Использование компьютерных технологий в ДОУ, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, позволяет сделать занятие привлекательным и современным, но педагогам следует помнить, о рисках, связанных с распространяемой информацией в сети Интернет, которая приносит вред, физическому и психическому здоровью и развитию наших воспитанников. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольники, ИКТ, информационная безопасность, ценностно-ориентированная деятельность, развитие ребенка.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. [1] Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных занятий — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. [2]
Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым
Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет — среды.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет детей старшего дошкольного возраста
Задачи в области формирования основ безопасного поведения:
– формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения
– формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и способах безопасного поведения
– формировать представления детей о сети «Интернет», цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования
Содержание образовательной деятельности в области формирования безопасного поведения:
– педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в реальном общении в телефонных разговорах с незнакомыми людьми
– педагог способствует повышению уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет
– педагог способствует повышению уровня обеспечения информационной безопасности, знакомит с правилами поведения в информационном сообществе
Передача опыта от взрослого к ребёнку происходит через обучение. В процессе образовательной деятельности ребёнок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность. Таким образом, ребёнок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. [3] Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
формы работы |
организация обучения позволяет |
примечание |
Индивидуальная форма |
Индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства) |
требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми |
Групповая форма |
(индивидуально-коллективная), важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. |
Фронтальная форма |
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера |
достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения |
На таких занятиях педагог обсуждает с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайной ситуации: как вызвать помощь по мобильному устройству; обсуждает с детьми правила поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности; обсуждает с детьми навыки оценки опасных ситуаций, и навыки самоконтроля при общении в Сети.
Хорошо зарекомендовали себя следующие методы и приемы: [4]
Метод сравнения |
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. |
Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности. Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности |
Метод моделирования ситуаций |
Моделирование ситуаций дает ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение |
Готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни |
Метод повторения |
В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. |
Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность. |
Экспериментирование и опыты |
Экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений |
Ценность этого метода в том, что он даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений |
игровые приемы |
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. |
В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. |
Теоретический материал дается в начале занятия. Новую тему и задания необходимо объяснять детям просто и доступно, закрепляя демонстрацией наглядного материала или с показом приёмов работы. [5]
Практическая часть занятия — это продолжение и закрепление теоретических знаний. Практические занятия — основная форма работы с детьми, где умения закрепляются в ходе повторений. На основе самостоятельных упражнений и применений, отработанных на практике приёмов, у детей формируются навыки работы с персональным компьютером.
Литература:
- Золотарева А., Терещук М. «Факультативные занятия по информатике в дошкольном учреждении» //Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С. 74.
- Каримов М., Рабдулисманова Л. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» //Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4.
- Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. — М., 2006.
- Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. — М., 2007.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Ю. М. Горвича. — М., 2002.