Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кучумова, Н. Я. Полисистемный подход в преподавании физической культуры в инклюзивных образовательных учреждениях / Н. Я. Кучумова, С. Г. Инкина, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3633/ (дата обращения: 16.12.2024).

Многообразие педагогических теорий и практик создания и реализации оптимальных условий для лиц, имеющих отклонение в развитии и, как следствие, особые потребности в получении общего и профессионального образования, определили перспективы моделирования и апробации основ адаптивной физической культуры в Федеральном казенном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат» Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, согласно Федеральному закону N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступает в силу с 01 сентября 2013 года) — ст. 5. «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в п. 1 отмечается, что «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», а ст. 2.п.27 отмечает, что «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В русле определяемых перспектив попытаемся уточнить специфику использования полисистемного подхода в структуре инклюзивного, социально-педагогического взаимодействия и организации занятий по ФК со студентами в ФКОУ СПО «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат».

Рис.1. Диаграмма Эйлера (входящий уровень)


Рис.2. Диаграмма Эйлера (исходящий уровень)


Полисистемный подход — это методологический подход, фасилитирующий изучение событий и явлений, сложность образований и составных которых можно проследить только в контексте дробления, интеграции, суперпозиции, дифференциации и прочих явлений, многовариативно определяющих способность и возможность постановки и решения противоречий субъектного и мультисредового генеза. Одним из таких противоречий является поиск решения основного противоречия современной профориентологии «хочу — могу — надо — есть» обучающимися-инвалидами. Данное противоречие можно проиллюстрировать на диаграммах Эйлера, где зачастую в деформированных условиях — первичных и вторичных дефектах развития не возможно найти ни одного решения (рис. 1) и только благодаря длительной адаптивно-коррекционной работе создаются и реализуются условия для нахождения того или иного решения в заявленной области деятельности и общения (рис.2).
Первичные дефекты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья порождают вторичные дефекты (страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики и пр.), таким образом, по всем параметрам физического развития, двигательных функций в работоспособности организма они отстают от нормы, у них наблюдается крайне низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости, а при недостаточном объеме двигательной активности обучающихся резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.
Общепринятая система физического воспитания не решает проблемы формирования достаточного уровня двигательной активности студентов-инвалидов, поэтому в колледже применяется система методов и форм адаптивного обучения в структуре синергетически реконструируемой системы принципов адаптивного, социально-педагогического взаимодействия:
  1. Принцип научного построения звеньев и ступеней инклюзивного воспитания, обучения и образования с учетом законодательной (нормативно-правовой), методико-методологической базы и материально-технического обеспечения образовательного учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам.
  2. Принцип ситуативного, социально-педагогического взаимодействия субъектов колледжа в структуре (модели) создания условий для гуманно-личностного, мультисредового самоопределения студента, имеющего особые потребности в получении образования (рис.1 и 2).
  3. Принцип создания ситуаций успеха в структуре формирования допустимого уровня самостоятельности и активности студента на занятиях ФК с последующей рефлексией позитивных изменений в структуре социального взаимодействия и обучения в колледже и за пределами образовательного инклюзивного учреждения.
  4. Принцип соблюдения норм общества и реализации условий ретрансляции гуманистических основ накопления и использования, реконструкции и создания нового в науке, искусстве, ФК и С с учетом инклюзивных особенностей получаемого образования, возможностей студентов, их уровнем социализированности и адаптированности в структуре ведущей деятельности и общения.
Поясним значение заявленных принципов адаптивного, социально-педагогического взаимодействия, которые в данной ситуации представлены в линейной форме, но с течением времени — при изменении условий — не исключена возможность ее трансформации в иерархическую (сложную) структуру, предопределяющую получение уже другого — более высокого результата социально-педагогического взаимодействия.
Принцип научного построения звеньев и ступеней инклюзивного воспитания, обучения и образования с учетом законодательной (нормативно-правовой), методико-методологической базы и материально-технического обеспечения образовательного учреждения, оказывающего систему образовательных и медико-реабилитационных услуг студентам-инвалидам, определяет построение учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего, адаптивно-здоровьесберегающего процесса в русле определения научного потенциала постановки и решения противоречий, проблем, дилемм в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Принцип создания ситуаций успеха в структуре формирования допустимого уровня самостоятельности и активности студента на занятиях ФК с последующей рефлексией позитивных изменений в структуре социального взаимодействия и обучения в колледже и за пределами образовательного инклюзивного учреждения определяет перспективы формирования внутренней, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации учения, а также в согласованном действии с последующим принципом (соблюдения норм общества и реализации условий ретрансляции гуманистических основ накопления и использования, реконструкции и создания нового в науке, искусстве, ФК и С с учетом инклюзивных особенностей получаемого образования, возможностей студентов, их уровнем социализированности и адаптированности в структуре ведущей деятельности и общения) — модели познания и преобразования объективной реальности, определяющих ценность здоровья, жизни и активности как перевоспитанные и формируемые.
Можно выделить педагогические условия адаптивного обучения со студентами-инвалидами:
  • реализация условий формирования достаточного уровня психолого-педагогической, методико-методологической, здоровьесберегающей подготовки педагога по ФК;
  • ориентация студентов на здоровый образ жизни как на ценность, продукт и результат мультисредового пространства;
  • повышение уровня знаний об адаптивной педагогике (самопознание, самоопределение, самореализация и пр.) как системе и результате трансформации социального опыта в контексте постановки и решения противоречий лиц с ограниченными возможностями в здоровье;
  • использование форм и методов развития творческих и рефлексивных, гносеологических и коммуникативных способностей студентов с разной степенью ограничения в здоровье;
  • создания условий для включения всех резервов организма обучающихся (студентов с разной степенью ограничения в здоровье) в работу на занятиях ФК, фасилитирующего процесс научения здоровому соперничеству.

Социально-педагогическое взаимодействие строится в колледже-интернате в таком русле, что обучающийся, его деятельность, качества его личности первично определяют выбор для создания условий самостоятельного поиска и выполнения всех требований, предъявляемых к продуктам и специфическим особенностям деятельности студента-инвалида. Здесь учитывается одна из сторон полисистемности в деятельности педагога по ФК — это то, что он одновременно работает в двух режимах — всех обучает, объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует и параллельно осуществляет индивидуальную работу с отдельными студентами, управляя самостоятельной работой и осуществляя контроль.

Использование на уроках соревновательного метода позволяет получить положительную динамику заинтересованности обучающихся на занятиях физической культурой, в ходе чего у них возникает потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, а улучшение здоровья сопутствует тому, что сокращаются пропуски уроков по болезни и формируется желание развиваться и улучшать личные достижения.

С каждым годом растет число студентов, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри колледжа, а также на уровне города, области и государства.

Среди студентов колледжа есть и титулованные спортсмены: Бериева Хеда — участница параоллимпийских игр в Лондоне (IV место) по пауэрлифтингу, мастер международного класса, двукратная чемпионка России и дважды призер кубка мира; Кулик Максим — кандидат в мастера спорта, призер в мастера спорта, V место на чемпионате России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА); Карасев Денис — первый взрослый разряд, двукратное первенство России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА), чемпион международных игр «Дети Азии»; Малецкий Игорь — первый взрослый разряд, первенство России по пауэрлифтингу среди инвалидов (ПОДА).

На чемпионате Кемеровской области по настольному теннису среди инвалидов (ПОДА) приняло участие 10 спортсменов колледжа: Пузанова Анастасия — II место, Шерин Александр — II место, Пригаро Сергей — III место.

Добиваясь таких результатов в спорте, необходима максимальная мобилизация всех своих внутренних сил, предельная физическая концентрация, психологическая пластичность, сверхтруд, настойчивость и упорство.


Литература:
  1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева, О. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 — Физическая культура» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 114 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–496–4.

1

Основные термины (генерируются автоматически): социально-педагогическое взаимодействие, Российская Федерация, адаптивное обучение, инклюзивное воспитание, материально-техническое обеспечение, методико-методологическая база, Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат, образовательное учреждение, профессиональное образование, социальное развитие.

Похожие статьи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Похожие статьи

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования

Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий