Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 07.01.2020

Статья просмотрена: 589 раз

Библиографическое описание:

Шабалин, К. В. Образовательная робототехника как средство формирования креативных способностей старшеклассников / К. В. Шабалин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 428-429. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66097/ (дата обращения: 02.04.2025).



Современная социокультурная и информационная ситуация обусловливает повышенное внимание к научно-техническим инновациям, присущее, в том числе, и школьникам старшего возраста. Теоретические и методически обоснованное психолого-педагогическое воздействие на школьников будет способствовать их креативному развитию при помощи образовательной робототехники.

Ключевые слова: образовательная робототехника, креативные способности, дополнительное образование, мехатроника, обучение робототехнике.

Образовательная цель робототехники в системе дополнительного образования — формирование у школьников умения самостоятельно ставить перед собой учебные цели, находить способы и пути их решения, проводить адекватную оценку своим действиям и достижениям в области технологического моделирования. Достижение поставленной цели возможно при условии развития у школьников умений работы с различными источниками информации, их целевого анализа и систематизации с последующей формулировкой собственного мнения, суждения. Педагогу-руководителю необходимо создавать все предпосылки для успешного освоения учащимися основ информационной компетентности, помогать овладеть методами сбора и накопления информационных материалов, технологиями их осмысления, обработки и применения в практической деятельности. Основными направлениями деятельности детских коллективов в области робототехники можно выделить такие: коллективные — генерация идей, разработка моделей и планирование их конструирования; сборка конструкций; создание и настройка программ; подготовка и участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, мероприятиях различных уровней [1]. Учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом по робототехнике мы выделяем такие: развитие логического и креативного мышления, интуиции, умения самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки; формирование навыков коммуникативности в коллективе, трудолюбия, уважительного отношения к труду других. Результатами обучения робототехнике в учреждениях дополнительного образования являются: усвоенные знания о технических и электронных устройствах, конструкциях радиоэлектронных устройств и профессий с ними связанных; навыки ручной и механической обработки материалов; знание и соблюдение правил техники безопасности; умение творческого решения конструктивных, технологических и организационных задач. В области информационного образования занятия в коллективах технического творчества предусматривают гармоничное развитие личности школьника путем формирования у него культуры общения, творческих и коммуникативных способностей, критического и креативного мышления в процессе творческой деятельности, развитие умений адекватного восприятия окружающей действительности, исследования, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, обучения методам и приемам самовыражения с помощью медиатехнической аппаратуры, что необходимо для достижения поставленной цели. Не менее важной задачей, которая стоит перед образовательной робототехникой, мы считаем выделенную З.Сазоновой и Н.Чечеткиной проблему развития у личности инженерного мышления, как когнитивной функции, которая включает системное мышление, умение ставить задачи и находить пути их решения, совершать открытия в разных сферах инженерно-технического направлениях. Основополагающими принципами инновационного образования и развития инженерного мышления являются: «подготовка к творчеству, переход от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком смысле этого понятия; формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений»; осуществление междисциплинарных связей; продуцирование полихроматичности мышления [2]. Как субъект процесса познания и творческого преобразования мира, учащиеся в процессе реализации своих целей, развивают творческие способности, что является объективным фактором процесса познания окружающей действительности. Повышение качественного и количественного критерия деятельности школьников возможно только через такие отношения, где учащийся действует в рамках объективного и субъективного, что соответствует согласованности между человеком и тем, чем он занимается. Такая позиция приводит к активизации личностного потенциала школьника, как целенаправленной познавательной деятельности, которая в данном случае является субъективной по отношению к объективному. Значимым для нашего исследования является утверждение ряда авторов об эффективности изучения детьми основ робототехники. Так, О. Володченкова, Д. Личнаровская и Ю. Таранова утверждают, что совместное занятие школьников программированием и робототехникой позволяют полноценно развиваться, так как программирование развивает логику, способность к самостоятельному принятию решений и выбора эффективного метода достижения поставленной цели, а робототехника развивает моторику и креативное мышление. Таким образом, у детей развиваются оба полушария, кроме того, присутствует фактор эмоционального восприятия от полученных результатов. Собирая и программируя собственных роботов, школьники решают, как простые, так и сложные конструктивные задачи, обучаются самостоятельной деятельности, готовятся и принимают участие в соревновательной деятельности, что еще больше стимулирует их творческий потенциал на реализацию. Объединяя в себе научные знания из области технологии, математики, физики, мехатроники, кибернетике и информационно-коммуникационных технологий, образовательная робототехника вовлекает учащихся разного возраста в инновационно-техническое моделирование, развивая творческие задатки детей, повышает значимость инженерных профессий среди учащихся, развивает навыки практического выполнения инженерно-технического моделирования и работы с техникой.

Литература:

  1. Кузьмина М. В. Образовательная робототехника: Учеб. -метод. пособ. для работников образ. по разв. образов. робототехники в условиях реализ. треб. Федер. гос. образ. станд. / М. В. Кузьмина. — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка». 2016. — 210 с.
  2. Сазонова З. С., Чечеткина Н. В. Развитие инженерного мышления — основа повышения качества образования: учеб. пособ. / З. С. Сазонова, Н. В. Чечеткина. — М.: МАДИ (ГТУ), 2007. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная робототехника, дополнительное образование, креативное мышление, поставленная цель, задача, инженерное мышление, окружающая действительность, робототехника, учащийся.


Ключевые слова

дополнительное образование, образовательная робототехника, креативные способности, мехатроника, обучение робототехнике

Похожие статьи

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Похожие статьи

Формирование интереса к программам технической направленности у детей дошкольного возраста с помощью образовательной робототехники

Статья посвящена успешной апробации и реализации рабочих программ дополнительного образования детей технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, обоснована актуальность перспективной образовательной технологии констру...

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Задать вопрос