совокупности включений субъекта общества в
микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий
социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе
предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в
обществе в целом и его процессы самоопределения,
самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными
противоречиями культурно-исторического пространства и личностного
самоопределения, самоутверждения, самореализации и
самосовершенствования.
- Мультисредовый подход – это методологический подход, который рассматривает события или явления с точки зрения нескольких взаимосвязанных, взаимодополняющих или объективно имеющих общие корни, интересы, происхождение и модели преобразования и роста сред, системно трансформирующихся в условиях пространственно-временных ограничений и возможностей, приводящих к количественным и качественным изменениям как в субъектах (личностях), включенных в среду, так и самой среды как носителя антропологический информации и вектора преобразований внутреннего и внешнего генеза. Примером анализа мультисредового подхода может быть феномен подростка, включенного в обучение в системе среднего и дополнительного образования, досуга и общения с различными людьми и группами людей по интересам в четырёх основных направлениях социализации и самореализации – спорт, наука, искусство и религия, а также соблюдение трехосновной роли антропологических отношений, где человек выступает как гражданин, семьянин и труженик. В таком контексте мультисреда накладывает свои слои, строит вектора, трансформирует матричное полисистемное видение формируемой и развиваемой личности в среде, что характеризует результативность ее деятельности как главного критерия состоятельности и востребованности, уникальности и самостоятельности. Выбор модели социализации и самореализации всегда зависит от внутренних факторов сформированности и устойчивости личности (темперамент, характер, память, мышление, воображение, самооценка, уровень притязаний, модели познания и преобразования объективного и субъектного генеза) и внешних факторов среды (условий социального проживания, материального и морального климата в нескольких средах, включающих в деятельность и общение субъекта (личность), составляющих мультисредовые матрицы достижений и саморазвития, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи, свидетельствующих о гарантии и перспективах гуманно-личностных отношений, примером такого рода может быть портфолио и профессионально-педагогический кейс как средства объективных, фиксированных личностью и средой (средами) достижений; образование как социальная и профессиональная страховка среды и человека; культура как полисистемное сочленение и сосуществование смыслов, сохраняющих среды и уникальность и состоятельность гуманистического начала в субъекте и личности; и пр.), накладывающих систему ограничений внутреннего и внешнего генеза, в профориентологии сводящей основные противоречия к следующей форме: «хочу» – «могу» – «надо» – «есть». Возможность осуществления такого рода поиска и нахождение решений свидетельствует об объективности выявляемых условий, сформированности гносеологических и герменевтических моделей познания, качестве формируемых внутренних черт и чувств, эмоций и моделей деятельности и общения, моделей самооценки, выдвижения уровня притязаний, модели мотивации деятельности и общения и т.д.
- В таких условиях можно ввести антрополого-гносеологическую единицу – КСР (культура самостоятельной работы), характеризующую личность с позиции реализации внутреннего ее потенциала в направлениях социально значимых или социально допустимых вершин и точек достижений. Т.е., КСР – это вектор саморазвития, самосовершенствования и самореализации в мультисреде, а также полисистемном, антропологическом поле, создающем человека в плоскостях объекта, индивида, субъекта и личности. Модели типологии сформированности КСР состоят из 8: «ребенок», «эгоист», «исполнитель», «трудоголик», «альтруист», «пацифист», «активист», «взрослый». Не будем заострять внимание на каждом типе, остановимся на первом и последнем, т.е. на «ребенке» и «взрослом», т.к. все другие типы – это ступень перехода или существования от модели «ребенка» к модели «взрослый». Тип «ребенок» характеризуется тем, что у него нет самостоятельного, креативного, продуктивного, здоровьесберегающего, устойчивого, гибкого и пр. интереса, мотива, цели, начала и т.д. в структуре ведущей деятельности и общении. «Ребенок» не аккуратно относится к своему здоровью, не проявляет или проявляет слабо интерес к различным событиям в жизни, его постоянно кто-то ведет, направляет, рекомендует, использует и т.д. Если «ребенок» и создает продукты творчества, то только по принуждению или в малом качестве самостоятельности и сотрудничества. Если «ребенок» включен в социально-профессиональные отношения на руководящей работе – то он хорошо исполняет все требования свыше, не практикует никаких инноваций и создает условия для их не появления в его поле видения. У педагога-«ребенка» все задачи и вопросы всегда ограничены или одним учебником, или учебником и задачником, он пассивен в выборе средств, методов и технологий воспитания, обучения и педагогического взаимодействия. Из любого типа сформированности КСР в негативных условиях развития и взаимодействия можно перейти к типу «ребенок», в таком случае у личности педагога присутствует синдром усталости и, как следствие, связанных с ней непродуктивность, несостоятельностью, болезненностью, некреативностью, негибкостью и пр. неразвитых или деформированных качеств личности педагога.
- Восьмой тип в сформированности КСР – это «взрослый». Данный тип сформированности КСР – предел саморазвития, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия. Все три грани, лежащие в основе развития высоко развиты – это личностная, социальная и профессиональная. Модели в типологии сформированности КСР педагога – это абстракции, фасилитирующие восприятие всех трех составных жизнедеятельности любого человека – личностного, социального и профессионального. В различных системах отсчета различны ценности, компетенции, уровни культуры, стереотипы/модели поведения, преобразования и взаимодействия. У «ребенка» нет возможности сохранять тенденции и наработки в различных направлениях деятельности и общения из-за слабости интересов, характера, мышления, воображения, неразвитости социальной, личностной и профессиональной активности, в таком контексте можно сказать, что «самый большой грех – это лишить ребенка детства». У «ребенка» если появляется какой-либо продукт, то он нуждается в защите, ценность, стоимость, цена его в диаметрально противоположном соотношении с ценностью, стоимостью и ценой продукта «взрослого». И модель «чем бы дитя не тешилось – лишь бы оно не плакало» справедлива и для нашего случая – мы придумываем новые личностные, социальные и профессиональные игрушки, которые не всегда спасают наших детей от незащищенности и асоциального. В данных ситуациях спасет лишь грамотное воспитание, которое нельзя подменить ни обучением, ни образованием, ни какими-либо материальными благами. Результат воспитания нами рассматривается в феномене воспитанности и культуры.
- В таком контексте рассмотрим три модели социализации и самореализации личности – спорт, наука, искусство. Педагогу при планировании социально-педагогического взаимодействия необходимо учитывать способность субъекта к различным направлениям социализации. Будучи одновременно включенным в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, субъект культурно-исторического пространства вариативно изменяет внутренний и внешний мир, модели и средства социализации, самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации. Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду.
- Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития.
- Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпочтения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения. Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет.
- Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения. Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антрополого целесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации.
- Вся система социокультурных взаимоотношений показывает насколько едина взаимосвязь всех механизмов и моделей социализации (спорт, наука, искусство, религия) в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, насколько в ней человек ценен, уникален, востребован и социализирован в различных аспектах социокультурных взаимоотношений и норм. В таком контексте в подростковом возрасте одним из направлений социализации и самореализации является спорт. Мы акцентируем внимание на легкой атлетике. В Кузбассе легкой атлетикой занимаются более 24-х тысяч человек. Работают 32 отделения в детско-юношеских спортивных школах в 21 территории области. Ведущие школы легкой атлетики расположены в городах Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск. Штатных тренеров-преподавателей более 150 человек, в том числе 7 заслуженных тренеров СССР, РСФСР, России. Ежегодно в Кемеровской области проводятся соревнования различного уровня, в том числе: 1) летние и зимние чемпионаты и первенства области по легкой атлетике; 2) чемпионаты и первенства Кузбасса по легкоатлетическим многоборьям; 3) чемпионат и первенство СФО по легкой атлетике; 4) кубок Кузбасса по легкой атлетике.
- У подростков в соответствии с выделенными моделями социализации параллельно происходит формирование моделей самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самореализации. В структуре занятий легкой атлетикой с подростками необходимо предусмотреть варианты и модели социализации не только через спорт, но и через науку и искусство. Это доказывается проведенным нами анкетированием, где было выявлено, что 62,5 % обучающихся в секциях по легкой атлетике не имеют другого вида самореализации и социализации и только у 37,5 % в моделях самореализации и социализации присутствуют два направления – искусств и наука. В данном перечне интересов и занятий обучающиеся перечисляют: шашки, изучение иностранного языка, танцы, пользование всевозможными Интернет-ресурсами, рисование (секции и самообучение), музыка (музыкальные школы и секции). Это говорит о том, что необходимо работать с обучающимися в данном направлении социально-педагогического взаимодействия, кроме того, практически половина обучающихся в секциях по легкой атлетике испытывают усталость в выявлении различных направлений будущей деятельности, т.к. все свободное время они посвящают тренировкам.
- Мультисредовый подход – это методологический подход, который рассматривает события или явления с точки зрения нескольких взаимосвязанных, взаимодополняющих или объективно имеющих общие корни, интересы, происхождение и модели преобразования и роста сред, системно трансформирующихся в условиях пространственно-временных ограничений и возможностей, приводящих к количественным и качественным изменениям как в субъектах (личностях), включенных в среду, так и самой среды как носителя антропологический информации и вектора преобразований внутреннего и внешнего генеза. Примером анализа мультисредового подхода может быть феномен подростка, включенного в обучение в системе среднего и дополнительного образования, досуга и общения с различными людьми и группами людей по интересам в четырёх основных направлениях социализации и самореализации – спорт, наука, искусство и религия, а также соблюдение трехосновной роли антропологических отношений, где человек выступает как гражданин, семьянин и труженик. В таком контексте мультисреда накладывает свои слои, строит вектора, трансформирует матричное полисистемное видение формируемой и развиваемой личности в среде, что характеризует результативность ее деятельности как главного критерия состоятельности и востребованности, уникальности и самостоятельности. Выбор модели социализации и самореализации всегда зависит от внутренних факторов сформированности и устойчивости личности (темперамент, характер, память, мышление, воображение, самооценка, уровень притязаний, модели познания и преобразования объективного и субъектного генеза) и внешних факторов среды (условий социального проживания, материального и морального климата в нескольких средах, включающих в деятельность и общение субъекта (личность), составляющих мультисредовые матрицы достижений и саморазвития, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи, свидетельствующих о гарантии и перспективах гуманно-личностных отношений, примером такого рода может быть портфолио и профессионально-педагогический кейс как средства объективных, фиксированных личностью и средой (средами) достижений; образование как социальная и профессиональная страховка среды и человека; культура как полисистемное сочленение и сосуществование смыслов, сохраняющих среды и уникальность и состоятельность гуманистического начала в субъекте и личности; и пр.), накладывающих систему ограничений внутреннего и внешнего генеза, в профориентологии сводящей основные противоречия к следующей форме: «хочу» – «могу» – «надо» – «есть». Возможность осуществления такого рода поиска и нахождение решений свидетельствует об объективности выявляемых условий, сформированности гносеологических и герменевтических моделей познания, качестве формируемых внутренних черт и чувств, эмоций и моделей деятельности и общения, моделей самооценки, выдвижения уровня притязаний, модели мотивации деятельности и общения и т.д.
Литература:
- 1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
- 2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
- 1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.