В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверную разницу в сторону увеличения совершенствования физических навыков и общего представления о физической культуре.
Ключевые слова: одаренность, обучающиеся, физическая культура, педагогическая деятельность, учитель.
Введение. Воспитание здорового поколения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является одной из важнейших задач современной школы.
Проблема воспитания и обучения одарённых детей в условиях физкультурно-образовательного пространства приобретает ещё большую значимость на современном этапе. Изучение особенностей одарённых детей в области физической культуры и спорта в настоящее время становится актуальным и необходимым.
Н. В. Ахаева в научном исследовании на концептуально уровне раскрыла научные и педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства [1].
Укрепление соматического и психического здоровья, обеспечение личностного роста и формирование позитивных личностных качеств подрастающего поколения является важной задачей, решение которой возможно через физкультурно-оздоровительные программы, в том числе.
Актуальность формирования здоровой и творческой личности обусловлена государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения и нацеленными на развитие массового спорта и оздоровление нации. В связи с этим проявляется тенденция создания спортивных секций, клубов, спортивных комплексов, в которых могли бы заниматься школьники, в том числе со спортивной одаренностью и обеспечивали бы выявление одаренных детей.
И. Ю. Соколик предложила разработанную авторскую методологическую и организационно-методическую систему, позволяющая проводить экспертизу различных сторон одаренности спортсменов с помощью автоматизированных диагностических средств. Автором также разработаны и используются модели и методы для диагностики спортивной одаренности по различным видам спорта [4].
Учеными в области преподавания физической культуры в школах дано определение спортивной одаренности. Отличительная черта спортивно и физически одаренных обучающихся — это энергичность, стремление к участию во всевозможных физкультурно-оздоровительных соревнованиях, подвижных спортивных играх, высокий уровень концентрации внимания, быстрота реакции, легкость в движениях, хорошая координация, физическая выносливость (Л. В. Барышева, Г. И. Семенова, И. Ю. Соколик, Г. С. Ушканова, А. С. Фетисов и др.).
Создание условий для развития и совершенствования спортивно одаренных детей обосновано в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Предполагается, что спортивно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры должна носить системный характер и строиться на следующих принципах:
— выявление спортивно одаренных обучающихся на протяжении всего процесса обучения;
— психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с признаками одаренности и одаренных;
— индивидуально-личностная траектория и дорожная карта, позволяющая проводить мониторинг и удовлетворять запросы спортивно одаренных обучающихся;
— обеспечение вариативности образовательной деятельности с точки зрения содержания, форм и методов обучения в зависимости потребностей и специфики спортивной направленности.
Изучение диссертационных исследований, научной литературы, содержание ФГОС ОО и ВФСК ГТО, дали основание для определения темы исследования и постановки цели — спроектировать и экспериментально проверить педагогическую концепцию работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.
Задачи: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации; разработка педагогической концепции работы со спортивно одаренными детьми; определить критериально-оценочную базу мониторинга уровней физической подготовки одаренных детей.
Объект исследования — спортивно одаренные обучающиеся.
Предмет исследования — содержание и процесс педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ОО.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Начало эксперимента 2019 год.
Методы исследования: мониторинг по результатам реализации педагогической концепции, заложенной в модели, как системе работы со спортивно одаренными обучающимися. Спортивные соревнования, игры, выполнение спортивных упражнений.
Рис. 1. Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Результаты и их обсуждение
Основываясь на научном обосновании развития и диагностики спортивной одаренности Д. В. Крылова и проведя собственный эксперимент, мы получили следующие результаты [2]:
— предложенная педагогическая концепция как вариант решения проблемы развития спортивно одаренных обучающихся школ направлена на совершенствование работы учителя физической культуры в данном направлении;
— разработанная и реализуемая модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры обоснована необходимостью применения системной педагогической технологии индивидуального развития спортивно одаренного школьника.
Вывод. Исследование позволило сделать следующий вывод: программа работы с одаренными детьми должна основываться на комплексных личностно-образовательных моделях, которые могут представлять сложные конструкты, включающие необходимую и достаточную совокупность характеристик, отражающих типологическую классификацию одаренных детей.
Литература:
- Ахаева Н. В. Научно-педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства. Дисс…доктора пед. наук. Усть-Каменогорск — 2016, — 356 с.
- Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, URL: ttps://mir-nauki.com/PDF/24PDMN618.pdf (дата обращения 29.04.2021)
- Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]: психология развития. / П. Пепинский; пер.с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 115 с.
- Соколик И. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Дисс…доктора пед. наук. Минск, — 1998, — 356 с.