В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и закреплению пройденного со студентами материала. Использование разнообразных методов и приёмов в работе со студентами, позволяет повысить эффективность восприятия лекционного материала, его закрепления и уточнения, найти индивидуальный подход в работе со студентами.
Ключевые слова: компетенции, тестирование, уровень сформированности.
Для определения уровня формирования компетенций студентов Педагогического колледжа, используются различные инновационные способы и средства организации учебного процесса и оценки сформированности профессиональных компетенций у студентов. В таблице № 1 приведены наиболее распространённые из них.
Таблица 1
Способы и средства оценки компетенций студентов Педагогического колледжа
Стандартизированный тест |
Метод, предполагающий проведение тестирования с использованием стандартизированных (формализованных) тестов, результаты которых могут быть статистически обработаны с использованием математического аппарата и единых оценочных критериев. Такое тестирование позволяет сопоставить подготовку учащихся разных курсов и различных специальностей специальности СПО. Такой тест может быть направлен не только на определение глубины полученных знаний, навыков и умений, но и профессиональных компетенций в целом. Он не предполагает выбор только правильных вариантов ответа, но и включает в себя и творческие задание. Разнообразные стандартизированные тесты можно проводит на всех этапах обучения, то есть использовать их как для промежуточного, так и для итогового контроля эффективности учебного процесса и на их основе вносить необходимые коррекции в учебные планы и программы. Примером такого стандартизированного теста могут служить тесты ЕГЭ. |
Модульно-рейтинговая система |
Метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные модули. После изучения каждого модуля предусматривается аттестация знаний в форме контрольной работы, теста, зачета и т.д. Работы оцениваются в балах. Затем сумма набранный баллов суммируется, и выводиться рейтинг для каждого студента. Все завершённые модули включают в себя обязательные виды работ — лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, творческие задания, а также дополнительные работы по выбору. |
Кейс-метод |
Метод, который представляет собой имитирование реального события, связанных с будущей профессией. сочетающего в себе отражение реальной действительности и предлагаемого учебного материала. Учебный материал подается студентам в виде проблем, или «кейсов». Студентам необходимы найти пути выхода из предоставленной ситуации. Знания же в данном способе приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельная постановка целей, сбора и анализ информации, выдвижение и проверки гипотезы, поиск наиболее оптимальных путей решения проблемы, оформление полученного результата и его защита. |
Портфолио |
Метод, который позволяет увидеть не только знания, но и возможности студентов, стимулировать из на поиск и приобретение новых знаний различными способами: рефераты, сочинения, эссе, решения педагогических задач, творческие задания, проекты и т.п. Этот метод наиболее продуктивен, так как студент чувствует себя творчески свободным. |
Метод развивающейся кооперации |
Метод предполагает объединение студентов в группы, для решения задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке. Преподаватель объединяет студентов в творческие группы из 4–5 человек. Группы формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей», «функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит через каждое практическое занятие — это стимулирует развитие логического мышления, организаторских способностей у студентов и дает хорошую практику работы с аудиторией. Важно, чтобы все члены творческой группы выступили в каждой из предлагаемых функциональной ролей. Группы могут быть подвижными или постоянными. После работы в группах над поставленной задачей, студенты предлагают свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. Если имеющихся знаний у студентов недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме. |
Метод проектов |
Метод, который почти всегда носит творческий характер, когда студентам предлагается решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, работая в проектной группе или индивидуально, но с обязательной презентацией результатов проекта. Это может быть готовый продукт или презентация идеи. Метод предполагает предварительные исследование проблемы, сбор и уточнение исходных данных, постановку задачи (формирование задания на проект) и собственно разработку и проведение защиты проекта. |
Деловая игра |
Метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций, кратко формулировать доказательную базу. |
WorldSkills |
Инновационный метод оценки сформированности компетентности студентов, предполагающий проведение демонстрационных экзаменов (соревнований, конкурсов) на специально оборудованных площадках и соответствии с методологией и стандартами международного движения в СПО WorldSkillsIn Russia. Носит соревновательный дух, когда необходимо показать весь свой «багаж знаний, умений и навыков» на демонстрационных площадках. Представление и публичная защита проектов, результатов Деловой игры точно также может быть проведена по методологии WorldSkillsIn Russia. |
Инновационные подходы к образовательному процессу и формализованные методы контроля методы контроля результатов (экзамены, тестирование, конкурсы и т.д.) способны дать вполне объективную оценку уровня сформированности профессиональных компетенций, и создают благоприятные условия для развития познавательных, творческих способностей студентов, активизируют их к самостоятельной работе как на занятиях так и вне учебного заведения, что в целом повышает эффективность учебного процесса.
Литература:
- Архангельская, А.Л. От инноваций в обучении к инновационным формам контроля [Текст] / А.Л Архангельская, Л.А. Дунаева, О.И. Руденко-Моргун // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2007. — № 4 — С. 15-17.
- Гарафутдинова Г.Р., Солошенко Л.П. Технология квалиметрического оценивания уровня сформированности компетенций студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2.
- Жидкова, Р. А. Современные методы оценивания результатов обучения [Текст] / Р.А. Жидкова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2012. — № 28 — С. 5-7.
- Маматова, О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов [Текст] / О.Г. Маматова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 353-355.
- Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст]: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. — М.: Изд — во центр «Академия», 2010. — 200 с.
- Федотова А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции // Ученые записки ЗабГУ. − 2013. № 6(53). − С. 117-124.