«Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Зайцев, А. В. «Активная перемена» как средство повышения уровня физического здоровья и физической подготовленности обучающихся начальных классов / А. В. Зайцев, К. И. Антипова, Т. А. Жданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111444/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данное исследование отображает проблему гиподинамии обучающихся начальных классов. Практика внедрения «активных перемен» способствует повышению уровня физической подготовленности и физического здоровья. Также, система наставничества позволяет подготовить и передать знания, умения и навыки работы с детьми учащимся старшей школы.

Ключевые слова: активная перемена, физическая подготовленность, ВФСК ГТО, физическое здоровье.

ВXXI веке цифровизация завоевала все сферы деятельности человека, в том числе физическую культуру и спорт. С одной стороны современные цифровые технологии способны выступать помощниками в организации и проведении соревнований, с другой стороны — отвлекающими факторами физического развития детей.

С приходом автономной дисциплины «Киберспорт», дети школьного возраста стали меньше времени уделять физической активности. Гаджеты завоевали разум, тем самым досуг перестал быть активным. Дети стали меньше гулять, проводить время в компаниях при очной встрече. Все это актуально не только для подростков, но и для обучающихся начальной школы [1].

Во время образовательного процесса дети сидят за партой, а на переменах не все обучающиеся выходят в коридор. Всему виной — гаджеты и отсутствие мотивации к двигательной активности. Кроме того, учебная нагрузка имеет свойство роста от класса к классу обучения. Таким образом, возникает проблема нехватки времени для ведения активного образа жизни [2].

При выполнении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» уменьшается количество обладателей золотого знака отличия, тем самым проявляется проблема развития тех или иных физических качеств [6].

Цель исследования: определение средств повышения мотивации к активной двигательной деятельности и повышение уровня физического здоровья, успеваемости.

В ходе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;

выявить проблемные места в развитии физических качеств обучающихся по результатам ВФСК «ГТО»;

разработать программу «Активная перемена» и подготовки обучающихся старших классов для ее реализации.

Методика и организация исследования. Всероссийский физкультурно-спортивный комплект «Готов к труду и обороне» получил свое возрождение 25 сентября 2015 года с изменениями в Федеральном законе о физической культуре и спорте Российской Федерации. Тем самым, государственные образовательные учреждения получили возможность проведения тестирования норм ГТО [4].

Выполнение норм ГТО является объективным показателем физического развития детей школьного возраста. Получение знака отличия по определенной возрастной ступени напрямую указывает на уровень физической подготовленности. Существует три знака отличия: бронза, серебро и бронза. Нормативы по каждому виду соответствуют знаку отличия.

Обращаясь к научной работе А. Я. Чамоковой, мы убеждаемся в том, что дети школьного возраста, занимающиеся в спортивных секциях, имеющие дополнительную двигательную активность, обладают гармоничным физическим развитием. Обучающиеся, у которых двигательная активность ограничена уроками физической культуры, имеют дисгармоничную физическое развитие. Однако, автор приводит только результаты исследования, не предлагая пути решения проблем. [5].

Вопросом мотивации к занятиям физической культурой занимался Б. К. Сангинов. Автор в своей работе выделил факторы, влияющие на интерес школьников к физической культуре, основными из которых являются: отношения в семье и в учебном коллективе: со сверстниками и преподавателями [3].

В свою очередь, мы проанализировали результаты выполнения норм ГТО за предшествующие годы и выяснили, какие физические качества имеют сниженный уровень развития.

В 2021–2022 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +18 сантиметров.

В 2022–2023 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–8 лет (I ступень) составил +12 сантиметров.

В 2023–2024 учебном году средний результат по тесту «Наклон вперед из положения стоя» у обучающихся в возрасте 6–7 лет (I ступень) составил +11 сантиметров.

Таким образом, исходя из средних результатов, можно сказать, что физическое качество «Гибкость» имеет спад, что говорит о потенциальной гиподинамии учащихся.

Проанализировав результаты норматива «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» у обучающихся 8–10 лет мы выяснили:

В 2021–2022 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 14 раз.

В 2022–2023 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12,5 раз.

– В 2023–2024 учебном году средний результат по нормативу «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» составил 12 раз.

Таким образом, проанализировав данный норматив, можем сделать вывод о том, что физическое качество «Сила» имеет сниженный уровень у нынешних школьников, относительно обучающихся прошлых лет. Данные результаты снова подтверждают влияние гиподинамии.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа «Активная перемена», которая включает в себя дополнительную двигательную активность обучающихся начальных классов во время перемены. Активная перемена содержит в себе подвижные игры, физкультминутки, позволяющие между уроками повысить уровень двигательной активности. Комплексы упражнений и подвижные игры направлены на все основные физические качества, в частности, на гибкость и силу. Проведение активной перемены снижает риск травматизма обучающихся начальной школы во время перемены, так как все происходит организованно. Ответственными за проведение назначаются учителя физической культуры и классные руководители, а также учащиеся старших классов.

Кроме того, нами была разработана программа наставничества и подготовки проводящих активных перемен в лице обучающихся старших классов. Учащиеся 9–11 классов, обучающиеся по предпрофессиональной программе «Медицинский класс» выступили в роли проводящих, пройдя обучение у учителей физической культуры. Старшеклассники узнали о принципах, средствах и методах физической культуры. Им были предложены комплексы упражнений различной направленности и подвижные игры. Помимо этого, они прослушали лекцию от заведующего кафедрой медико-биологических дисциплин и основ безопасности жизнедеятельности Вятского государственного университета о влиянии физической нагрузки на физическое здоровье человека.

В рамках активных перемен учащиеся 9–11 класса также проводят измерения ЧСС, АД и следят за реакцией организма на физическую нагрузку.

Таким образом, дополнительная двигательная активность во время образовательного процесса положительно влияет на физическое здоровье, уровень физической подготовленности.

Проанализировав научно-методическую литературу, мы выяснили, что дети, не занимающиеся в спортивных секциях, имеют дисгармоничное физическое развитие. Мотивация к занятиям физической культурой зависит от отношений в семье и учебном коллективе.

Проанализировав результаты выполнения тестов ГТО, мы выяснили, что в данное время прослеживается снижения уровня силовых способностей и гибкости.

Разработали программу «Активная перемена» и программу подготовки и наставничества обучающихся старших классов «Медицинского класса» для проведения активных перемен.

Литература:

1. Базанина, Т. А. Роль физкультминуток на уроках информатики // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizkultminutok-na-urokah-informatiki (дата обращения: 01.02.2024).

2. Жданова, Д.Р., Рубизова, А. А. Гиподинамия — болезнь 21 века // БМИК. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipodinamiya-bolezn-21-veka (дата обращения: 01.02.2024).

3. Сангинов, Б. К. Формирование интереса к физической культуре и спорту у учащихся образовательных учреждений республики Таджикистан: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Сангинов Бахром Каримович; ХГУ им. Б. Гафурова — Душанбе; 2020–174 с.

4. Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Чамокова, А. Я. Влияния двигательной активности на физическое развитие школьников // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskoe-razvitie-shkolnikov (дата обращения: 01.02.2024).

6. Шаповалов, К. А, Шаповалова, Л. А, Забоева; М. В., Чичерова; О. П., Клочкова, М. С., Нелипович, Н. М., Саитова. О. Ю., Оценка результатов медицинских осмотров детей и подростков для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в городской детской поликлинике субарктической территории // Медицина: теория и практика. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultatov-meditsinskih-osmotrov-detey-i-podrostkov-dlya-vypolneniya-normativov-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo (дата обращения: 01.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Сгибание-разгибание рук, физическая подготовленность, физическое здоровье, активная перемена, двигательная активность, дополнительная двигательная активность, обучающийся, обучающийся старший классов, научно-методическая литература.


Похожие статьи

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы

В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Похожие статьи

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Опыт работы по воспитанию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

В процессе воспитания и развития старших дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные характеристики, интересы детей, состояние их здоровья. Профессионализм, авторитет педагога, его отношени...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы

В статье были сформулированы определения активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы, интерактивного обучения. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи активизации учебно-творческой деятельности учеников начальной школы и ...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Задать вопрос