Обеспечение информационной безопасности детей в практике работы воспитателя ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 07.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Бойцова, Е. П. Обеспечение информационной безопасности детей в практике работы воспитателя ДОУ / Е. П. Бойцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120263/ (дата обращения: 16.12.2024).



Использование компьютерных технологий в ДОУ, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, позволяет сделать занятие привлекательным и современным, но педагогам следует помнить, о рисках, связанных с распространяемой информацией в сети Интернет, которая приносит вред, физическому и психическому здоровью и развитию наших воспитанников. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольники, ИКТ, информационная безопасность, ценностно-ориентированная деятельность, развитие ребенка.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. [1] Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства интерактивных занятий — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. [2]

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым

Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет — среды.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет детей старшего дошкольного возраста

Задачи в области формирования основ безопасного поведения:

– формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения

– формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и способах безопасного поведения

– формировать представления детей о сети «Интернет», цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования

Содержание образовательной деятельности в области формирования безопасного поведения:

– педагог способствует обогащению представлений детей об основных правилах безопасного поведения в реальном общении в телефонных разговорах с незнакомыми людьми

– педагог способствует повышению уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет

– педагог способствует повышению уровня обеспечения информационной безопасности, знакомит с правилами поведения в информационном сообществе

Передача опыта от взрослого к ребёнку происходит через обучение. В процессе образовательной деятельности ребёнок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность. Таким образом, ребёнок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. [3] Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

формы работы

организация обучения позволяет

примечание

Индивидуальная форма

Индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)

требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми

Групповая

форма

(индивидуально-коллективная), важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

группа делится на

подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.

Фронтальная форма

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера

достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения

На таких занятиях педагог обсуждает с детьми правила безопасного поведения в чрезвычайной ситуации: как вызвать помощь по мобильному устройству; обсуждает с детьми правила поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности; обсуждает с детьми навыки оценки опасных ситуаций, и навыки самоконтроля при общении в Сети.

Хорошо зарекомендовали себя следующие методы и приемы: [4]

Метод сравнения

Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности.

Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности

Метод моделирования ситуаций

Моделирование ситуаций дает ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение

Готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни

Метод повторения

В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём.

Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты

Экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений

Ценность этого метода в том, что он даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений

игровые приемы

Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Теоретический материал дается в начале занятия. Новую тему и задания необходимо объяснять детям просто и доступно, закрепляя демонстрацией наглядного материала или с показом приёмов работы. [5]

Практическая часть занятия — это продолжение и закрепление теоретических знаний. Практические занятия — основная форма работы с детьми, где умения закрепляются в ходе повторений. На основе самостоятельных упражнений и применений, отработанных на практике приёмов, у детей формируются навыки работы с персональным компьютером.

Литература:

  1. Золотарева А., Терещук М. «Факультативные занятия по информатике в дошкольном учреждении» //Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С. 74.
  2. Каримов М., Рабдулисманова Л. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» //Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4.
  3. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. — М., 2006.
  4. Могилева В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. — М., 2007.
  5. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Ю. М. Горвича. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, информационная безопасность, образовательная деятельность, познавательная активность, метод сравнения, нежелательное воздействие компьютера, практическое использование, совместное усилие педагогов, электронное средство обучения.


Ключевые слова

Информационная безопасность, ИКТ, дошкольники, развитие ребенка, ФГОС ДО, ценностно-ориентированная деятельность

Похожие статьи

Задать вопрос